Правая рука Овечкина. Как швед помогает русской звезде бить рекорды НХЛ

    Ови и «Вашингтон» были бы другими без уникального центрфорварда из Скандинавии
    capitals / instagram
    capitals / instagram

    Жизнь хоккейного клуба «Вашингтон» разделилась на «до» и «после», когда за команду дебютировал российский нападающий Александр Овечкин. Громадный уже в 19 лет, с невероятно сильным и точным броском, затонированным визором, ярко желтыми шнурками, необычным для нападающего номером из одной цифры — Ови сначала привлек к «Вашингтону» внимание зрителей и новых спонсоров, а затем и спортивные победы. Если с первой задачей Александр справился сам, то выполнение второй было бы невозможно без главного партнера в его жизни — центрфорварда Никласа Бэкстрема.

    Бэкстрем отправился в столицу Штатов на год позже Овечкина, хотя обеих звезд «Вашингтон» забрал на одном драфте, в 2006-м. Но сразу в Вашингтон поехал только россиянин, а швед задержался на родине. Полная противоположность Овечкину — спокойный, сторонящийся лишнего внимания и играющий исключительно на команду — Бэкстрем входил в новую лигу труднее, чем россиянин. Поначалу он мало выходил на лед, а путевку в большую игру получил вследствие травмы одноклубника и соотечественника Микаэля Нюландера. Именно Бэкстрема выслали на замену в звено Овечкина, и взаимодействие между молодыми парнями сразу добавило «Вашингтону» энергии.

    «Да, я думаю, между нами сразу появилась хоккейная «химия», — утверждает Овечкин. — Мы вместе росли. Мы оба европейцы и прошли через примерно одну и ту же школу хоккея. Самая важная штука в том, что понимаем друг друга не только на льду, но и за его пределами». «Он заботился обо мне, когда я только приехал сюда, — вспоминает Бэкстрем о роли Овечкина в своем становлении. — Подбрасывал меня на тренировки и игры. Мы очень старались наладить контакт вне хоккейной площадки».

    Во многом благодаря таланту распасовщика Бэкстрема Овечкин впервые в энхаловской карьере получил главные индивидуальные призы лиги — «Арт Росс Трофи» как лучший бомбардир и «Морис Ришар Трофи» как лучший снайпер. Тот сезон по-прежнему остается для Овечкина рекордным в плане результативности: 82 матча, 65 голов и 112 очков. Показатели Бэкстрема скромнее: 14+55. Но в связке с Овечкиным на скандинава ложились не только обязанности по доставлению шайбы до главной звезды — ему предстояло еще и подчищать огрехи Ови в обороне. С этим Никлас справился не просто удачно — блистательно. Регулярку он завершил с феноменальным показателем полезности — «+37».

    В следующем сезоне Бэкстрем сделал на 11 голевых передач больше, попал в десятку лучших бомбардиров лиги и получил приз «Викинг Эворд» как лучший шведский хоккеист в НХЛ. Но больше всего радовались руководители «Кэпиталз». Благодаря дуэту Овечкин — Бэкстрем они впервые за долгие годы стали стабильно видеть клуб в плей-офф. Дважды за пять лет «Кэпиталз», которые еще продолжали строить команду, пробивали дорогу в полуфинал конференции.

    В сезоне 2009/10 Бэкстрем даже почти опередил Овечкина в списке лучших бомбардиров. С 101 баллом он уступил только ему, Сидни Кросби и Хенрику Седину, а в плей-офф отметился первым в карьере хет-триком. Здесь боссы «Столичных» наверняка разочарованно вздохнули: первый контракт Никласа в клубе заканчивался, нужно было подписывать второй, и его яркие выступления поставили функционеров перед необходимостью серьезно раскошелиться на шведского вундеркинда. В итоге «Вашингтон» закрепил Бэкстрема за собой на 10 лет, а взамен дал ему $67 млн.

    Возможно, на радостях от долгосрочного и дорогостоящего контракта Бэкстрем в следующем сезоне выглядел бледной тенью самого себя. Он набрал только 65 очков. Впрочем, через год Бэки обрел прежнюю форму, от его проблем с психологией ничего не осталось. Но в 2015 г. 28-летний на тот момент нападающий столкнулся с новым видом трудностей — его стали мучить травмы. С ноября по апрель игрок выступал с повреждением бедра, а на операцию лег только после окончания сезона. В результате восстановление заняло больше времени, чем могло бы: Никлас приходил в себя пять месяцев. Возвращение получилось триумфальным — в первом же матче Бэкстрем набрал три очка, а еще через несколько игр провел 600-й матч в НХЛ и набрал 600-е очко за «Кэпиталз». До него отметку пробивали только двое помимо Овечкина — Майк Гартнер и Петер Бондра. При этом тогда же Бэкстрем стал лучшим ассистентом в истории франшизы и продолжает удерживать статус до сих пор.

    Бороться с болью пришлось и в 2018 г. Еще во втором раунде плей-офф против «Питтсбурга» нападающий получил двойной перелом пальца, пропустил четыре игры, но к середине полуфинала вернулся на лед и стал не только обладателем, но и третьим бомбардиром Кубка Стэнли после Евгения Кузнецова и Овечкина. Принять заветную чашу из рук российского снайпера и давнего друга никакой перелом ему не помешал. Хотя Овечкин старательно сопровождал партнера на всем пути его следования с кубком — то ли от беспокойства за сохранность трофея, то ли от нежелания расставаться с призом.

    Есть в коллекции Бэкстрема и другой кубок — Гагарина. В 2012 г. Овечкин привез его в Москву во время локаута. Шведско-русская парочка вдоволь покуражилась над игроками КХЛ. Правда, счастье для поклонников «Динамо», за которое она выступала, было недолгим: Овечкин провел 31 матч в бело-голубой форме, Бэкстрем — 19. После этого руководители клубов НХЛ и профсоюз лиги добились компромисса и вернули звезд на свою сторону Атлантики. А «Динамо» завершило сезон победой в чемпионате КХЛ: 50 матчей на двоих Александру и Никласу по регламенту хватило, чтобы их имена выгравировали на российском кубке.

    Вряд ли когда-то еще зрители КХЛ увидят Бэкстрема не в цветах «Вашингтона». О новом локауте в ближайшее время ничего не говорит, а времени далекого у Бэкстрема не осталось. Карьера нападающего постепенно близится к закату. Зимой прошлого года «Вашингтон» подписал его на пять лет и $46 млн — вероятно, это последний профессиональный контракт главного спутника Александра Овечкина. Следующая остановка хоккеиста — Зал Славы НХЛ в Торонто. Нет сомнений, что туда он попадет сразу после окончания карьеры. На прошлой неделе Бэки провел тысячную игру в лиге. Одноклубники в знак признания сменили привычные номера на 19-й, под которым выступает Никлас. Первый случай, когда Овечкин пожертвовал легендарной восьмеркой.

    «Достаточно щуплый, скромный, я бы сказал, тихий, но все анатомические секреты Бэкстрема — в его бедрах, — характеризовал игрока мануальный терапевт Алексей Жаров, работавший с хоккейной сборной России. — Наши ветераны говорили, что такие мощные бедра были только у знаменитого защитника сборной СССР Алексея Житника, ему в девяностые годы даже дали прозвище Слон. С этой точки зрения Никлас – слон-два. А клюшка — его хобот, которым он передает шайбы Овечкину».