«Формула» Мазепиных: во сколько обошлась отцу карьера сына-гонщика
Агрессивное вождение и скандалы не помешали Никите попасть в элитные гонки21-летний россиянин Никита Мазепин – сын владельца «Уралхима» Дмитрия Мазепина – в начале декабря подписал контракт с командой «Формулы-1» «Хаас». Его напарником в 2021 г. будет сын Михаэля Шумахера Мик. Если место в чемпионате сохранит Даниил Квят, а Никиту не уволят за недавний неприличный пост в Instagram, то в сезоне-2021 впервые в истории «Формулы-1» Россию будут представлять сразу два пилота.
Правильный папа
Для успешного развития в автоспорте нужны солидные финансовые вложения – один сезон в картинге в топ-команде может стоить до 500 000 евро и на первом этапе вкладываются родители. Питерский бизнесмен Михаил Шварцман, отец гонщика «Формулы-2» Роберта Шварцмана, рассказывал Forbes, что за 10 с лишним лет потратил на карьеру сына около 5 млн евро.
Нет ничего удивительного в том, что отцы всех четырех российских пилотов «Формулы-1» – состоятельные люди. Виталий Петров – сын крупного предпринимателя из Выборга. Одним из спонсоров Сергея Сироткина в Ф-1 был Национальный институт авиационных технологий, которым руководил его отец. Папа Даниила Квята – бизнесмен и политик из Башкирии.
Но даже на этом фоне случай Мазепина – особенный. Его отец Дмитрий – владелец и председатель совета директоров «Уралхима», основной акционер компании «Уралкалий». В 2015 г. Forbes оценил его состояние в $1,3 млрд, но затем Мазепин выпал из списка 200 богатейших бизнесменов страны.
Несмотря на занятость, Мазепин-старший всегда принимал деятельное участие в карьере сына. «Отец бывал практически на всех гонках, часто посещал тренировки, – рассказывает Павел Гуськов, тренировавший Никиту в московской школе «Столица Карт». – Он приложил немало усилий ради успеха сына в автогонках. И не только финансовых».
Человек-скандал
К началу 2020 г. Никита Мазепин был достаточно известным пилотом, но прославили его не столько победы, сколько скандалы. К примеру, в 2016 г. 16-летний Мазепин на этапе «Формулы-3» ударил англичанина Каллума Айлотта: конкурент помешал россиянину показать быстрое время на практике. После заезда возмущенный Никита предъявил претензии, а потом два раза ударил соперника по лицу – и был дисквалифицирован на одну гонку.
В 2018 г. Мазепин провел удачный сезон в классе GP-3 – выиграл четыре этапа, занял 2-е место в общем зачете – и перешел в «Формулу-2» (выше уровнем только Ф-1). Но дебютный год оказался неудачным: Мазепин ни разу не доехал до подиума и набрал всего 11 очков. Зато снова оказался в центре скандала. На Гран-при Сочи – 2019 Мазепин спровоцировал крупную аварию. Грубо нарушив правила в зоне безопасности, Никита столкнулся с англичанином Джеком Эйткеном, а после врезался в болид японца Нобухару Мацуситы. Из-за аварии гонку остановили почти на час, а Мазепин в итоге получил четыре штрафных балла.
За излишнюю агрессивность вождения Мазепина часто критикуют болельщики, но Гуськов объясняет, что такой стиль родом из детства. «Мы начали с Никитой не с шести лет – чуть позже, – рассказывает тренер. – Ему всегда приходилось догонять соперников по скорости, многому учиться. Плюс у Никиты случались травмы. Приходилось отвоевывать свои позиции в гонках. Возможно, это повлияло на его стиль вождения».
Прорыв года
В 2020 г. Мазепин смог выйти на новый уровень. Прорыву предшествовала смена команды. Никита дебютировал в Ф-2 пилотом ART GP, но в январе 2020 г. список участников серии пополнила британская команда Hitech GP, которую за несколько лет до этого купил Мазепин-старший, – и Мазепин-младший оказался там. Эксперты, опрошенные «Ведомости. Спортом», говорят о «беспрецедентных» вложениях в проект – в материальную базу и специалистов. В итоге ничем не примечательная команда вдруг стала претендентом на призы.
«В первом сезоне в «Формуле-2» Мазепину было тяжело, потому что его напарником был сильный первый пилот Ник де Врис, – считает Гуськов. – Команда работала на него. Возможно, по Никите что-то было упущено. В 2020 г. ему стало комфортнее, поэтому он и смог раскрыться». «Почему поехал Мазепин? Потому что созрел, в голове все встало на свои места, – полагает бизнесмен Александр Смоляр, чей сын, тоже Александр, выступает в «Формуле-3». – Возраст подошел, мотивация появилась, а опыта уже достаточно. Вот Никита и выстрелил».
Мазепин начал сезон-2020 с 10–14-го места, но на третьем этапе в Венгрии пришел к финишу вторым, а затем выиграл гонку в Сильверстоуне. Позже случились победа на этапе в Муджелло, подиумы в Спа, Сочи и Бахрейне. За одну гонку до финала сезона Мазепин шел на 4-м месте в общем зачете, но в итоге опустился на 5-ю строчку – его обогнал другой россиянин, Роберт Шварцман.
Новый русский
Именно Шварцмана, участника программы подготовки пилотов «Феррари» и «СМП рейсинг», в начале 2020 г. называли главным российским претендентом на место в «Формуле-1». Но тут Мазепин его опередил. Слухи о переходе Никиты в «Хаас» появились в середине октября, а официально новость прозвучала 1 декабря. При этом еще осенью немецкая Bild сообщала, что команда может быть продана Дмитрию Мазепину. Ранее СМИ связывали «Уралкалий» с командами «Форс-Индия», «Рено» и «Уильямс», но до оформления сделок так и не дошло.
Руководитель «Хааса» Гюнтер Штайнер опроверг возможность продажи команды, но подтвердил факт встречи с Мазепиным-старшим. «Мы просто выпили вместе кофе», – заявил Штайнер в интервью порталу Sportsmole.
Деньги, безусловно, одна из причин приглашения Мазепина-младшего в «Хаас», который испытывает финансовые трудности из-за коронакризиса и потери титульного спонсора Rich Energy. По данным Racingnews365, Дмитрию Мазепину придется заплатить за сына в Ф-1 не меньше $22 млн. И это вполне обычная практика для чемпионата. Место в «Уильямсе» для Сергея Сироткина в 2018 г. обошлось в $15 млн программе Бориса Ротенберга «СМП рейсинг».
А канадский миллиардер Лоуренс Стролл инвестировал в «Уильямс», за который в 2017 и 2018 гг. выступал его сын Лэнс (сейчас пилот «Рейсинг пойнт»), около 80 млн евро. Бизнесмен вкладывался в программы развития, содержал часть штата команды и оплатил два двигателя Mercedes.
При этом Оксана Косаченко, бывший менеджер первого российского пилота Ф-1 Виталия Петрова, в приглашении Мазепина в «Хаас» видит не только расходы владельца «Уралкалия». «Для российского бизнеса это ворота в элитные гонки, – полагает Косаченко. – Квят выступает под мощным брендом Red Bull. Проникнуть на эту территорию крайне сложно. А у Мазепина нейтральная команда, с ней можно взаимодействовать».
Плохое поведение
Финансовые возможности Мазепина-старшего стали важным фактором успеха Мазепина-младшего, но не единственным. «В «Формуле-1» все с деньгами, с папами, со спонсорами», – объясняет Смоляр. За сезон-2020 Мазепин действительно прибавил, превратившись из аутсайдера в стабильного претендента на подиум. «Мазепин выглядит готовым к Ф-1, – говорит Смоляр. – Правда, есть у него немножко перебор жесткости на трассе. Менеджмент Ф-1 любит умеренность, нужно быть в рамках правил, а Никита едет «по-русски». Да и за пределами трассы Мазепин по-прежнему несдержан. Уже став пилотом «Хааса», Никита успел попасть в неприятную историю с публикацией шуточного, как он утверждает, видео с полуобнаженной девушкой в Instagram. Ни команда, ни болельщики юмора не оценили: на Change.org собирают подписи за «увольнение» Мазепина из «Хааса».
В дебютном сезоне «Формулы-1» Мазепин вряд ли будет претендовать на призы, полагают эксперты. «Опыт Ф-2, тесты, которые были у Никиты в Ф-1, помогут ему быстрее адаптироваться, – уверен Гуськов. – Да, он ездил на прошлогодних болидах, но это все равно помогает освоиться, понять нюансы. Думаю, если в отдельных гонках Мазепин сможет финишировать в десятке, это будет хорошим результатом».
Тесты – важнейший элемент подготовки пилота. «Машины Ф-1 – это другой уровень, – говорит Смоляр. – Другие перегрузки, другая мощность. Во время тестов пилот примеряется к динамике, торможению, разгону и т. д. Но это очень дорогое удовольствие». Даже в скромной «Формуле-4» день пробных заездов стоит около 5000 евро, а чем выше уровень машин – тем дороже на них «кататься». Но Никита Мазепин никогда не был стеснен в средствах: отец оплачивал и гонки в Новой Зеландии, и многочисленные тесты на формульных болидах, и лучших тренеров. С 2017 г. Никита сотрудничает с Даниэлем Шлессером, который ранее занимался физподготовкой чемпиона мира 2016 г. Нико Росберга. Услуги такого специалиста стоят $100 000–200 000 в год.
Косаченко считает, что качественная подготовка позволит Мазепину показать достойный результат уже в первом сезоне Ф-1. «Во-первых, «Хаас» выступает на приличном уровне, – говорит Косаченко. – Плюс накат, плюс образование, ведь Мазепин – студент МГУ. Чудес ждать не стоит, но это должен быть достойный сезон. И на перспективу хорошо, что команда будет заниматься разработкой машины для нового технического регламента (он вступит в силу в сезоне-2022. – «Ведомости. Спорт») вместе с молодежью».