Европейский спорт в 2024 году получил от спонсоров 23,4 млрд евро
Это больше, чем было до пандемии
Европейская спонсорская ассоциация (ESA) совместно с Nielsen Sports выпустила годовой отчет о европейском рынке спонсорства и пришла к выводу, что в спорте показатели уже превышают те, которые были до пандемии.
Спорт вышел на доковидный уровень
Из отчета ESA следует, что в 2024 г. рынок спортивного спонсорства составил рекордные 23,41 млрд евро. В 2019 г. эта сумма равнялась 20,3 млрд евро. По данным ESA, рост произошел благодаря привлечению спонсоров с Ближнего Востока.
В декабре 2024 г. издание Play the Gamе писало, что Саудовская Аравия подписала около 900 спонсорских соглашений (194 из них заключены в футболе). Государство рассматривает спорт в качестве мягкой силы, которая поможет ему добиться глобального влияния.
За последние годы Саудовский государственный инвестиционный фонд (PIF), управляющий активами на сумму около $925 млрд, активно инвестировал в различные спортивные проекты. В их числе – покупка футбольного клуба «Ньюкасл», организация Суперкубков Испании и Италии, запуск турнира LIV Golf и другие инициативы. С 2021 г. Саудовская Аравия направила в спортивную отрасль около $5 млрд. Эти вложения являются частью более масштабной стратегии, направленной на диверсификацию экономики страны и снижение зависимости от нефтяного сектора. Инвестиции охватывают самые разные виды спорта, включая теннис, бокс, смешанные единоборства и киберспорт.
В спортивную сферу Европы вкладываются и другие страны Ближнего Востока – Катар и ОАЭ. В Абу-Даби, например, пройдет ближайший финал баскетбольной Евролиги, а в Дохе – чемпионат мира по баскетболу 2027 г.
В отчете отмечается, что при этом неспортивный сектор европейского спонсорства (кино, культура, музыка) пока так и не смог выйти на показатели, которые были до пандемии: тогда – 10,43 млрд евро, сейчас – 9,49 млрд евро.
«Резкий рост спонсорской индустрии в 2024 г., превзошедший допандемические уровни, знаменует собой значительное восстановление. Мы осознаем это и считаем переходным этапом», – заявила управляющий директор по международным вопросам Nielsen Sports Саманта Ламберти.
Самым быстрорастущим рынком спонсорства в Европе стала Испания, прибавившая за год 19% – с 1,62 млрд евро до 1,92 млрд евро. Самыми крупными остаются Германия (6,21 млрд евро) и Великобритания (5,57 млрд) – оба за год выросли примерно на 10% каждый.
В ESA отмечают, что в 2025 г. у европейского рынка спонсорства огромный потенциал для увеличения показателей.
Женский спорт – перспективный рынок
ESA пришла к выводу, что в 2025 г. в женский спорт привлечет больше брендов, что будет способствовать его росту. «Не на всех рынках наблюдается большой рост, но мы ожидаем, что 2025 г. станет ключевым для женского спорта, новых мероприятий и развлекательных форматов, а также использования технологий для улучшения впечатлений аудитории», – считает председатель ESA Софи Моррис.
В декабре 2024 г. компания Women's Sport Trust (WST) опубликовала опрос, согласно которому 85% брендов, спонсирующих женский спорт, планируют это делать и дальше. 86% брендов заявили, что спонсорство женского спорта оправдало или превзошло их ожидания по окупаемости инвестиций.
«Тот факт, что существующие спонсоры видят ценность своей деятельности в женском спорте и хотят продолжать свои инвестиции, является настоящей победой для отрасли», – заявил тогда генеральный директор WST Тэмми Парлор.
Англия – магнит для иностранцев
В отчете УЕФА говорится, что 73% европейских футбольных команд в 2024 г. сохранили прежних титульных спонсоров. Чаще всего ими становились беттинговые компании – 15%. На втором и третьем месте расположились представители розничной торговли и профессиональные сервисы – по 12%.
У 68% команд Европы титульными спонсорами являются местные компании, у 84% клубов – местные компании. Наименьшее европейских спонсоров в Англии – 10%. Второе место по этому показателю занимает Греция – 50%. На третьем месте находятся Италия и Испания – по 60%.
В Норвегии и России ни у одной команды нет иностранного титульного спонсора. В Германии и Франции самая большая доля местных титульных спонсоров из топ-5 чемпионатов – 78%.