Инвестиция года: УЕФА выделит 1 млрд евро на развитие женского футбола

    Проект «Неудержимые» позволит увеличить число профессиональных лиг в Европе
    Двукратная обладательница «Золотого мяча» Айтана Бонмати
    Двукратная обладательница «Золотого мяча» Айтана Бонмати /Zuma\TASS

    В последние годы Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) назначил женский футбол одним из приоритетных направлений и активно вкладывается в его развитие. В конце октября 2024 г. организация объявила о беспрецедентной инвестиции: к 2030 г. через турниры клубов и сборных, а также прямым распределением средств среди клубов и национальных ассоциаций на женский футбол будет выделено 1 млрд евро. Программа УЕФА под названием Unstoppable («Неудержимые») призвана сделать футбол самым массовым командным видом спорта среди женщин в каждой европейской стране и увеличить число профессиональных лиг.

    Всплеск популярности

    «Мы наблюдаем невероятное повышение интереса к женскому футболу, что подтверждает, что наш спорт – это уже не просто развивающийся сегмент, а самостоятельное явление, – отметила осенью 2024 г. глава профильного отдела УЕФА Надин Кесслер. – Национальные сборные и клубы добиваются успеха благодаря огромным инвестициям, улучшенным структурам соревнований и тысячам новых возможностей для профессиональной игры. Женский футбол неудержим».

    В последние годы женский футбол действительно демонстрирует впечатляющий рост популярности. Настоящим прорывом стал чемпионат Европы 2022 г. в Англии, где было установлено несколько рекордов. Арены Евро посетило почти 575 000 человек – вдвое больше, чем на предыдущем турнире в 2017-м. А за финалом между Англией и Германией (2:1) на «Уэмбли» следили 87 192 зрителя, что стало рекордом как для женских, так и для мужских чемпионатов Европы. По ТВ за решающей встречей женского Евро наблюдало порядка 50 млн зрителей по всему миру, в Великобритании трансляция стала одной из самых популярных в спортивном сегменте за год.  

    Тенденцию подтвердил финал женской Лиги чемпионов 2023 г. между «Барселоной» и «Вольфсбургом» (3:2). Встреча поставила новый рекорд посещаемости турнира, собрав рекордные 91 553 зрителя на стадионе «Камп Ноу». Игру вновь посмотрело более 50 млн телезрителей. 

    У всплеска популярности женского футбола несколько причин. Важную роль играет глобальная медиаповестка, в которой регулярно звучит тема эмансипации женщин. Не менее значимы и объективные факторы – в частности, рост объема трансляций. К примеру, в марте 2021 г. женская Суперлига Англии впервые продала телеправа отдельно от мужской Премьер-лиги. Sky Sports и BBC платят по контракту 15 млн фунтов в год, минимум 22 матча за сезон транслируются в прямом эфире на бесплатных каналах BBC One и BBC Two.

    После успеха Евро-2022 в женском футболе начали стремительно расти доходы. Активно вкладываться в направление стали крупные компании. Первого эксклюзивного спонсора в истории женского футбола УЕФА получил лишь в декабре 2018 г. – им стала компания Visa. Теперь таких партнеров уже 11, среди них гиганты Amazon, Adidas, EA Sports и PlayStation. По плану, за четырехлетний цикл 2021-2025 гг. УЕФА должен получить более 70 млн евро от спонсорских контрактов по женскому футболу. 

    Солидные доходы приносят и медиаправа. С сезона 2021/22 женскую Лигу чемпионов эксклюзивно показывает стриминговая платформа DAZN – один из лидеров на спортивном медиарынке. Часть матчей бесплатно транслируется на YouTube-канале DAZN. За каждый сезон компания платит УЕФА $8 млн.

    В отчете УЕФА от 2022 г. коммерческая ценность женского футбола оценена в 116 млн евро. Согласно прогнозу до 2033 г. этот показатель может вырасти почти в шесть раз – до 686 млн евро. А аудитория женских матчей, насчитывавшая в 2022-м порядка 150 млн, за ближайшие 10 лет должна увеличиться более чем вдвое – до 328 млн человек.

    Стратегия на годы 

    Рост популярности и экономической эффективности женского футбола – не просто стечение обстоятельств, а часть плана. «Неудержимые» – уже вторая программа развития женского футбола, принятая УЕФА. О первой объявили в начале 2019 г., она называлась «Время действовать» и затрагивала цикл с 2019 по 2024 гг. И хотя на реализацию программы было выделено лишь порядка 50 млн евро, достичь целей удалось. Так, к примеру, число зарегистрированных футболисток с 2016 г. увеличилось с 1,3 млн до 1,6 млн.

    В рамках стратегии «Неудержимые» заявлены еще более амбициозные задачи. Основные из них: сделать футбол самым популярным командным видом спорта для женщин и девочек во всех странах Европы; увеличить число профессиональных европейских лиг и число профессиональных игроков – с 3000 до 5000; сделать футбол самым стабильным и привлекательным с точки зрения инвестиций женским видом спорта.

    Для достижения целей программы уже в 2025 г. сильно изменится ландшафт профессионального женского футбола. С сезона 2025/26 женская Лига чемпионов откажется от классического группового этапа и перейдет на формат единой таблицы из 18 команд (в таком же виде с нынешнего сезона разыгрывается мужская ЛЧ). Кроме того, появится второй еврокубок под названием Кубок Европы.  

    По прогнозам, реформа позволит почти в два раза увеличить выплаты участникам женской Лиги чемпионов. Если по итогам сезона 2023/24 УЕФА распределил среди клубов-участников ЛЧ 24 млн евро, то после завершения сезона 2025/26 эта цифра должна составить 37,7 млн евро, а еще через два года – 46,7 млн. 

    Кроме того, программа «Неудержимые» должна сделать женский футбол более независимым. Как писала The New York Times, сейчас лишь треть (34%) женских команд не входит в структуру мужских клубов. При этом значительная часть из выделенного 1 млрд евро инвестиций УЕФА будет поступать от мужских клубных соревнований УЕФА.

    В России следуют общемировому тренду на продвижение женского футбола – этому посвящена отдельная глава в Стратегии развития футбола до 2030 г. Независимых от мужских клубов женских коллективов в стране мало, но число команд в Суперлиге растет. Если после ребрендинга национального чемпионата в 2020 г. в элитном дивизионе насчитывалось восемь участников, то в нынешнем сезоне их уже 13. В целом в России в футбол играют порядка 40 000 женщин. 

    «Чем больше девочек будет заниматься футболом, тем больше будет аудитория. Именно поэтому одна из ключевых целей для нас – увеличить число девочек, вовлеченных в футбол, – рассказывала в интервью «Ведомости. Спорту» начальник отдела стратегического маркетинга «Зенита» Ирина Лебедева. – Как и в Европе, у нас на матчи приходит значительный процент женской аудитории. Это продукт, ориентированный на семейную аудиторию. [...]. В целом общемировая особенность женского футбола в том, что он как продукт более доступный, открытый, чем мужской. У нас после матча болельщики могут спокойно пообщаться с игроком. У мужчин такие контакты между зрителями и футболистами возникают гораздо реже».