Немецкий футбольный союз продлил соглашение с Volkswagen до 2028 года
В рамках сделки автобренд будет выплачивать организации 20 млн евро ежегодно«Ведомости. Спорт» выбирает самую значимую сделку прошедшей недели.
Немецкий футбольный союз (DFB) продлил действующее соглашение с генеральным спонсором – автомобильным концерном Volkswagen AG – до 31 июля 2028 г. Сделку подтвердил официальный сайт управляющего органа немецкого футбола, подчеркнувший значимость сотрудничества с автопроизводителем, которое длится с 2019 г. Предыдущим партнером DFB на протяжении 45 лет являлся Mercedes-Benz.
Переговоры о продлении соглашения с Volkswagen AG длились больше года – это связано с последними неудачами сборной Германии. Дело в том, что первое соглашение было подписано еще в 2017 г. (вступило в силу спустя два года), задолго до серьезного кризиса трехкратных чемпионов мира. С тех пор Германия дважды вылетала в предварительном раунде чемпионата мира (2018 и 2022 гг.) и на Евро-2020, в связи с чем Volkswagen настаивал на сокращении суммы спонсорских отчислений. По данным издания Bild, DFB ежегодно зарабатывал на сделке порядка 28 млн евро.
В свою очередь, руководство Немецкого футбольного союза апеллировало к автоконцерну многочисленными скандалами с его участием. В частности, из-за истории 2019 г., когда стало известно об установке на автомобили с дизельными двигателями устройств, блокировавших фильтры и приводивших к резкому увеличению вредных выбросов в окружающую среду. Скандал привел к отставке топ-менеджера компании и выплате компенсаций более 2,4 млн потребителей. Также Volkswagen AG за последние годы обвиняли в использовании рабского труда на заводах в Бразилии и Китае, мошенничестве топ-менеджеров и многочисленных претензиях со стороны налоговой полиции.
Условия нового соглашения не разглашаются, но немецкая еженедельная газета Die Zeit фиксирует победу на переговорах Volkswagen AG – автопроизводитель сумел снизить стоимость сделки до 20 млн евро в год. Вполне вероятно, что DFB пришлось пойти на уступки из-за огромной дыры в бюджете в размере 33,5 млн евро. «Если национальная сборная потерпит неудачу на Евро-2024, то и Немецкий футбольный союз окажется не в лучшем экономическом положении», – признался в интервью телеканалу ZDF главный казначей немецкого футбола Штефан Грюнвальд.
Новый футбольный центр за 180 млн евро
Немецкие футбольные фанаты сильно напряглись после выхода весной 2024 г. на ZDF документального фильма «Чемпионат Европы на миллионы – последний шанс для DFB?» В нем репортер Маркус Харм отметил, что кризис DFB во многом вызван гигантскими тратами в размере 180 млн евро на новый тренировочный кампус для национальных футбольных сборных Германии на юге Франкфурта. Изначально стоимость проекта, автором которого стал знаменитый в прошлом нападающий немецкой сборной Оливер Бирхофф, составляла 89 млн евро, а затем возросла до 150 млн.
Возведенная в 2021 г. академия призвана объединить все подразделения DFB на одной площадке: обучение национальных сборных, продвижение талантов, подготовка и дальнейшее образование тренеров и судей, управление ассоциацией и разработка новых методов обучения. «Это крупнейший инвестиционный проект в истории DFB. С тех пор, как англичане построили подобный кампус, они добились больших успехов в молодежном секторе. Мы не можем и не должны почивать на лаврах ЧМ-2014», – заявил в 2015 г. вице-президент DFB Райнер Кох.
Академия включает в себя большое крытое поле с искусственным покрытием, 33 зала для спортсменов, 543 рабочих места на четырех этажах, четыре поля с натуральным травяным покрытием, поле для пляжного футбола, беговые дорожки и технологическую лабораторию.
Соглашения с Nike, TikTok и Klarna
Финансовыми неурядицами Немецкого футбольного союза также обусловлена смена экипировщика сборной впервые с 1950 г. Вместо Adidas новый контракт с DFB достался одному из ключевых конкурентов немецкого флагмана индустрии – Nike. Американская компания будет ежегодно перечислять на счета союза 100 млн евро, что вдвое больше, чем Adidas платит по действующему контракту, который истекает в конце 2026 г.
Это не единственные изменения в экономическом секторе DFB. Помимо Nike, союз начал сотрудничество с платформой социальных сетей TikTok, которая стала официальным информационным партнером организации. Как и в случае с американским экипировщиком, это соглашение вызвало негативную реакцию в Германии. «TikTok представляет собой опасность для нашей демократии, приложение используется не только для распространения дезинформации, но также шпионажа и доступа к данным», – заявил Handelsblatt вице-председатель комитета Бундестага по контролю за разведкой Родерих Кизеветтер.
Кроме того, в начале мая 2024 г. DFB подписал двухгодичное соглашение с поставщиком финансовых услуг Klarna, чьими услугами пользуется более 150 млн клиентов в 45 странах, пишет Kicker. Шведская компания уже активно спонсирует спорт в США, сотрудничая с командой НБА «Чикаго Буллз» и женским футбольным клубом «Эйнджел Сити».
Ожидается, что ближайшие годы станут решающими в намерениях Volkswagen и дальше спонсировать футбол, что во многом будет зависеть от прогресса немецкой сборной. Пока что энтузиазм не самый высокий – если DFB удалось убедить автопроизводителя продлить контракт, то домашний чемпионат Европы пройдет без Volkswagen. Вместо отказавшейся от сотрудничества по экономическим соображениям немецкой компании Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) заключил соглашение с китайским производителем электромобилей BYD.