Событие года: Саудовская Аравия наращивает экспансию в мировой спорт

    Страна тратит огромные деньги на спортивные активы и готовится принять ЧМ по футболу
    Криштиану Роналду стал первым звездным футболистом, который перешел в клуб чемпионата Саудовской Аравии
    Криштиану Роналду стал первым звездным футболистом, который перешел в клуб чемпионата Саудовской Аравии /IMAGO/Sports Press Photo

    Ровно год назад Криштиану Роналду перешел в «Аль-Наср». Трансфер португальца открыл путь для других статусных футболистов. Летом 2023-го болельщики недоумевали от грандиозных цифр в контрактах новичков: 100 млн евро для Неймара, столько же – для Карима Бензема, а Килиану Мбаппе предлагали, по данным журналиста Фабрицио Романо, аж 300 млн. Подбор звезд настолько солидный, что команды Саудовской Аравии вполне могли бы составить конкуренцию топ-клубам из Европы. В декабре Corriere dello Sport даже писала, что местная футбольная федерация обратится в Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) с просьбой предоставить чемпиону страны право участвовать в Лиге чемпионов. 

    Гигантские инвестиции в местную лигу – не прихоть состоятельных шейхов, а один из этапов развития страны в рамках концепции Vision 2030. Она включает масштабные инфраструктурные, туристические, спортивные и прочие проекты.

    Проценты и миллиарды

    Главная цель глобальной стратегии – избавить Саудовскую Аравию от нефтяной зависимости, создать привлекательные условия для инвесторов, повысить международный престиж страны и обеспечить рост доходов поданных.

    Vision 2030 представили в 2016 г., во главе проекта – наследный принц Мухаммед ибн Салман. Документ содержит не только общие слова, но и конкретные целевые показатели, к которым должно прийти королевство в ближайшие годы. Например, уровень безработицы хотят сократить с 11,6% до 7%, расходы домашних хозяйств на культуру и развлечения, наоборот, поднять – с 2,9% до 6%. Государственные доходы, не связанные с добычей углеводородов, планируется нарастить с 16% до 50% бюджета. А заодно должна вырасти роль женщин в экономике: с 22% до 30%.

    Большинство важнейших инициатив, связанных с развитием Саудовской Аравии, подчинены общим целям Vision 2030. Одна из самых нашумевших идей – строительство в пустыне «горизонтального небоскреба» Неон – огромного города, вытянутого в линию длиной в 170 км. Проект оценили в $500 млрд. 

    Более приземленные планы, вписанные в концепцию, – превращение страны в крупнейшего поставщика оружия, создание новой авиакомпании RIA, упрощение визового режима и многое другое. Общая сумма инвестиций в рамках Vision 2030 – $7 трлн. 

    От футбола до гольфа

    За инвестиции отвечает Суверенный фонд Саудовской Аравии (PIF). В 2021 г. организация приобрела английский «Ньюкасл» за 300 млн фунтов – и теперь пытается вывести его в лидеры АПЛ. На родине компания тоже занимается развитием футбола. В 2016-м фонд приобрел клубы «Аль-Наср», «Аль-Ахли», «Аль-Иттихад» и «Аль-Хиляль». Еще недавно за пределами Саудовский Аравии о них ничего не знали, но в этом году на развитие команд Минспорта страны выделил $19,7 млрд. Под развитием понимают прежде всего покупку звезд уровня Неймара.

    На инфраструктуру заложены другие деньги. Новые стадионы построят в том числе к чемпионату мира 2034 г. В октябре Австралия отозвала заявку на проведение турнира, поэтому Саудовская Аравия осталась единственной потенциальной страной-хозяйкой. Сколько она готова вложить во флагманское соревнование ФИФА, пока неизвестно, но можно ориентироваться на пример Катара. Там действует похожая долгосрочная стратегия – Nation Vision 2030, правительство стремится снизить зависимость от экспорта нефти, а на чемпионат мира 2022 г. страна потратила рекордные $220 млрд. 

    При этом саудовцы не ограничиваются футболом. В 2018-м королевство приняло один из этапов электромобильной «Формулы-Е». Спустя три года в Джидде соревновались уже лучшие пилоты «Формулы-1», а с 2020-го Саудовская Аравия – место проведения ралли «Дакар». В планах организовать гонки в классе MotoGP – в 2022-м был подписан меморандум о сотрудничестве с правообладателем Dorna.

    Параллельно Саудовская Аравия запустила экспансию в единоборствах. В Эр-Рияде уже выходили на ринг боксер Тайсон Фьюри и боец ММА Фрэнсис Нганну, в конце 2023 г. прошел суперзвездный боксерский вечер с участием Энтони Джошуа, Деонтея Уайлдера и Дмитрия Бивола, а в марте в столице страны впервые состоится турнир UFC.

    Саудовцы не оставили без внимания даже гольф. В 2021-м объявили о создании новой серии – LIV Golf. Это альтернатива двум существующим турам: почти столетнему PGA Tour и чуть более молодому DP World Tour. Главным козырем в борьбе с конкурентами стали деньги: PIF вложил в проект $244 млн, причем платили не только победителям, а всем участникам – даже аутсайдеры получили минимум $120 000. Сильнейших гольфистов привлекали еще более грандиозными суммами: только за переход под эгиду LIV Golf спортсмену обещали $100 млн. Знаменитому Тайгеру Вудсу предложили $700-800 млн, но он отказался.

    Поначалу более каноничные организации объявили, что не позволят выступать в своих турнирах тем, кто принял деньги саудовцев. Но со временем игнорировать нового участника рынка профессионального гольфа было уже невозможно. Летом 2023 г. PGA Tour и DP World Tour объявили об объединении с LIV Golf.