Турецкая лига тонет в скандалах, клубы просят фанатов помочь деньгами
Еще 10 лет назад чемпионат был одним из сильнейших в ЕвропеВ последние недели турецкий футбол на слуху. Правда, повод не в результатах команд, а в нескольких скандалах.
11 декабря после финального свистка матча 15-го тура чемпионата страны между «Анкарагюджю» и «Ризеспором» (1:1) президент «Анкарагюджю» Фарук Коджа выбежал на поле и ударил главного судью встречи Халила Умута Мелера. Арбитр упал на газон, после чего получил еще несколько ударов от сопровождавших Коджу людей.
Впоследствии президент «Анкарагюджю» заявил, что вышел на поле, чтобы плюнуть в лицо арбитру из-за его «неправильных решений и провокационного поведения». По его словам, удар был не таким сильным, чтобы арбитр упал на газон. По итогам избиения Мелер оказался в больнице, а Коджа и еще два человека были арестованы.
Из-за этого инцидента Федерация футбола Турции на неделю приостановила матчи всех лиг страны. Но после возобновления турнира случились еще две громких истории.
19 декабря президент «Истанбулспора» Эджмель Сарыалиоглу возмутился тем, что судья засчитал спорный гол в игре против «Трабзонспора», спустился с трибуны к кромке и призвал команду покинуть поле. Футболисты «Истанбулспора» некоторое время оставались на газоне, общаясь с соперниками и арбитром, но в итоге Сарыалиоглу настоял, чтобы его команда ушла в раздевалку. Теперь «Истанбулспору», который и так идет на последнем месте в таблице, грозит снятие очков и денежный штраф.
20 декабря в матче второго дивизиона между «Бурсаспором» и «Диярбакырспором» произошла массовая драка. При счете 2:0 в пользу «Диярбакырспора» игрок гостей Буньямин Гезер, забивший второй мяч, повздорил с футболистом «Бурсаспора» Чагатаем Йылмазам. После того, как Йылмаз получил красную карточку, между игроками команд завязалась драка, в которую пришлось вмешиваться полиции. Во время потасовки болельщики бросали с трибун на поле различные предметы. В общей сложности красные карточки по итогам инцидента получили пять игроков. После паузы встреча продолжилась, счет остался прежним.
За последние 15 лет турецкий футбол пережил несколько стадий. От бронзы сборной на Евро-2008 (получили вместе с Россией за выход в полуфинал) и стабильного места в топ-10 лиг Европы до провала на Евро-2020 (ноль очков на групповом этапе и лишь один забитый мяч) и вылета лиги из топ-15 рейтинга Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА).
«Ведомости. Спорт» рассказывает, за счет чего турецкий футбол переживал расцвет в первые десятилетия XXI века и выясняет, в каком состоянии местный чемпионат пребывает сейчас.
Главный болельщик
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган находится на важнейших государственных постах вот уже 20 лет. Он не раз называл футбол своим любимым видом спорта. Более того, Эрдоган хотел стать профессиональным игроком. Помешал карьере отец, который считал футбол несерьезным занятием – настаивал, чтобы сын получил образование. Тем не менее до 27 лет Эрдоган выступал на полупрофессиональном уровне в различных стамбульских командах.
«Моя карьера в футболе началась в 15 лет. Я рос на окраине Стамбула, и мы целыми днями гоняли самодельный мяч на улице, – рассказывал Эрдоган в интервью телеканалу NTVSpor. – Меня заметили и пригласили играть за любительский клуб «Эрокспор», затем я перебрался в «Камиалты», а уже оттуда меня пригласили в «ИЕТТ Спор» – один из ведущих любительских клубов Стамбула, где я провел семь сезонов, стал капитаном и выиграл пять титулов».
Любовь к футболу Эрдоган сохранил на всю жизнь и до сих пор напрямую влияет на многие процессы в этом виде спорта. Об этом ниже.
Футбол еще со времен Османской империи был главным видом спорта в Турции. Но серьезных результатов на международной арене клубы не показывали вплоть до начала нынешнего века. Тогда появился «Галатасарай» Фатиха Терима. Специалист отыграл за стамбульскую команду большую часть карьеры, а вскоре возглавил ее.
«Галатасарай» Терима отличала дисциплинированность и стабильность. Коллектив во главе с бывшим форвардом «Барселоны» Георге Хаджи четыре раза подряд становился чемпионом страны. В 2000-м завоевал Кубок УЕФА, победив лондонский «Арсенал», а затем взял и Суперкубок Европы, обыграв «Реал». Вскоре результат начали показывать и другие клубы – например, «Бешикташ» дошел до четвертьфинала Кубка УЕФА 2002/03.
Параллельно с этим в Турции происходили важные политические изменения. В июле 2001 г. бывший мэр Стамбула Эрдоган учредил Партию справедливости и развития, которая победила на парламентских выборах в ноябре следующего года.
Чемпионат звезд
В наследство Эрдогану досталась кризисная экономика. Среди прочего в 2003-м инфляция составляла 45%, а импорт в два раза превышал показатель экспорта, был зафиксирован большой дефицит торгового баланса.
Главными драйверами подъема стали развитие промышленности, строительства и туризма. Также правительство Эрдогана активно инвестировало в развитие инфраструктуры и привлекало в страну иностранный капитал. ВВП Турции начал расти более чем на 5% в год – если в 2003-м он был на уровне $303 млрд, то в 2013-м составлял уже $820 млрд. Чтобы уменьшить инфляцию, в 2004-2005 гг. провели денежную реформу. Инфляция снизилась до 7,5% в 2013-м, это укрепило турецкую лиру.
Положительные изменения сказывались и на спорте. Власти решили выводить турецкий футбол на топ-уровень, в том числе делать лигу более конкурентоспособной. В 2014-м скромный клуб «Истанбул Башакшехир» с окраин Стамбула приватизировала группа близких к правящей Партии справедливости и развития бизнесменов во главе с Гокселем Гюмусдагом – мужем племянницы жены Эрдогана.
Обновленный клуб сразу стал претендентом на еврокубки и построил новый стадион. В матче открытия выступила группа чиновников во главе с президентом – Эрдоган сделал хет-трик и получил приз лучшему игроку. По итогам сезона 2019/20 «Истанбул Башакшехир» победил в чемпионате.
Большинство региональных клубов в Турции принадлежат государству. Но в ведущих командах страны – «Галатасарае», «Фенербахче» и «Бешикташе» – другая система управления. Ими владеют сотни тысяч болельщиков, так называемых членов клуба. Они нанимают на работу менеджеров, которые и руководят операционной деятельностью. С развитием экономики топ-клубы решили приглашать к себе звезд.
Первым был Роберто Карлос, который перешел из «Реала» в «Фенербахче» в 2007-м, хотя имел на руках предложения от миланского «Интера» и лондонского «Челси». Турецкий клуб поднял зарплату бразильцу в полтора раза – до 3,5 млн евро в год.
Вскоре в турецкую Суперлигу перебрались и другие звезды. К примеру, Уэсли Снейдер перешел в «Галатасарай» лишь спустя три года после победы с «Интером» в Лиге чемпионов сезона 2009/10 – соблазнился на зарплату в 5,5 млн евро в год. Португальский талант Рикарду Куарежма и вовсе перебрался в «Бешикташ» в самом расцвете – 27-летний полузащитник перешел из «Челси» в 2010-м за приличные по тем временам 7,3 млн евро.
Кроме того, в «Бешикташ» перешли экс-игроки «Реала» Гути и Пепе, а также бывший форвард «Баварии» Марио Гомес. За «Галатасарай» выступали легенда «Челси» Дидье Дрогба, экс-нападающий «Арсенала» Лукаш Подольски, бывший форвард «Атлетико» Радамель Фалькао. Цвета «Фенербахче» защищали экс-нападающий «Манчестер Юнайтед» и «Арсенала» Робин ван Перси и экс-форвард «Челси» Николя Анелька. И это далеко не полный список звезд, которых привлекла турецкая Суперлига.
Большое число известных игроков сказалось на интересе вещателей и объеме ТВ-контракта. В 2016 г. права на трансляции чемпионата приобрела фирма Digiturk – дочерняя компания катарской кабельной сети BeIN Sports. По соглашению катарцы платили турецкой Суперлиге невероятные $500 млн в год. Это было больше, чем получали за внутренние права клубы итальянской Серии А и немецкой Бундеслиги.
Трансферы в долг
В том же году в Турции многое изменилось. В июле часть турецких военных предприняла попытку военного переворота. В ответ власти провели массовые чистки в государственных структурах, что сказалось на курсе лиры. Параллельно у Турции испортились отношения с США из-за дела американского пастора Эндрю Брансона, который с 2016-го по 2018 г. находился в Анкаре под стражей по обвинению в связях с террористами. Отказ от освобождения пастора привел к введению санкций – тогдашний президент США Дональд Трамп вдвое повысил пошлины на турецкие сталь и алюминий. Это решение обвалило валютный рынок Турции. Кроме того, в стране началась сильная безработица – найти работу не мог каждый четвертый молодой турок.
На фоне общенациональных сложностей в футболе проблем оказалось не меньше. Выяснилось, что все последние годы турецкие топ-клубы приобретали звезд в кредит. В период с 2013-го по 2021-й долг трех ведущих команд, а также «Трабзонспора» вырос на 579% и составил $1,89 млрд. Как писала газета Daily Sabah в 2021-м, $714 млн задолжал «Фенербахче», $494 млн – «Галатасарай» и $536 млн – «Бешикташ». Руководители этих клубов покупали звезд в кредит, чтобы порадовать болельщиков и остаться на своих постах. О среднесрочных последствиях таких трансферов они не задумывались.
После начала кризиса звезды начали массово покидать Турцию. Причем многие со скандалами. Например, бывшему форварду ЦСКА Вагнеру Лаву «Бешикташ» не платил зарплату на протяжении пяти месяцев, в связи с чем ему пришлось пожаловаться на клуб в ФИФА. В 2020-м немцы Макс Крузе и Лорис Кариус одновременно разорвали контракты с «Фенербахче» и «Бешикташем» соответственно, сославшись на задержки выплаты зарплаты. Из-за финансовых проблем из «Бешикташа» в «Лилль» отправился и один из лучших турецких футболистов Бурак Йылмаз.
За два последних года общий долг команд снизился, но он по-прежнему превышает $1 млрд. От отчаяния клубы начали просить болельщиков скидываться на зарплаты игрокам. Так, фанаты «Фенербахче» в 2021-м насобирали 4 млн евро на оклад немецкому полузащитнику с турецкими корнями Месуту Озилу, который к тому моменту уже явно находился на спаде.
Чемпионат 2021/22 был последним по ТВ-контракту с BeIN Sports. Причем вопрос о продлении стоял вплоть до начала следующего сезона. Одной из причин был конфликт вещателя с «Фенербахче». Клуб обвинил канал в заговоре – якобы на их матчах комментаторы болеют за другие команды, а болельщиков глушат в трансляциях. В «Фенербахче» посчитали, что в этом виновата бывшая сотрудница «Галатасарая» Ханде Сумерташ, которая устроилась на работу в BeIN Sports.
На первом тендере, который прошел в марте 2022-го, вещатель предложил контракт на $150 млн в год – более чем в три раза ниже прежнего. Турецкая федерация отвергла это предложение, в итоге контракт заключили, но только на два года и официально сумму соглашения не назвали. По разным данным, BeIN Sports все-таки решил платить за медиаправа от $300 до $370 млн в год. Уже в конце нынешнего сезона Суперлиге вновь нужно будет переподписывать ТВ-контракт, и есть ощущение, что его сумма не поднимется.
Примечательно, что усиление местного чемпионата никак не сказалось на успехах сборной Турции. После Евро-2008 команда сыграла только на двух крупных турнирах – Евро-2016 и Евро-2020. В обоих случаях не смогла выйти из группы. Не помогал даже лимит на легионеров, который в разных вариациях действует в Турции с того же 2008-го. В Суперлигу приезжало множество дорогих и не очень легионеров, они заполняли все возможные слоты в заявке. А молодые турки сидели в запасе без стремления уехать в Европу, где у них не будет надбавки за паспорт. В какой-то момент число иностранных игроков в чемпионате перевалило за 60%.
Надежда на сборную
Сейчас турецкий футбол по-прежнему находится в кризисе. Как, собственно, и вся экономика страны. В августе 2022-го ни один клуб Суперлиги впервые за 27 лет не смог пробиться в групповой этап Лиги чемпионов. Сейчас Турция занимает девятое место в рейтинге УЕФА и имеет право делегировать в еврокубки лишь четыре команды.
Очередная волна проблем пришла в феврале нынешнего года, когда на территории страны случилось сильнейшее за 80 лет землетрясение. Инфраструктура многих клубов была разрушена, с соревнований в различных футбольных дивизионах снялось 13 команд. Большинство легионеров покинуло Турцию. Суперлига пыталась их сохранить – решила приостановить действие лимита и не считать оставшихся игроков иностранцами. Но все равно в какой-то момент в клубах элитного дивизиона числилось лишь девять представителей зарубежных стран.
За полгода после землетрясения шок прошел, и летом «Галатасарай», «Фенербахче» и «Бешикташ» подписали несколько звезд прошлого и нереализовавшихся талантов, среди них бывший форвард «Интера» Эдин Джеко, экс-нападающий «Манчестер Юнайтед» Нани, бывший полузащитник «Кристал Пэлас» Уилфрид Заа, экс-защитник «Манчестер Сити» Анхелиньо, бывший форвард «Аякса» Душан Тадич и др.
Сильно эти игроки своим командам не помогли. В осенней части сезона еврокубков турецкие клубы выступили нестабильно. Чемпион страны «Галатасарай» набрал четыре очка в двух матчах с проблемным «Манчестер Юнайтед», но все равно в плей-офф Лиги чемпионов не вышел, уступив вторую строчку скромному «Копенгагену». «Бешикташ» не смог преодолеть групповой этап в Лиге конференций, заняв третье место после бельгийского «Брюгге» и норвежского «Буде-Глимта». «Фенербахче» завоевал путевку в плей-офф ЛК только в последнем туре, разгромно проиграв в группе датскому «Норшелланну» (1:6), а также уступив болгарскому «Лудогорцу» (0:2).
Впрочем, есть и позитивные моменты. Сборная Турции вновь сыграет на Евро. Команда, которую возглавляет итальянец Винченцо Монтелла, заняла первое место в группе отбора на турнир следующего года с Хорватией, Уэльсом, Арменией и Латвией. Многие лидеры нынешней национальной команды не имеют отношения к местному чемпионату. Некоторые уехали из Турции еще юниорами (Дженгиз Ундер, Мерих Демирал), а некоторые (Хакан Чалханоглу, Мерт Мюлдюр) и вовсе были потомками турецких мигрантов и выросли за пределами страны.