Экс-защитник «МЮ» сделал карьеру в медиа и зарабатывает $13 млн в год
Рио Фердинанд – издатель журнала, эксперт на ТВ и автор YouTube-канала на 1 млн фолловеров«Ведомости. Спорт» продолжает рассказывать о том, чем занимаются знаменитые футболисты после окончания карьеры. Новый герой рубрики – бывший защитник сборной Англии и «Манчестер Юнайтед» Рио Фердинанд.
Еще во время выступлений за «МЮ» основал музыкальный лейбл и журнал с интервью
Фердинанд вырос в Пекеме, криминализированном районе Лондона, в большой семье (братья Рио Энтон и Лес также были футболистами). Его мама была няней, а отец работал портным. Детство получилось небогатым, поэтому Рио всегда мечтал о профессии, которая могла бы обеспечить ему солидный достаток. Фердинанд занимался футболом, балетом и параллельно посещал драматический кружок, раздумывая над тем, чтобы стать актером.
Но в итоге остановился на спорте, поскольку его выдающиеся способности отмечали все тренеры. «Я буду называть тебя Пеле, сынок… мне нравится, как ты играешь», – сказал один из наставников Дэвид Гудвин, когда Фердинанду было 11 лет. В молодежных командах Рио выступал на позиции атакующего полузащитника. Он восхищался Диего Марадоной, Франком Райкардом и Полом Гаскойном и надеялся стать тем, кто ведет игру, а не разрушает. Однако после подписания первого профессионального контракта с «Вест Хэмом» в 1995-м Рио перевели в центр обороны.
Первый матч за сборную Англии Фердинанд провел спустя два года после дебюта на взрослом уровне, став в 19 лет самым молодым на тот момент защитником, который надел форму национальной команды. В 2000-м Рио перешел в «Лидс» за невероятные по тем временам 18 млн фунтов, а через два года оказался в клубе всей своей жизни – «Манчестер Юнайтед» заплатил за Фердинанда рекордные 30 млн фунтов.
В составе «МЮ» Рио выиграл все возможные трофеи, главными из которых стали пять побед в Английской премьер-лиге (АПЛ) и триумф в Лиге чемпионов 2007/08. В 2014-м Фердинанд покинул «Юнайтед» и, проведя сезон за «Куинз Парк Рейнджерс», завершил карьеру в 36 лет.
Даже во время лучших лет в «Манчестере» Фердинанд понимал, что футбольная карьера скоротечна и задумывался над тем, что ему делать дальше. Алексу Фергюсону не нравилось, что его ведущий защитник тратит много времени на посещение светских мероприятий, участие в ТВ-передачах и ведение аккаунта в Twitter (заблокирован на территории РФ), куда Рио иногда писал прямо во время матчей. Фердинанд же занимался всем этим не ради веселья.
«Рио всегда готовился к жизни, которая ждет его после футбола, – рассказывал Фергюсон в своей автобиографии. – Когда-то я поступал так же». Фердинанд в первой главе автобиографии #2Sides, выпущенной в октябре 2014 г., среди прочих благодарил своих агентов и советников за то, что они помогли ему «подготовиться к жизни после футбола».
Первую инвестицию Фердинанд совершил в 27 лет, в 2005 г. основав музыкальный лейбл White Chalk Music. Защитник объявил конкурс талантов в Манчестере, чтобы подписать юных артистов. Тогда лейбл заключил контракты с Мелоди Джонсоном и Ниа Джаем, которые впоследствии стали звездами в Англии. Рио тоже попробовал себя в музыке и записал рэп-композицию для альбома Джая в 2010-м.
После открытия лейбла Фердинанд начал знакомиться с другими сферами шоу-бизнеса. В 2006 г. он впервые появился на ТВ в качестве ведущего – в программе Rio's World Cup Wind-Ups защитник разыграл своих партнеров по сборной Англии. Спустя несколько лет футболист основал журнал Five (номер Фердинанда на футболке во время выступлений за «Манчестер»), где общается со звездами спорта, киноактерами, музыкантами и т.д.
Первое интервью Рио взял у 50 Cent, затем были Роджер Федерер, Джейми Фокс, Микки Рурк, Борис Беккер, Снуп Дог, Уилл Смит и многие другие. Среди футболистов героями текстов Фердинанда становились, в частности, Уэйн Руни, Гарет Бэйл, Рияд Марез и Жерар Пике. Во время спортивной карьеры на подготовку номера Рио тратил все выходные – регулярно летал в США и другие европейские страны для очередного интервью.
Стал звездой YouTube и Twitter и открыл свой бренд одежды
Постепенно журнал отошел на второй план, Фердинанд решил сделать акцент на работу в кадре. В 2013-м, еще выступая за «МЮ», защитник подписал контракт с телекомпанией BT Sport (сейчас называется TNT Sports), одним из вещателей АПЛ на территории Великобритании. Он приезжал в студию в том числе после своих матчей, чтобы анализировать основные моменты тура. На время ЧМ-2014 Фердинанд отправился в Бразилию, где работал экспертом на телеканале BBC.
Когда с футболом было покончено, Фердинанд начал появляться в студии на регулярной основе и вскоре стал одним из ведущих экспертов наряду с бывшими партнерами по сборной Англии Гари Невиллом и Джейми Каррагером. За работу на TNT Sports Фердинанд получает $7 млн в год.
Даже те, кто не уважает мнение Фердинанда, вынуждены обращать на него внимание, поскольку Рио продолжает активно вести Twitter. Его аккаунт с комментариями о футбольных и не только событиях – уже отдельное медиа. На Фердинанда подписано 11,9 млн человек. Это больше, чем у The Guardian (10,9 млн) и почти в шесть раз больше, чем у The Sun (2 млн). «Воины клавиатуры постоянно оскорбляют тебя в интернете, а потом первые подходят за автографом или фото», – с насмешкой говорит Рио о своей деятельности в соцсетях.
Кроме того, Фердинанд активно развивает YouTube-канал, у которого на данный момент 998 000 подписчиков. В роликах Рио рассуждает о последних футбольных новостях, а также вспоминает интересные истории из прошлого. Причем Фердинанд не всегда сам появляется в видео – новости разбирают его сотрудники, бывшие футболисты или инсайдеры.
«Многие игроки не готовы к обычной жизни, – отмечает Рио. – Им начинает казаться, что они бесполезны, что они ничего не умеют, кроме как играть в футбол, что у них нет нужных навыков, чтобы справляться с проблемами. А ведь у них впереди целая жизнь. Важно найти то, что тебе было бы интересно. У меня это получилось».
Карьерой в медиа интересы Фердинанда не ограничиваются. Бывший защитник зарабатывает порядка $13 млн в год благодаря нескольким бизнес-проектам.
В 2011 г. совместно с агентством New Era, которое помогало Рио при создании журнала, он запустил бренд обуви и аксессуаров #5. Особенной популярностью по сей день пользуются бейсболки. «Когда я назначал кому-нибудь встречу, мне говорили: не забудь захватить свою кепку в подарок», – вспоминал Фердинанд.
Неоднозначную реакцию вызвало появление под этим же лейблом небольших мужских повседневных сумок, которые напоминали те, что носят девушки. Рио призвал парней «принять свою женскую сторону», сказав: «Мне действительно нравятся мужские сумки, я использую их постоянно, они идеально подходят для активного образа жизни».
Зашел Фердинанд и на рынок гастрономии, открыв в 2009-м в Манчестере ресторан итальянской кухни Rosso Restaurant. Заведение было одним из самых модных в городе, там часто ужинали представители футбольного мира (например, ресторан любил главный тренер «Манчестер Сити» Пеп Гвардиола) и шоу-бизнеса (заведение регулярно посещал участник популярной музыкальной группы One Direction Гарри Стайлз).
Однако на Rosso сильно повлияла пандемия коронавируса – ресторан был закрыт больше года, а после возобновления работы так и не смог выйти на былые обороты. Более того, в 2021-м выяснилось, что зданию, где расположено заведение, требуется реконструкция. В сентябре нынешнего года Rosso официально закрылся. Впрочем, Фердинанд вряд ли сильно расстроился – рестораторское дело никогда не было для него основным.