«Барселона» требует от Nike улучшить условия спонсорского контракта

    Клуб получает от производителя экипировки 155 млн евро в год, но хочет больше
    «Барселона» выступает в форме Nike с 1998 г.
    «Барселона» выступает в форме Nike с 1998 г. /David S.Bustamante / Soccrates / Getty Images

    Испанская «Барселона» изучает возможность разрыва контракта с действующим техническим спонсором – американской компанией Nike. Об этом сообщает каталонское издание Diario Sport.

    Футболисты «Барселоны» играют и тренируются в экипировке от Nike с 1998 г. По действующему соглашению, подписанному в 2016 г. и рассчитанному до 2028 г., американская компания платит каталонскому клубу 155 млн евро в год. В «Барсе» считают, что эта сумма не отвечает условиям рынка. Как отмечает издание, в клубе не уверены, что смогут добиться от Nike расторжения контракта, но рассчитывают на пересмотр его условий.

    По данным Diario Sport, сменить Nike в качестве экипировщика «Барселоны» могут немецкая компания Puma и американская New Balance. Обе уже контактировали с каталонцами на предмет возможности заключения договора о техническом спонсорстве. Компания Puma представлена во всех пяти ведущих европейских чемпионатах. В экипировке от немецкого производителя, в частности, играют «Манчестер Сити», «Милан», дортмундская «Боруссия». Из испанских клубов Puma сотрудничает с «Валенсией» и одним из лидеров сезона 2023/24 «Жироной». В форме New Balance из всех представителей топ-5 европейских лиг выступает лишь французский «Лилль».

    Недовольство «Барселоны» финансовыми условиями соглашения с Nike тяжело поддается объяснению, поскольку это одна из самых дорогих, а, возможно, самая дорогая сделка между клубом и техническим экипировщиком в мировом футболе. Сопоставимые средства зарабатывают лишь «Реал» и «Манчестер Юнайтед» на сделках с компанией Adidas.

    Мадридскому клубу партнерство с немецким брендом, по различным данным, приносит от 120 млн евро до 152 млн евро за сезон. «Манчестер Юнайтед», по данным британского издания Daily Mail, в период с 2026 по 2035 гг. увеличит заработки по новому контракту с Adidas с 75 до 90 млн фунтов (порядка 104 млн евро) в год. Больше в мире нет футбольных клубов, которые зарабатывали бы более 100 млн евро в год на сделках с техническими спонсорами.

    По данным Diario Sport, недовольство «Барсы» может быть связано не только с финансовыми условиями сделки с Nike. В частности, клуб не совсем удовлетворен качеством обслуживания, дизайном и выполнением пожеланий игроков. Конкретные примеры недовольства не приводятся. Вместе с тем близкие к Nike источники ответили, что соблюдать требования непросто, так как сама «Барса» иногда затягивает с решениями или сроками.

    Работая над ростом коммерческих доходов, «Барселона» решает важную проблему сокращения долгов. В отчетности, опубликованной в конце сентября 2023 г., клуб объявил, что чистый долг сокращается второй год подряд. По состоянию на июнь 2023 г. он составлял 552 млн евро, год назад – 680 млн евро. Кроме того, «Барселона» сообщила, что по итогам последнего финансового года (он совпадает по срокам с футбольным сезоном 2022/23) чистая прибыль после уплаты налогов составила 304 млн евро.

    В футболе известен случай, когда известный клуб разорвал действующую сделку с New Balance ради ухода к Nike. В 2020-м так поступил «Ливерпуль». Прежде чем согласовать сделку с Nike, клуб прошел через тяжбу с New Balance в Высоком суде Лондона. С иском против «Ливерпуля» в суд обратился экипировщик. В New Balance указывали, что по контракту обладали правом автоматически продлить соглашение с «Ливерпулем», если бы повторили финансовые условия конкурента (в данном случае Nike). Но клубу удалось убедить суд в других преимуществах Nike: объем сети магазинов и маркетинговая привлекательность бренда. Новый спонсор обязался размещать форму «Ливерпуля» в 6000–8000 точек продаж по всему миру. 

    Суд принял во внимание аргументы «Ливерпуля» и разрешил клубу сделку с Nike. Интересно, что за время действия соглашения «Ливерпулю» пока не удалось побить рекорд по продажам футболок, достигнутый c New Balance: 2,9 млн экземпляров во всем мире в сезоне 2018/19.