«Тоттенхэм» вывел в лидеры уникальный тренер. Постекоглу вырос в Австралии, а первую команду возглавил в 12 лет
В 1999-м соперничал с «МЮ» Фергюсона, в 2018-м отказался от поездки на ЧМ в Россию«Тоттенхэм» выдал лучший для себя старт в Английской премьер-лиге (АПЛ) – в восьми турах лондонская команда одержала шесть побед и дважды сыграла вничью, набрав в общей сложности 20 очков. Получится ли у «Тоттенхэма» сохранить такой темп вдолгую и ввязаться в борьбу за чемпионство – покажет время. Но уже сейчас понятно, что коллектив сделал шаг вперед по сравнению с последними сезонами, которые запомнились нестабильными результатами, блеклой игрой и внутренними конфликтами.
Главный автор преобразившегося «Тоттенхэма» – австралийский тренер Эндж Постекоглу. После его назначения в июне многие фанаты жаловались, что руководство отдало команду в руки специалисту без имени. Широкому кругу болельщиков Постекоглу действительно знаком не был, но карьера 58-летнего австралийца богата на трофеи (в частности, он становился чемпионом в трех разных странах), а начало сезона АПЛ сняло все вопросы. «Ведомости. Спорт» изучает детали биографии новой тренерской звезды Премьер-лиги.
Оказался в Австралии из-за политики, вынужденно закончил карьеру в 27 лет
Рубеж 1960-70-х – темная страница истории Греции. С 1967 г. страной управляли так называемые «Черные полковники». Эта группа политиков националистического толка только в первые дни у власти отправила в тюрьму более 6 500 человек и ввела целый перечень правил – от запретов на разводы до обязательного для детей посещения церквей. Пострадала и семья Постекоглу – отец Ангелоса Димитрис потерял бизнес, а мама Вула место на фабрике.
Димитрис хотел увезти семью подальше от репрессивного режима и поехал с женой и двумя детьми (Ангелосу было 5, его старшей сестре Лиз 10) в Австралию. К новой стране Постекоглу адаптировались с огромным трудом. Отец и мать все время пропадали на заработках: он был разнорабочим, она трудилась швеей. Ангелос был сам по себе, мальчик даже не мог найти друзей, потому что не знал английского. Самым счастливым днем для него было воскресенье, которое семья проводила вместе – сначала ходили в церковь, а затем отец и сын отправлялись на стадион.
Постекоглу-старший был страстным фанатом футбола. В новой стране игра с мячом стала его отдушиной, Джим (так в Австралии называли Димитриса) брал восьмилетнего Энджа (а так переиначили Ангелоса) с собой на матчи «Саут Мельбурна» – клуба, основанного греческими иммигрантами. Сын быстро проникся и начал тратить на футбол все свободное время – искал литературу об игре, жадно смотрел матчи по ТВ и собирал журналы с наклейками футболистов.
Когда Постекоглу исполнилось девять лет, отец отвел его в академию «Саут Мельбурна» и сам регулярно оставался наблюдать за тренировками сына. Жизнь сделала из Джима жесткого человека, так что он никогда не хвалил ребенка. «Неплохо, но можешь лучше», – было его любой фразой.
Эндж настолько любил футбол, что, помимо академии, организовал собственную команду в школе – благодаря спорту он наконец нашел сблизился с одноклассниками. Футбол всегда был на вторых или даже третьих ролях в Австралии, поэтому наставника для юношей не нашлось – играющим тренером пришлось стать 12-летнему Постекоглу. Получилось лучше некуда – его школьная команда выиграла чемпионат штата Виктория в своем возрасте. Финал прошел на стадионе «Саут Мельбурн», где через семь лет Эндж дебютировал уже в качестве профессионального футболиста.
За этот клуб защитник провел всю карьеру, с 21 года исполняя роль капитана. Правда, выступал на взрослом уровне Постекоглу всего лишь 10 лет – успел выиграть два чемпионата Австралии, четыре раза вышел за сборную страны, но вынужден был закончить в 27 из-за травмы колена.
Следующие несколько лет оказались сложнейшими в жизни футболиста – он сидел без работы и не знал, чем будет заниматься дальше. В 1996-м с Энджем неожиданно связались представители все того же «Ист Мельбурна» – клуб уволил главного тренера и предложил своему бывшему защитнику занять его место. 31-летний Постекоглу думал недолго.
Лишился работы после скандального интервью, первый опыт в Европе получился неудачным
Под руководством молодого специалиста коллектив дважды подряд выиграл чемпионат Австралии, в 1999-м победил в Лиге чемпионов Океании и пробился на клубный чемпионат мира, где встретился с «Манчестер Юнайтед» сэра Алекса Фергюсона, который только что оформил требл. Успех был очевиден, и Постекоглу пригласили тренировать молодежную сборную Австралии. С ней он трижды взял золото на чемпионате Океании (в 2001, 2003 и 2005 гг.), но на молодежный ЧМ-2007 в Канаде квалифицироваться не смог.
Объяснить результат Постекоглу пригласили в программу World Game, которую вел бывший футболист сборной Крейг Фостер. Там Эндж выступил нетривиально – отказался брать вину на себя, объяснив неудачу общими проблемами австралийского футбола (к примеру, недостатком детских академий) и переходом из Конфедерации футбола Океании в Азиатскую конфедерацию (случился в 2006-м). Местные футбольные власти таким поведением остались недовольны, и Постекоглу лишился работы.
Предложений из клубов не было, так что специалисту пришлось устроиться экспертом на телеканал Fox Sports. К счастью, связно излагать мысли наставник умел всегда – после переезда в Австралию он был замкнутым ребенком и много времени проводил за книгами.
Вскоре Энджа пригласили работать в Европу. С Постекоглу связался австралийский мультимиллионер греческого происхождения Костас Макрис, владевший клубом «Панахаики» из третьего по силе дивизиона Греции. «Я построил карьеру в Австралии, но всегда мечтал приехать на родину, – рассказывал наставник. – Моя философия – это результат, потому что только он имеет значение. Но еще я хочу играть в красивый футбол, ради которого люди будут идти на стадион. Мы будем играть агрессивно, рисковать. Что касается сроков – я не знаю, насколько здесь задержусь. Я не люблю постоянно менять команды. Я люблю создавать то, что будет работать долго».
Надолго в «Панахаики» Постекоглу остаться не смог. Причиной стала сумма факторов. В 2008-м по всему миру и в Греции особенно разразился экономический кризис, Макрис решил продать клуб, а новый владелец начал вмешиваться в дела команды – например, диктовал выбор состава. Кроме того, Постекоглу хотел играть в атакующий футбол, но для этого не было ни квалифицированных футболистов, ни соответствующих условий.
«Футбол в Греции отличался от того, к чему мы привыкли, – жаловался ассистент Энджа в «Панахаики» Петер Хламовски. – В Греции пытаются убить матч. На газонах очень высокая трава. Они делают все, чтобы замедлить игру. И на поле, и вне его». В первой части сезона команда шла в лидерах и претендовала на повышение. Но из-за разногласий с руководством уже спустя 10 месяцев после назначения Постекоглу покинул Грецию.
Возвращение домой в Австралию не сулило конкретики – Эндж опять остался без тренерской работы и пошел работать на ТВ. Выступления наставника понравились боссам аутсайдера местной лиги «Брисбен Роар». В этом клубе Постекоглу быстро дал результат – уже через сезон после назначения тренера «Брисбен», боровшийся за выживание, стал чемпионом и выдал серию из 36 матчей без поражений. Это рекорд для австралийского футбола.
Как и за 10 лет до этого, после клубного успеха специалисту доверили сборную – только теперь основную. Здесь Постекоглу проявил свойственную себе скрупулезность – лично стал посещать матчи всех австралийцев, разбросанных по миру, а после игр проводил с футболистами беседы. За считанные месяцы Энджу удалось создать в национальной команде семейную атмосферу – Австралия пробилась на чемпионат мира-2014, а через год впервые выиграла Кубок Азии.
«Никто и никогда не сказал бы, что мы возьмем Кубок Азии, – вспоминал полузащитник сборной Тим Кэхилл. – Все-таки мы из Австралии, и это футбол. Мы словно не созданы для побед в этом виде спорта. Но мы смогли. И это сделал Эндж».
Взял титулы в Японии и Шотландии, прославился глубокими интервью
Постекоглу вывел австралийцев и на ЧМ-2018, но в Россию футболистов не повез – наставнику поступило предложение из японской «Йокогамы Ф. Маринос», и он решил вернуться на клубный уровень. Для оценки периода в Японии хватит одного факта: до прихода зарубежного специалиста «Йокогама» заняла 12-е место, а после прихода Энджа впервые за 15 лет выиграла чемпионат.
Следующей остановкой для Постекоглу стала Шотландия. В Великобритании, несмотря на все успехи наставника в Австралии и Японии, его назначение восприняли в штыки. Фанаты выступали за приглашение тренера «Борнмута» Эдди Хау, но тот выбрал «Ньюкасл». «Вы думаете, что я был вторым вариантом? Может быть, я вообще был пятым в списке. Никто не знает. Меня это не волнует. Важно, что на меня возложили ответственность и дали возможности», – говорил Постекоглу.
Австралиец принял «Селтик» летом 2021-го после того, как коллектив впервые за 10 лет уступил титул принципиальным соперникам из «Глазго Рейнджерс», отстав в таблице на 25 очков. Поначалу в новой лиге у Энджа все складывалось не лучшим образом – вылет из квалификации Лиги чемпионов и поражение от «Хартс» в первом туре чемпионата. Но затем «Селтик» Постекоглу набрал ход и за два сезона выиграл пять из шести внутренних трофеев. В сезоне 2022/23 коллектив оформил требл, забив рекордные для шотландского футбола 114 мячей.
Ко всему прочему, в Глазго Постекоглу напомнил о своем умении вести содержательные беседы с журналистами. Особенно фанатам «Селтика» запомнилась его фраза из интервью февраля 2022 г. после победы над «Рейнджерс» со счетом 3:0: «Я сказал игрокам, что сегодня у нас 60 000 зрителей, и я уверен, что многие из них испытывают жизненные трудности. За 95 минут матча мы можем помочь им забыть о проблемах и почувствовать себя хорошо, а это нечто особенное».
Слава о разговорчивом и мастеровитом тренере дошла и до АПЛ. Однако после того, как президент «Тоттенхэма» Дэниэл Леви назвал Постекоглу новым тренером «Тоттенхэма», у болельщиков лондонской команды тоже появился скепсис – не самая очевидная кандидатура после звездных Жозе Моуринью и Антонио Конте. Но кажется, «Тоттенхэму» как раз и нужен был тренер, который сконцентрируется на команде, а не на собственном реноме. На этот раз Леви не прогадал.
Во время предсезонки Эндж столкнулся с проблемой – клуб покидал капитан и лучший бомбардир Харри Кейн и было непонятно, кто окажется новым голеодором. Однако австралиец обернул потерю себе на пользу. Игра «Тоттенхэма» перестала быть заточена на одного игрока и стала более вариативной. Теперь футболисты меняются позициями в нападении (фланговые форварды вполне могут оказался на острие) и грамотно подстраховывают друг друга в обороне. Этот как раз то, чего хочет Постекоглу – тотальный футбол с агрессивным прессингом и акцентом на атаку.
«Мы много работаем над тактикой. Многое зависит от инстинктов, но мы пытаемся создать систему, которая, где бы я ни был, была настолько гибкой, насколько возможно. Если есть пространство, забудь, что ты защитник. В первую очередь ты футболист, потому вбегай в это пространство, — рассказывал о требованиях к игрокам Постекоглу. — Все зависит от нас. Мы должны быть уверены, что закроем те бреши, которые есть. Я думаю, что когда футболисты поймут, что у них есть свобода действий, они перестанут сомневаться в своих силах».