Иностранцы едут в Россию, несмотря на санкции и отстранение. С какими странами ведут дела клубы Премьер-лиги

    Больше всего летних новичков из Бразилии и Сербии
    23-летний Бителло стал самым дорогим новичком РПЛ летом 2023-го. Московское «Динамо» заплатило за него «Гремио» 10 млн евро
    23-летний Бителло стал самым дорогим новичком РПЛ летом 2023-го. Московское «Динамо» заплатило за него «Гремио» 10 млн евро /ФК «Динамо»

    Летнее трансферное окно, закрывшееся в середине сентября, показало, что зарубежные игроки продолжают приезжать в Россию в большом количестве. Без учета стран Евразийского экономического союза (Армении, Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана), чьи футболисты не считаются легионерами в российском чемпионате, в клубах РПЛ появились 45 иностранцев. В среднем это три человека на команду. Поток квалифицированной рабочей силы из-за границы не иссяк, несмотря на санкции и отстранение России от международных соревнований. Рассказываем о том, из каких стран и лиг приезжали игроки в РПЛ летом 2023 г.

    В Россию перебрались футболисты из 25 стран

    Охотнее всего в Россию едут игроки из Бразилии и Сербии. Менталитет бразильцев таков, что они готовы отправляться на заработки куда угодно, а РПЛ давно воспринимают, как сильную европейскую лигу, где можно получить деньги и раскрутить карьеру. Сербы же постоянно говорят в интервью, что для них россияне – братский народ.

    Помимо указанных в таблице восьми стран, в чемпионате России появились новички из Албании, Бельгии, Болгарии, Боливии, Боснии и Герцеговины, Гвинеи-Бисау, Ирана, Мексики, Словении, Турции, Узбекистана, Франции, Хорватии, Черногории, Чехии, Эквадора и ЮАР.

    Интересно, что в топ-10 летних сделок с участием клубов РПЛ – только переходы иностранцев. Самым дорогим стало подписание полузащитника Бителло из бразильского «Гремио» в «Динамо» за 10 млн евро (по данным Transfermarkt). Вторым по стоимости оказался трансфер вингера Педро из бразильского «Коринтианса» в «Зенит» за 9 млн евро. Причем за эту сумму петербургский клуб получил только 50% прав на 17-летнего таланта. Следовательно, полный выкуп прав на вингера обойдется чемпионам России в два раза дороже. По правилам ФИФА Педро сможет поменять команду лишь по достижении 18-летия, поэтому он присоединится к «Зениту» в феврале 2024-го.

    Кроме того, «Зенит» заплатил 8 млн евро сербской «Црвене Звезде» за Страхиню Эраковича. «Спартак» отдал 7 млн евро испанскому «Кадису» за Тео Бонгонда, 6 млн евро греческому «Олимпиакосу» за Олега Рябчука и 5 млн евро испанской «Альмерии» за Срджана Бабича. «Динамо» обошлась в 6 млн евро покупка Луиса Чавеса у мексиканской «Пачуки». ЦСКА стоили 5 млн евро услуги Виктора Давилы из мексиканского «Леона», а трансфер Келлвена из бразильского «Атлетико Паранаэнсе» потянул на 4,5 млн евро. Единственное исключение в топ-10 – переход Хесуса Медины: парагваец поменял один клуб РПЛ на другой (ЦСКА продал его в «Спартак» за 6 млн евро).

    Интересно, что некоторые легионеры, по сути, отказались от выступления в еврокубках ради продолжения карьеры в чемпионате России. Эракович мог бы этой осенью выступать за «Црвену Звезду» на групповом этапе Лиги чемпионов, однако сделал выбор в пользу «Зенита». Витор Тормена был основным защитником португальской «Браги», которая также пробилась в Лигу чемпионов. Бразилец предпочел перейти в «Краснодар». Олег Рябчук и Лазар Ранджелович сыграли бы за «Олимпиакос» на групповом этапе Лиги Европы, если бы остались в греческой команде. Тем не менее первый решил уйти в «Спартак», а второй – в «Рубин». Обладатель чешского гражданства Юрий Медведев мог остаться в словацком «Словане» и снова выступить на групповом этапе Лиги конференций, но отправился в «Сочи». Бывшая команда новичка «Рубина» Уроша Дрезгича – сербские «Чукарички» – тоже играет в ЛК.

    Главное направление для трансферов в РПЛ – Португалия

    Разумеется, далеко не во всех случаях иностранцы приезжают в Россию из своих стран. Для многих из них переезд в РПЛ – это смена одного зарубежного чемпионата на другой. Для того, чтобы купить, например, бразильца или серба российским клубам приходилось вступать в бизнес-отношения в том числе и с клубами из Евросоюза.

    В летнее окно в России появились новые легионеры из 23 лиг мира.

    Помимо того, игроками РПЛ стали по одному футболисту из чемпионатов Боснии и Герцеговины, Боливии, Катара, Ливии, Молдавии, Нигерии, Румынии, Словакии, Словении, Турции, Узбекистана, Франции, Хорватии и Эквадора.

    Впрочем, не всегда российским клубам требовалось контактировать с бывшими клубами своих новичков и решать вопрос с переводом денег под санкциями в Европу или куда-то еще. Десять легионеров перебрались в Россию в статусе свободных агентов – их контракты заканчивались, и они уже не зависели от воли прежних работодателей. Например, с поляками вести дел не пришлось. Южноафриканский экс-полузащитник «Радомяка» Табо Селе и чилийский экс-нападающий «Медзи» Анхело Энрикес перешли соответственно в «Факел» и «Балтику» свободными агентами.

    Как ни удивительно, но самым популярным рынком для клубов РПЛ стал один из европейских – это чемпионат Португалии. Оттуда переехали семь футболистов. Португальская лига высоко котируется (занимает седьмое место в клубном рейтинге УЕФА), там много сильных и одаренных молодых игроков. А руководители местных клубов готовы вести бизнес с Россией.

    «Официальных санкций против российского футбола нет, – говорил португальский агент Паулу Барбоза. – Поэтому наши клубы находят возможности для контакта с русскими. Такая тенденция будет развиваться и в дальнейшем, по всей Европе. И это взаимовыгодный интерес. Политика – это политика, а спорт – это спорт. Будет все больше и больше сделок с российскими клубами. Это очень положительный этап, который мы будем развивать, искать и копать».

    Чемпионат Португалии на РПЛ поменяли бразильцы Итало (перешел из «Санта-Клары» в «Урал», аренда), Витор Тормена (из «Браги» в «Краснодар», 3 млн евро), Гильермо Шеттине (из «Браги» в «Урал», 400 000 евро), уругваец Хуан Босельи (из «Жил Висенте» в «Пари НН», 200 000 евро), иранец Мохаммад Мохеби (из «Санта-Клары» в «Ростов», 600 000 евро) а также португальцы Кики (из «Визелы» в «Урал», свободный агент) и Жоау Ламейра (из «Торренсе» в «Балтику», свободный агент).

    Но некоторые трансферы получились очень сложными для участников РПЛ. Истории с переходами Чавеса в «Динамо» и Давилы в ЦСКА неожиданно для руководителей российских клубов затянулись на месяц с лишним. Единственным выходом из трудной ситуации стал перевод денег самим игрокам, чтобы они выкупили у мексиканцев свои контракты.

    «Оба эти клуба принадлежат мексиканской бизнес-группе «Пачука». В этой группе есть американские инвесторы, что, на мой взгляд, и помешало прямым трансферам Чавеса и Давилы в Россию. Футболисты были вынуждены выкупать свои трансферы. То есть переговоров тяжелых не было – было тяжело технически отправить игрокам деньги», – объяснял эксперт по латиноамериканскому рынку Тимур Лепсая.

    У ЦСКА же и вовсе сорвался трансфер защитника Жуниньо Капишабы из бразильского «РБ Брагантино», так как австрийский офис владеющего клубом «Ред Булла» выступил против сделки с представителем России.

    По словам известного футбольного агента и бывшего президента самарских «Крыльев Советов» Германа Ткаченко, попытки «отмены российского футбола как тенденция» на Западе все равно существуют.

    «Есть полный отказ от взаимодействия от англичан и МЛС (чемпионат США). Есть отказ от сделок с российскими клубами в Германии. То есть преимущественно отказ. Тенденции все равно негативные, через них нужно проходить. Мы сюда добавим и историю «РБ Брагантино», который не смог совершить сделку с ЦСКА по Капишабе. Или совершенно серьезный игнор со стороны тех же мексиканских команд, которые усложняют сделки для российских клубов».

    Виктору Давиле пришлось самому выкупить свой контракт с мексиканским «Леоном» за 5 млн евро, чтобы перейти в ЦСКА
    Виктору Давиле пришлось самому выкупить свой контракт с мексиканским «Леоном» за 5 млн евро, чтобы перейти в ЦСКА /ПФК ЦСКА

    Действительно, из пяти ведущих европейских чемпионатов только испанский был активно связан с российским, тогда как из Англии, Германии и Италии никто в РПЛ не перебрался. Один переход случился из Франции: «Лион» продал «Ахмату» полузащитника Камило за 800 000 евро. Эта сделка стала сюрпризом, поскольку клуб из Грозного имел проблемы с трансферами из Европы.

    «Мы привыкли жить в условиях санкций. Есть определенные трудности. Со спонсорами нам стало сложнее, с трансферами, поэтому мы не берем никого из-за границы, кроме свободных агентов», – рассказывал генеральный директор «Ахмата» Ахмед Айдамиров.

    А самый уникальный трансфер – переход защитника сборной Боливии Роберто Фернандеса из «Боливара» в «Балтику» (на правах аренды). Вероятно, впервые легионер согласился на переезд в Россию с серьезным понижением зарплаты. Настолько мотивирован Фернандес возможностью проявить себя в европейской лиге.

    Материал предоставлен «Рейтингом букмекеров»