Сделка недели: «Бавария» будет рекламировать туры в Африку. Фанаты грозят акциями протеста

    «Арсенал» и ПСЖ помогли привлечь в Руанду 1 млн туристов с 2018 г.
    «Баварию» подвергли критике за выбор партнера в области туризма
    «Баварию» подвергли критике за выбор партнера в области туризма /www.fcbayern.com

    На прошлой неделе мюнхенская «Бавария» отказалась от разрыва сделки с Министерством спорта Руанды, несмотря на критику правозащитников и собственных болельщиков. Стороны договорились о сотрудничестве в конце августа. После этого в организации Human Rights Watch обвинили «Баварию» в поддержке государства, в котором нарушаются права человека. В ответ гендиректор клуба Ян Кристиан Дрезен подчеркнул, что соглашение относится лишь к футболу и индустрии туризма.

    «Бавария» и Руанда договорились о пятилетнем сотрудничестве – до 2028 г. Стороны не стали оглашать стоимость сделки, но поделились смелыми планами. В частности, с целью развития футбола в африканской стране появится академия «Баварии». Также чемпионы Германии будут принимать участие в различных мероприятиях для продвижения туристического и инвестиционного потенциала Руанды. А на светодиодных табло «Альянц Арены» в дни матчей «Баварии» будут размещать логотип с призывом посетить эту страну (Visit Rwanda).

    По сведениям Deutsche Welle, подобные сделки, связанные с рекламой туризма, в среднем приносят известным клубам от 5 млн евро в год. В немецком СМИ также предоставили площадку спикерам, по мнению которых, Руанда заплатила, чтобы «отмыть» свой имидж через позитивную сделку в спорте. Об этом, в частности, заявил директор Human Rights Watch в Германии Венцель Михальски. Он добавил, что «Бавария» сделала «очень-очень плохой выбор». Болельщики в свою очередь пообещали устраивать акции протеста на матчах команды.

    В «Баварии» в ответ пояснили: сделка вне политики. Клуб лишь намерен развивать футбол в Руанде и способствовать привлечению туристов в эту страну: «Мы рассматриваем Африку как континент возможностей. Более интенсивное освоение этого континента является частью нашей стратегии интернационализации», – сказал Дрезен.

    С 2018-го по 2023-й «Бавария» сотрудничала с ведущей авиакомпанией Катара Qatar Airways, от которой получила в сумме около 100 млн евро за размещение рекламы на рукавах игровых футболок. Стороны организовали и ряд маркетинговых активностей, включая предсезонные турниры. За эту сделку «Баварию» также критиковали правозащитники и собственные болельщики. Они указывали на проблемы, связанные с нарушениями прав человека в стране Персидского залива. В 2021 г. на ежегодном общем собрании клуба членов совета директоров даже освистали за официальный отказ от расторжения сделки.

    Формально «Бавария» пошла навстречу фанатам и свернула отношения с Катаром. Тем не менее, о неофициальных связях сторон можно только догадываться. На возможность продолжения отношений указывают бизнес-интересы катарцев в Руанде. В декабре 2019 г. Qatar Airways приобрела 60% строящегося международного аэропорта Бугесера в пригороде Кигали, столицы восточноафриканского государства, а в феврале 2020 г. стала владельцем 49% акций RwandAir – национальной авиакомпании Руанды.

    «Бавария» – третий европейский топ-клуб, с которым теперь сотрудничает Руанда. С 2018 г. эту страну призывает посетить «Арсенал». По договору с министерством спорта Руанды лондонский клуб все это время зарабатывает 10 млн фунтов в год. С 2019 г. Руанду рекламирует и ПСЖ. В этом году стороны объявили о продлении партнерства до 2025 г. Финансовые подробности сделки не уточнялись, но французские СМИ сообщали, что по первоначальному соглашению клуб мог зарабатывать от 8 до 10 млн евро в год.

    Игроки «Арсенала» и ПСЖ активно отрабатывали и продолжают отрабатывать спонсорский контракт. За годы действия сделки футболисты и легенды обоих клубов посещали страну и делились мультимедийным контентом в соцсетях. Больше всех постарался бразильский защитник Давид Луис, выступавший за оба клуба. Он приезжал в Руанду в статусе игрока «Арсенала». За время пребывания в стране сфотографировался с местными горными гориллами, а также подарил клубную футболку президенту Полю Кагаме, который руководит Руандой с 2000 г.

    Кроме того, ПСЖ принимает на своем стадионе «Парк де Пренс» руандийских артистов, устраивающих красочные предматчевые шоу. При этом на арене парижан подаются только руандийские чай и кофе. Наконец, еще в 2020 г. клуб открыл в Руанде футбольную академию. В ней занимаются 100 детей, некоторые из них – за счет фонда клуба, который вкладывается в образовательные и спортивные программы во Франции и за рубежом.

    Комментируя продление контракта с Руандой, в ПСЖ также поделились сведениями о заработках страны от турпотока. В 2022 г. Руанду посетили более 1 млн иностранцев, а доходы от гостей составили почти $500 млн. К 2025 г. планируется увеличение заработков до $800 млн.

    Немного другие цифры приводят в Совете Развития Руанды – ведомстве, которое объединяет все государственные учреждения, отвечающие за привлечение и удержание инвестиций в экономике страны. Там отметили, что именно с помощью рекламных кампаний за время действия соглашений с футбольными клубами в страну удалось привлечь 1 млн посетителей и $445 млн. Высказался и президент Кагаме: «Отдача от контрактов с «Арсеналом» и ПСЖ намного превышает то, что мы в них вложили».

    Правда, это не спасает правительство от критики из-за вложений в спорт. Лидеры оппозиции указывают, что населению Руанды (13 млн человек) деньги нужны больше. В 2021 г. Всемирный банк оценивал ежегодный доход на душу населения в Руанде в $822. Власти же, напротив, утверждают, что туризм приносит необходимую иностранную валюту и стимулирует экономику, что особенно важно для страны, не имеющей выхода к морю.