Тренды летнего трансферного окна: АПЛ доминирует, отношения РПЛ с Европой теплеют

    В Испании начали экономить на покупках
    После приобретения клуба американскими владельцами «Челси» потратил более $1 млрд: очередной многомиллионный новичок клуба – Мойсес Кайседо
    После приобретения клуба американскими владельцами «Челси» потратил более $1 млрд: очередной многомиллионный новичок клуба – Мойсес Кайседо /www.chelseafc.com

    Первого сентября в пяти крупнейших европейских чемпионатах завершился период летней дозаявки новичков. Главные тенденции на континентальном и мировом трансферном рынке – в материале «Ведомости. Спорта».

    АПЛ обошла всех, включая Саудовскую Аравию

    По трансферным новостям лета 2023 г. могло показаться, что главными игроками на рынке были клубы из Саудовской Аравии – в этот чемпионат перебрались Карим Бензема, Н'Голо Канте, Джордан Хендерсон и еще ряд звезд европейского футбола. Саудовцы действительно ворвались в топ мировых лиг по общему объему трат, но не возглавили его. Самыми расточительными оказались клубы Английской премьер-лиги (АПЛ) – суммарно они оставили на рынке 2,81 млрд евро (здесь и далее – суммы по Transfermarkt). За АПЛ идут французская Лига 1 (900,6 млн евро), итальянская Серия А (854,46 млн евро) и лишь затем – саудовская Про-лига (846,57).

    Рекордные траты англичан – давний тренд на трансферном рынке. Например, за лето 2022 г. клубы из Германии, Испании, Италии и Франции в сумме потратили меньше, чем представители АПЛ: 2,295 млрд евро против 2,4. В этом сезоне им хотя бы удалось обойти Англию по суммарным тратам: 2,94 млрд евро против 2,81.

    У английских клубов второй год подряд колоссальный минус в балансе доходов и расходов. В прошлом сезоне он составил рекордные 1,5 млрд евро, в нынешнем – второй худший результат в истории (1,26 млрд евро). Плюсовой баланс между тратами и заработками – только у Серии А и Бундеслиги.

    Вместе с тем растущая доля Саудовской Аравии на трансферном рынке становится все более заметной. Этим летом клубам ближневосточной страны удалось даже вытеснить Ла Лигу из топ-5 по общему объему трат – чемпионат Испании занял лишь шестое место (439,85 млн евро). При этом саудовцы еще могут увеличить объем трат и подняться в этом рейтинге – летнее трансферное окно в местном чемпионате закроется только седьмого сентября.

    Экономия «Барселоны»

    Низкое место Испании в рейтинге можно объяснить пассивностью «Барселоны». Каталонский клуб потратил на новых игроков всего 3,4 млн евро – столько заплатили за переход своего же воспитанника Ориоля Ромеу из «Жироны». Остальные новички (Илкай Гюндоган, Иньиго Мартинес, Жоао Канселу и Жоао Феликс) – арендованные или свободные агенты.

    В XXI веке каталонцы тратили меньше лишь в сезоне 2005/06, а за последние десять сезонов семь раз совершали закупки на 100+ млн евро. Более того, в 2017-м и 2019-м «Барса» тратила более 200 млн евро. Нынешним летом каталонский клуб занимался чисткой состава – игроков распродали на 105,4 млн евро и показали лучший трансферный баланс за десять лет.

    При этом у «Барселоны», как и год назад, возникли проблемы с регистрацией футболистов, причем не только новичков – за несколько дней до начала чемпионата клубу позволили внести в заявку на сезон всего 13 игроков. По информации испанского издания Marca, выходом из ситуации стала продажа акций Barça Vision – онлайн-платформы, объединяющей весь цифровой контент клуба. Инвестиционные фонды Libero и NIPA Capital приобрели за 120 млн евро 29,5% акций Bridgeburg Invest – холдинговой компании Barça Vision.

    Кроме того, в «Барсе» ввели режим жесткой экономии – ради сокращения расходов отменили завтраки и обеды для игроков второй команды, а для учащихся академии ввели развозку на автобусе вместо такси. Молодых футболистов в академию возили на такси 25 лет – в клубном автопарке для этих нужд было сразу 30 машин. В том числе по этой причине многие родители из всех регионов Каталонии выбирали для своих детей именно школу «Барсы». На такси передвигались 80% учеников. Теперь же клуб предусмотрел для этих целей пять автобусных маршрутов.

    Отношения РПЛ и Европы на трансферном рынке улучшаются

    С конца февраля 2022 г. трансферные дела между российскими и европейскими клубами заметно осложнились под влиянием ряда обстоятельств.

    Во-первых, владельцы некоторых зарубежных клубов из-за ситуации на Украине наотрез отказались иметь дела с россиянами – в частности, именно так в итальянском «Сассуоло» объяснили выход из переговоров со «Спартаком» по трансферу защитника Рожерио.

    Во-вторых, из-за экономических санкций нарушилась система банковских переводов – поэтому прошлым летом московское «Динамо» не смогло подписать израильтянина Эдена Карцева и продать в «Челси» Арсена Захаряна.

    Третье обстоятельство – право, предоставленное Международной федерацией футбола (ФИФА) легионерам из российских клубов временно приостанавливать контракты с работодателями и уходить в зарубежные команды в аренду. В 2023-м ФИФА скорректировала это правило: теперь оно не относится к иностранцам, которые подписали или продлили контракты с российскими клубами после 7 марта 2022 г.

    В результате объем трансферов из европейских чемпионатов в клубы Российской премьер-лиги немного сократился. Для сравнения, летом 2019-го переходов за деньги, по данным Transfermarkt, было 25: в том числе трансфер Малкома из «Барселоны» в «Зенит», продажа Гжегожа Крыховяка из ПСЖ в «Локомотив» или Максимилиана Филиппа из дортмундской «Боруссии» в «Динамо». Прошлым летом количество таких сделок было сопоставимым (21). 

    Теперь же российские клубы смогли приобрести в Европе за деньги 13 игроков, в том числе легионеров из испанского чемпионата: в «Спартак» перешли полузащитник Тео Бонгонда (за 7 млн евро из «Кадиса») и защитник Срджан Бабич (за 5 млн евро из «Альмерии»), в «Краснодар» – защитник Лукас Оласа из «Вальядолида» (за 2 млн евро).

    Количество трансферов из РПЛ в Европу не сократилось. Например, в летнее трансферное окно 2019-го на Transfermarkt зафиксировано семь переходов за деньги из российские клубов в европейские, летом 2020-го – восемь, летом 2021-го и 2022-го – девять, летом 2023-го – десять.

    Символами сложных отношений прошлым летом стал не только срыв трансфера Арсена Захаряна в «Челси», но и уход Хвичи Кварацхелии, одной из главных звезд РПЛ, в итальянский «Наполи» транзитом через «Динамо» из Батуми. Казанский «Рубин», откуда Хвича перебрался в грузинский клуб, формально не заработал на этой сделке ничего. Этим летом продажи звезд РПЛ в Европу стали осуществляться напрямую. Главный трансфер в этом отношении – переход Захаряна из «Динамо» в «Реал Сосьедад».