«Зенит» и «Динамо» оформили самый дорогой трансфер РПЛ. Петербуржцы забрали звезду москвичей за 30 млн евро
В третьем туре РПЛ «Зенит» сыграет с «Динамо» в Санкт-ПетербургеВ воскресенье, 6 августа, «Зенит» и «Динамо» сыграют в матче третьего тура РПЛ на «Газпром Арене». Эти команды считаются принципиальными соперниками, более того, именно между ними состоялся трансфер, который остается самым дорогим внутри России. В августе 2008 года московский клуб продал петербургскому полузащитника Мигела Данни за 30 млн евро. Прошло уже 15 лет, но тот рекорд до сих пор не побит. Вспоминаем, как португалец оказался в нашей стране и переходил из «Динамо» в «Зенит».
Как Данни попал в Россию
Данни приехал в нашу страну в феврале 2005-го. В тот год «Динамо» собрало в своем составе большую группу легионеров. Владельцем клуба стал бизнесмен Алексей Федорычев, который, по его собственным оценкам, вложил в команду более 200 млн евро. При нем был взят курс на покупку футболистов из Португалии. Так в «Динамо» появились победители Лиги чемпионов в составе «Порту» – Манише (за 16 млн евро, по данным Transfermarkt), Дерлей (7,5 млн евро), Коштинья (4 млн евро), Нуну Эшпириту Санту (2,5 млн евро), а также победитель Евро-2004 в составе сборной Греции Юркас Сейтаридис (10 млн евро).
21-летний Данни еще не был звездой, его брали как перспективного молодого игрока. Атакующий полузащитник «Спортинга» выступал за молодежную сборную Португалии, а за первую команду лиссабонского клуба сыграл всего 18 матчей. Поэтому и стоил недорого. По разным данным, «Динамо» выкупило Мигела у «Спортинга» за сумму от 1,2 до 2 млн евро. Данни присоединился к московской команде перед стартом сезона-2005 и с первых же матчей получил место в основе.
«Данни ко мне в «Динамо» привезли совсем юным. Я сразу же понял – это большой талант. Что он потом и подтвердил в «Зените», – говорил тогдашний главный тренер команды Олег Романцев.
Португалец отыграл за динамовцев три с половиной года. Провел 113 матчей в чемпионате и Кубке России, забил 20 мячей и сделал 28 голевых передач. Полюбился болельщикам, которые уже по итогам сезона-2005 признали Данни лучшим игроком года в «Динамо». Но результаты команды оставляли желать лучшего: восьмое место в 2005-м, борьба за выживание и 14 место в 2006-м, а после этого шестое место в 2007-м.
Данни прогрессировал, поэтому летом 2008-го попал в расширенный состав сборной Португалии перед чемпионатом Европы. Однако в окончательную заявку на Евро-2008 включен не был. За первую сборную он дебютировал в августе, когда как раз и состоялся его рекордный переход в «Зенит».
«Зенит» заплатил за Данни на 9 млн евро больше, чем хотело «Динамо»
«Зенит» в тот год громко заявил о себе в Европе. После завоевания чемпионского титула в сезоне-2007 команда Дика Адвоката выиграла и Кубок УЕФА в мае 2008-го. Петербуржцы готовились к первому в своей истории выступлению на групповом этапе Лиги чемпионов и под этот турнир искали новичка в атаку. Выбор клуба пал на Данни. Оставалось договориться с «Динамо» по условиям трансфера, а это было не так просто.
«Об интересе «Зенита» к Данни узнал тем самым летом 2008 года, – рассказывал работавший тогда генеральным директором «Динамо» Дмитрий Иванов. – По-моему, сначала Петербург был готов заплатить за Данни 21 миллион евро. Однако к тому моменту в контракте Данни уже были прописаны отступные в размере 30 миллионов евро.
То предложение – о 21-м миллионе – нам принес сам Данни. Он узнал, что есть такой вариант. Мы собрали совет директоров, и на нем с перевесом в один голос было решено продать игрока за 21 миллион. Мне дали поручение оформить сделку, но я это поручение не выполнил. Было внутреннее ощущение, что сможем «дожать ситуацию». Понимал – именно в тот момент именно Данни был очень нужен именно тому «Зениту». Более того – был просто уверен: мы получим за португальца 30 миллионов. И мы получили!»
В «Зените» сомневались в целесообразности настолько дорогого трансфера. В июле 2008-го тогдашний спортивный директор петербургского клуба Константин Сарсания заявил журналистам, комментируя возможный переход полузащитника «Динамо»: «Отступные за Данни составляют 30 миллионов евро. На наш взгляд, футболист не стоит этих денег». Но столько «Зенит» в итоге и отдал. По словам Иванова, между двумя предложениями петербургского клуба прошло всего три дня – так спешили подписать новичка.
«На самом деле, я разговаривал с «Зенитом» один раз – с Максимом Митрофановым (генеральным директором петербургского клуба). Тогда он сказал мне, что клуб готов заплатить за Данни 30 миллионов. Вариант с 21 миллионом был, так скажем, неформальным. Он исходил то ли от агента, то ли от кого-то из совета директоров. Но Данни об этом узнал. Однако никаких официальных документов не приходило.
Сколько Данни зарабатывал в «Динамо»? Раскрывать детали не буду, это некрасиво. Но для того «Динамо» у него была очень высокая зарплата. Самая высокая в клубе. «Зенит», конечно, предложил больше».
А вот Сарсания утверждал, что руководство «Динамо» не хотело отпускать португальца, даже несмотря на готовность петербургского клуба заплатить отступные в размере 30 млн евро. Однако, по его версии, закрыть сделку помог представитель Данни – известный агент Жорже Мендеш. Он проявил настойчивость, поэтому переход все же состоялся за пару дней до матча «Зенита» с «Манчестер Юнайтед» за Суперкубок УЕФА.
Дебют Мигела в составе чемпионов России получился идеальным. Несмотря на то, что Данни только-только приехал в команду, Адвокат поставил его в основу и не ошибся. «Зенит» переиграл «Манчестер Юнайтед» со счетом 2:1, а португалец забил очень красивый победный мяч на исходе часа матча. Полузащитник совершил впечатляющий проход, обыграв по пути к воротам нескольких соперников, и реализовал выход один на один. Данни признали лучшим игроком встречи.
У «Зенита» с «Динамо» было много трансферов, несмотря на сложные отношения
Впрочем, не все болельщики «Зенита» приняли Данни. Фанаты петербургской команды были недовольны тем, что португалец сделал татуировку с буквой «Д» в виде эмблемы московского «Динамо». Поклонники «Зенита» хотели, чтобы Мигел избавился от нее.
«Я люблю татуировки, и все они так или иначе связаны с моей семьей. «Д» – это начальная буква моего имени, а номер «10» – это номер, под каким мне нравится играть. Считаю, что я должен оправдываться только за свои действия на поле, за свою игру, а оправдываться за татуировки я должен только перед самим собой», – отвечал Данни.
Отношения между фанатами «Зенита» и «Динамо» вряд ли можно назвать теплыми. Первые конфликты начались после победы петербуржцев над москвичами в финале Кубка России (3:1) в 1999 году. Был взаимные оскорбления, столкновения перед матчами. Весной 2000-го произошла массовая драка в Санкт-Петербурге возле спорткомплекса «Юбилейный», в результате которой погиб 15-летний Виталий Петухов. Не фанат, а обычный болельщик, попавший под горячую руку участникам разборки.
С тех пор любой трансфер между «Динамо» и «Зенитом» вызывает неоднозначную реакцию болельщиков. Тем не менее из московского клуба в петербургский переходили Игорь Семшов (за 5 млн евро), Иван Соловьев (как свободный агент), Александр Кокорин (2 млн евро), Юрий Жирков (640 000 евро), Артур Юсупов (свободный агент). Кроме того, «Зенит» возвращал из «Динамо» своего воспитанника и легенду Александра Кержакова (за 6,5 млн евро). Из петербургского клуба в московский переходили тот же Семшов (был возвращен за 4,7 млн евро), Робертас Пошкус (аренда), Томаш Губочан (условия сделки неизвестны), Ибрагим Цаллагов (аренда).
Данни в «Зените» получил то, чего у него не было в «Динамо» – трофеи. За девять лет в составе петербургской команды португалец помимо Суперкубка УЕФА выиграл три чемпионских титула, два Кубка России и два Суперкубка. Полузащитник сыграл 256 матчей за «Зенит», забил 68 мячей и отдал 73 голевые передачи.
В Санкт-Петербурге росли сыновья-близнецы Данни – Бернарду и Франсишку, родившиеся в апреле 2004-го. Оба учились футболу в академии «Зенита», выбрали, как и отец, амплуа полузащитника, а сейчас становятся профессиональными футболистами в «Маритиму». Франсишку уже провел один матч за команду с Мадейры в Кубке лиги, а Бернарду играет за молодежку и вызывался в сборную Португалии U18.
«Надеюсь, что когда-нибудь увижу своих детей, играющими в «Зените», – говорил Данни.
По окончании карьеры в 2019 году Мигел вернулся с семьей в Португалию и живет на Мадейре. С профессиональным футболом он сейчас связан только карьерами сыновей.
Материал предоставлен «Рейтингом Букмекеров»