«Когда болеешь за команду, трудно быть предпринимателем». Как Буффон был владельцем клуба из родного города

    Великий Джиджи неудачно инвестировал в «Каррарезе»
    Джанлуиджи Буффон стал фанатом, когда ходил на «Стадио деи Марми» – домашнюю арену клуба «Каррарезе» /Getty Images

    Легенда мирового футбола Джанлуиджи Буффон объявил о завершении карьеры в 45 лет. На счету бывшего голкипера «Ювентуса» и сборной Италии 27 титулов, включая 10 побед в национальном чемпионате и выигранный в 2006 г. Кубок мира. Буффона регулярно включали в списки самых высокооплачиваемых игроков Серии A, а его трансфер из «Пармы» в туринский клуб за 52 млн евро в 2001 г. был на тот момент самой дорогой покупкой вратаря в истории.

    За долгую карьеру игрока Буффон успел побыть инвестором. С 2010 по 2015 гг. он вкладывал личные средства в клуб «Каррарезе» из своей родной Каррары – прибрежного города с населением чуть более 60 000 жителей на севере Тосканы. История с попыткой Буффона войти в футбольный бизнес – в материале «Ведомости. Спорта».

    С детства за «Каррарезе»

    Выбор Буффона был обусловлен юношескими и подростковыми воспоминаниями. Вратарь не только хотел отплатить родному региону, но и отдавал должное фанатам, с которыми поддерживал местную команду сам.

    На «Стадио деи Марми» в Карраре будущий вратарь ходил с детства. В подростковом возрасте он стоял среди ультрас, каждый раз одеваясь одинаково: синие джинсы и кожаная куртка, накинутая на голое тело. Уже начав карьеру игрока, он не стеснялся признаться, что даже участвовал в драках.

    «Время от времени, да, – сказал он в ответ на соответствующий вопрос в интервью изданию La Reppublica в 1998 г. – Пять лет назад «Больнья» обыграла «Каррарезе» с помощью абсолютного грабежа. После игры мы устроили небольшую сцену за пределами стадиона с болельщиками соперника. Я не говорю, что это правильно, но если ограничиться борьбой на кулаках, то мне это не кажется таким уж трагичным. Трагедия – это когда кто-то приносит с собой нож из дома».

    К тому моменту Буффон уже играл за «Парму», но по возможности выбирался в Каррару (расстояние между городами 126 км). Кроме того, Джиджи много лет играл в перчатках с аббревиатурой CUIT, отсылающей к названию фанатской группировки Commando Ultras Indians Trips, в которой он состоял.

    Джанлиджи Буффон был единоличным владельцем «Каррарезе» с 2012 по 2015 гг. /Getty Images

    Буффон с пониманием относился к тому, что «Каррарезе» всегда играл в низших лигах. Он не выдержал в 2010 г., после вылета команды в Серию D (на тот момент – пятый по силам дивизион страны). Тогда Буффон впервые вложился в «Каррарезе» в составе группы из четырех человек. Компанию ему составили местный бизнесмен Алексис Томмасос, президент клуба «Пиза» Маурицио Миан и бывший футболист Кристиано Лукарелли, известный в том числе по выступлениям за донецкий «Шахтер». Каждый из четырех членов консорциума выкупил по 25% акций.

    Сначала все шло хорошо. Федерация футбола Италии (FIGC) отменила понижение «Каррарезе» в классе, поскольку ряд других клубов из-за регистрационных проблем не смогли заявиться на турнир в четвертом дивизионе. Клуб Буффона провел в нем один сезон, по итогам которого сразу же поднялся еще на уровень выше, но дальнейшего прогресса уже не было, и Буффон довольно быстро остался один.

    Инвестиции по любви

    Проблемы начались в связи с тем, что клуб не приносил дохода, а власти города не разрешили компаньонам Буффона открыть бизнес в местном порту Марина-ди-Каррара.

    Со сферой судоходства были связаны в первую очередь интересы Лукарелли. Его отец Маурисио был президентом компании Unicoop Servizi, занимавшейся обработкой грузов и управлявшей терминалом в порту Ливорно. Для расширения трафика ей требовались новые площади, и семья нацелилась на Каррару, писало итальянское издание La Nazione. Однако в администрации местного порта им не предоставили лицензию на рабочую деятельность.

    В ответ Лукарелли и другие компаньоны вышли из футбольного бизнеса. В 2012 г. вратарь выкупил все их акции и до 2015-го был единоличным владельцем «Каррарезе». Свою супругу Алену Середову он назначил сначала официальным послом, а затем почетным президентом клуба.

    Решении окончательно продать акции «Каррарезе» Буффон принял в связи с тем, что так и не нашел новых компаньонов. В мае 2015 г. он заявил, что не чувствовал поддержки с тех пор, как взял на себя управление клубом.

    «Я не думаю, что в этом городе есть условия для содержания команды в такой серьезной лиге, как третий дивизион, – объяснял свое решение Буффон. – Мне хотелось объединить людей, которые стремились увеличить состояние «Каррарезе». Но одна группа распалась через два года, оставив меня одного. Вторую, несмотря на обещания, мне так и не удалось собрать. В обоих случаях я оказывался один на один с ответственностью решать, объявить ли клуб банкротом или гарантировать ему будущее благодаря участию моей семьи».

    С 2012 по 2015 гг. «Каррарезе» уже не претендовал на повышение, а напротив, спасался от вылета. Достойных игроков на продажу также воспитать не удалось. Самый известный из футболистов, прошедших через клуб в те годы – защитник Кристиано Пиччини. Впоследствии он выступал за «Валенсию» и «Аталанту».

    Сколько именно потратил Буффон на акции клуба и инвестиции в команду, не сообщалось. Однако Лукарелли в интервью итальянским СМИ характеризовал траты Джиджи как грандиозные. «Каждый год он засовывал руки в карманы, чтобы привести счета клуба в порядок, – подытожил Лукарелли эпоху Буффона в «Каррарезе». – Когда болеешь за команду, становится трудно быть предпринимателем».

    Сам Буффон, объявляя о прощании, косвенно подтверждал слова Лукарелли. «Я всегда предпочитал инвестировать по любви. Прекрасно осознавал, что это будет решение, основанное на привязанности, а не на бизнесе. Возможно, нам всем – городу, местным бизнесменам и болельщикам – следует задуматься, чтобы понять, действительно ли есть достаточный интерес к клубу, который представляет нас в третьем дивизионе», – говорил он в мае 2015 г.

    «Каррарезе» до сих пор играет в третьем по уровню дивизионе Италии. Прогрессом в развитии клуба за эти годы стало лишь увеличение вместимость «Стадио деи Марми» до 9500 человек. Это произошло в 2016-м, через год после ухода Буффона.