Американки в лидерах по заработкам на женском ЧМ-2023 по футболу. Но до равенства с мужчинами далеко

    В ФИФА хотят сократить разрыв в доходах к 2027 г.
    Американские футболистки Меган Рапино и Алекс Морган
    Американские футболистки Меган Рапино и Алекс Морган /Liewig Christian/ABACA

    Издание Forbes на днях опубликовало топ-15 самых высокооплачиваемых футболисток, выступающих на проходящем в эти дни в Австралии и Новой Зеландии женском чемпионате мира. Примечательно, что 11 из 15 мест в списке заняли представительницы сборной США, которые после двух титулов чемпионок мира подряд хотят продлить серию до трех побед. 

    Лидерами по объему заработков являются ветераны Национальной женской футбольной лиги (USWNT): нападающая Алекс Морган и хавбек Меган Рапиро. По оценкам Forbes, за последние 12 месяцев они пополнили свое состояние на $7 млн. (до вычета налогов и комиссионных агентам). Эта сумма включает выплаты от Федерации футбола США (U.S. Soccer), заработки от контрактов с клубами USWNT, доходы от рекламы, публичных выступлений, реализации сувенирной продукции и другой деловой активности.

    Американки получили значительные финансовые преимущества перед своими соперницами после подписания в мае 2022 г. знакового коллективного соглашения с U.S. Soccer, которое уравняло уровень их доходов с мужской национальной командой за счет гонораров за попадание в состав, бонусов за результативные действия на поле и коммерческих доходов. 

    Мужская и женская сборная США также объединяют свои призовые на чемпионатах мира. Это немаловажно, учитывая, что женская команда получит долю в размере $6,5 млн. за выход мужчин в 1/8 финала чемпионата мира-2022 в Катаре. Эта сумма уже на $500 000 превышает размер призовых, которые американки получили за все победы на чемпионатах мира 2015 и 2019 г. С учетом клубных зарплат большинство игроков сборной США зарабатывают на поле около $800 000 в зависимости от того, сколько матчей за национальную команду они провели (без учета любых бонусов за выступление на текущем турнире). Во многих других странах даже футболисткам со звездным статусом с трудом удается заработать хотя бы половину этой суммы.

    Отчасти благодаря успехам сборной за последние 30 лет бренды также с большей готовностью поддерживают женский футбол именно в Соединенных Штатах, чем на других рынках, включая европейские страны, где этот вид спорта безраздельно принадлежит мужчинам. По оценкам Forbes, шесть американок на чемпионате мира за счет рекламных контрактов получают не менее $1 млн. Тягаться с представительницами команды США по заработкам способна разве что двукратная обладательница «Золотого мяча» испанка Алексия Путельяс (3 строчка рейтинга самых высокооплачиваемых футболисток ЧМ-2023). Ежегодно она зарабатывает $4 млн. Из них $3,2 млн. – спонсорские отчисления. 

    Конечно, все эти цифры выглядят ничтожно на контрасте с уровнем заработков в мужской игре. Рейтинг самых высокооплачиваемых спортсменов мира, составленный Forbes в 2023 г., возглавили три футболиста: Криштиану Роналду, Лионель Месси и Килиан Мбаппе. Каждый из них заработал не менее 120 миллионов долларов за 12 месяцев. Заработки всех 15 женщин в рейтинге чемпионата мира-2023 составляют менее трети от доходов мужчин. «Nike платит этим элитным спортсменкам то же, что они платят стажерам», – презрительно говорит один из агентов в интервью Forbes, имя которого не раскрывается.

    И хотя призовой фонд чемпионата мира среди женщин вырос до $110 млн. – почти вчетверо по сравнению с $30 млн. в 2019 г. (причем как минимум половина из него предназначена игрокам, а не федерациям, которые они представляют), это по-прежнему лишь четверть от мужского фонда. Кстати, президент ФИФА Джанни Инфантино на этой неделе заявил, что он не может гарантировать, что каждый игрок получит свою долю (в прошлом месяце организация заявила, что все игроки турнира получат не менее $30 000, а члены команды-победительницы – $270 000.) 

    Игроки из страны-хозяйки турнира, сборной Австралии, уже заявили, что разница в доходах между будущей командой-победительницей и всеми остальными слишком велика. Тем временем сборные Канады, Англии, Ямайки, Нигерии и Южной Африки ведут борьбу со своими национальными федерациями за получение дополнительных денежных выплат по итогам мундиаля.

    ФИФА надеется устранить гендерный разрыв по выплатам за участие в чемпионате мира к турниру 2027 г. В том числе за счет увеличения продаж билетов и растущего интереса к женскому футболу. Например, на днях международная платежная система Visa подтвердила, что компания продолжит в равной степени инвестировать в развитие мужского и женского футбола.

    А исследовательская фирма SponsorUnited выяснила, что с 2019 года число брендов, покупающих спонсорские опции в USWNT, выросло более чем на 150%, что почти в пять раз превышает показатель мужской аналог лиги – Major League Soccer. «Благодаря какому-то яркому моменту на этом чемпионате его участница сможет увеличить свои доходы от маркетинга на сотни тысяч долларов, а возможно, и на миллион», – сообщил Forbes один из инсайдеров отрасли.

    Полностью топ-15 самых высокооплачиваемых футболисток, выступающих на чемпионате мира – 2023, выглядит следующим образом:

    1) Алекс Морган (США, $ 7,1 млн).

    2) Меган Рапино (США, $ 7 млн).

    3) Алексия Путельяс (Испания, $ 4 млн).

    4) Тринити Родман (США, $ 2,3 млн).

    5) Кристал Данн (США, $ 2 млн).

    6) Джули Эртц (США, $ 2 млн).

    7) София Смит (США, $ 2 млн).

    8) Линдси Хоран (США, $ 1,5 млн).

    9) Роуз Лавелль (США, $ 1,4 млн).

    10) София Уэрта (США, $ 1,3 млн).

    11) Ада Хегерберг (Норвегия, $ 1,2 млн).

    12) Клои Келли (Англия, $ 1,2 млн).

    13) Сэм Керр (Австралия, $ 1,2 млн).

    14) Келли О'Хара (США, $ 1,2 млн).

    15) Алисса Нихер (США, $ 1,1 млн).