Европейские лиги вновь генерируют доходы, но теряют на зарплатах. В Италии в минус ушли 18 клубов
Лидер по тратам в АПЛ – «Манчестер Юнайтед»Экономика европейского клубного футбола вернулась к допандемийным показателям и даже начала их превосходить. Как следует из ежегодного финансового отчета, подготовленного аудиторской компанией Deloitte, в сезоне 2021/22 совокупные доходы чемпионатов Англии, Германии, Испании, Италии и Франции достигли 17,2 млрд евро, что превысило показатель сезона 2018/19 (17 млрд евро).
Английская премьер-лига (АПЛ) традиционно заработала больше других – 6,44 млрд евро. Испанская Ла Лига сгенерировала 3,28 млрд евро, немецкая Бундеслига – 3,15 млрд евро, итальянская Серия А – 2,35 млрд евро, а французская Лига 1 – 2,03 млрд евро доходов. Аналитики Deloitte прогнозируют, что по итогам сезона 2022/23 отрыв АПЛ от ближайшего преследователя по общему объему доходов увеличится с нынешних 3,16 до 3,3 млрд евро.
Превосходство АПЛ обусловлено в первую очередь доходами от телетрансляций. В сезоне 2021/22 они составили 3,49 млрд евро – больше, чем в четырех конкурирующих лигах вместе взятых. Также АПЛ обошла другие чемпионаты по заполняемости арен (порядка 98%), а по средней посещаемости уступила лишь Бундеслиге (39 950 зрителей на матчах в Англии и 42 837 – в Германии).
Возвращение зрителей на стадионы увеличило заработки всех европейских клубов от matchday (суммарных расходов зрителей в дни походов на футбол) – на этот показатель приходится 12% от общего объема доходов. АПЛ и здесь оказалась впереди всех, сгенерировав 901 млн евро выручки от matchday. Для сравнения, Серия А по этому показателю отстала в четыре раза. Интересно, что в пандемийном сезоне 2019/20 поступления АПЛ по статье matchday едва перевалили за 35 млн евро.
Более половины доходов АПЛ в сезоне 2021/22 (56%) пришлись на шесть ведущих клубов страны: «Манчестер Сити» (619 млн фунтов), «Ливерпуль» (594 млн фунтов), «Манчестер Юнайтед» (583 млн фунтов), «Челси» (481 млн фунтов), «Тоттенхэм» (443 млн фунтов) и «Арсенал» (368 млн фунтов). По итогам сезона 2022/23 эту диспозицию может нарушить «Ньюкасл» – в этот клуб с осени 2021 г. инвестирует государственный инвестиционный фонд Саудовской Аравии (PIF).
Вместе с тем аналитики Deloitte указывают на то, что в АПЛ при внешнем благополучии есть и тревожная тенденция. Она связана с тем, что английские клубы три года подряд увеличивают расходы на заработные платы. В сезоне 2021/22 они достигли отметки 3,6 млрд фунтов.
В среднем зарплатная ведомость одного клуба АПЛ в сезоне 2021/22 составляла 182 млн фунтов. Больше всех на зарплаты тратил «Манчестер Юнайтед» (470 млн фунтов – это 70% от общего объема доходов), меньше всех – «Бернли» (92 млн фунтов). Правда, в прошедшем сезоне «Юнайтед» расстался со своим самым высокооплачиваемым игроком Криштиану Роналду, чью зарплату авторитетные мировые СМИ оценивали как минимум в 20 млн фунтов в год.
Еще хуже в этом отношении ситуация на итальянском и французском рынках. В частности, 14 из 20 клубов Серии А в сезоне 2021/22 тратили на зарплаты более 80% выручки. Операционную прибыль зафиксировали всего две команды – «Аталанта» и ставший чемпионом «Милан», у которых на зарплатные ведомости уходило 62% и 64% выручки соответственно. Остальные клубы понесли операционные убытки, крупнейшие – у «Ромы» (105 млн евро), «Дженоа» (80 млн евро) и «Ювентуса» (57 млн евро). Кроме того, из пяти ведущих европейских чемпионатов лишь в Италии зафиксировано снижение совокупных доходов в сезоне 2021/22.
Во Франции на зарплаты ушли 1,8 млрд евро из сгенерированных 2 млрд евро доходов. Почти половина от этих трат (729 млн евро) приходится на ПСЖ.
Общий объем доходов континентального рынка, сгенерированных футбольными участниками – клубами, национальными федерациями, Союзом европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) и Международной федерацией футбола (ФИФА) – составил 29 млрд евро. Он превысил показатели сезона 2020/21 на 1,9 млрд евро, а сезона 2019/20 – на 4,3 млрд евро. Именно на эти годы пришлись потери, связанные с отменами матчей и трансляций, а также ограничениями по допуску зрителей на стадионы.
Кроме того, в сезоне 2021/22 участникам европейского футбольного рынка удалось превзойти показатели допандемийного сезона 2018/19 – тогда общий объем доходов составил 28,9 млрд евро.