«Я украл все тренерские идеи у него». Как Симоне Индзаги вышел из тени старшего брата и дошел до финала ЛЧ

    Семейная история
    Под руководством Симоне Индзаги миланский «Интер» выиграл два Кубка и два Суперкубка Италии /Silvia Lore / Getty Images

    За семь лет тренерской карьеры на профессиональном уровне Симоне Индзаги поднялся от статуса самого перспективного молодого тренера Серии А до бронзового и серебряного призера чемпионата Италии, обладателя семи трофеев и финалиста Лиги чемпионов. В этом списке нет еще одного достижения: теперь внимание всей футбольной Европы приковано к фигуре итальянца, а не его старшего брата Филиппо – легендарного нападающего «Милана». И хотя Симоне почти никогда не слышал в свой адрес обидное определение «вечно второй», всю карьеру футболиста он провел в тени Супер Пиппо (так называли Филиппо). Как младший брат превзошел старшего и оказался в шаге от победы в ЛЧ – в материале «Ведомости. Спорта». 

    «Они похожи, как близнецы» 

    Братья Индзаги начали футбольный путь в поселке Сан-Николо, неподалеку от их родного города Пьяченцы. Филиппо с детства был в центре внимания. Несмотря на трехлетнюю разницу в возрасте, Филиппо и Симоне учились и тренировались вместе. Когда старший брат ездил на турниры со старшеклассниками, то непременно брал с собой младшего – не зрителем, а партнером по команде. Даже если кто-то был против.  

    «Мы с братом всегда играли в атаке, мы всегда были впереди, не любили обороняться. Когда Пиппо было 10 лет, мы ходили играть в парк, он заставлял меня идти, потому что я был младше. Для меня Пиппо один из трех сильнейших нападающих в истории. Он забил более 300 голов, я считаю его самым сильным», – вспоминал Симоне. 

    Младший брат во всем подражал Филиппо, что в будущем предопределило похожий стиль игры братьев, а в то время стало предлогом для первого прозвища – Индзагино, дословно – маленький Индзаги. Помогала и внешняя схожесть, сохранившаяся до сих пор.  

    «Две капли воды, – описывал братьев журналист La Gazzetta Dello Sport в 1999 г., когда им было уже за 20 лет. – Это Филиппо выше? Нет, более высокий – Симоне. Значит, это Симоне светлее? Нет, это Филиппо. У Симоне более темный цвет лица. Их мама говорит, что они похожи, как близнецы. Но у них разница в три года. А выглядят одинаково. Их маленькие аккуратные лица, улыбки, вежливые манеры». 

    Симоне и Филиппо Индзаги в составе сборной Италии /Alessandro Sabattini / Getty Images

    Общественное восприятие Симоне только как копии старшего брата не мешало профессионалам считать его более талантливым, чем Пиппо. К восьми годам Симоне стал капитаном в местной команде, за которую выступал и его брат. Будущий тренер «Интера» выделялся феноменальной памятью: поименно знал всех игроков Серии А, B и С, а также сильные и слабые стороны всех своих партнеров и соперников. Однако стремительно развитие карьеры Пиппо скрыло талант Симоне. 

    «Если один из них проиграет, то сможет утешить себя тем, что другой выиграл» 

    Филиппо дебютировал на взрослом уровне в 18 лет и прошел путь от третьего дивизиона до элиты, пережив один неудачный сезон в сильной «Парме», а в 24 года перешел в «Ювентус» к Зинедину Зидану, Алессандро Дель Пьеро и Антонио Конте. Тогда на счету Пиппо было уже 73 забитых мяча. За первый сезон в «Юве» он добрался до сотни голов на профессиональном уровне и сыграл в финале ЛЧ с «Реалом» (0:1).  

    К тому моменту 22-летний Симоне забил 24 мяча за четыре сезона в Серии С. Показатели не впечатляли, но родная «Пьяченца» пробилась в Серию А и не стала отдавать Индзагино в очередную аренду. Ставка сработала, а Симоне впервые в карьере обошел Пиппо по голам за сезон в чемпионате – 15 против 13. Это привлекло внимание «Лацио» – вице-чемпион страны отдал за Симоне 15 млн евро. В полтора раза больше, чем «Юве» заплатил за Пиппо. В первом же матча младший Индзаги выиграл с командой Суперкубок УЕФА – так началась его карьера в Риме, где всерьез рассчитывали на победу во всех турнирах в новом сезоне.  

    Перед сезоном 1999/00 итальянские медиа впервые всерьез заговорили о противостоянии братьев Индзаги — если ранее ни о какой борьбе речи идти не могло, то теперь Симоне и Пиппо играли за двух конкурентов в гонке за титул Серии А. В межсезонье журналист La Gazzetta Dello Sport подкараулил братьев на отдыхе: они как будто не знали, что вся Италия пророчит им соперничество. Но никакого трэш-тока журналист не дождался.  

    «Симоне лучше меня. И я сказал это, простите, что повторяюсь, три года назад, когда он был в Серии С, в «Лумеццане». Я сказал это, и многие пожали плечами, как бы намекая: «Это он все говорит, потому что это его младший брат». Ну, что? Кто был прав?», – спрашивал Пиппо. 

    В интервью братья поделили титулы: Филиппо пообещал выиграть Серию А, а Симоне – Лигу чемпионов, которая в то время считалась в Италии второстепенным турниром. 

    Исполнить обещанное не получилось, однако Симоне Индзаги зажег в своем дебютном сезоне в ЛЧ: девять голов за 11 матчей и памятный покер в ворота «Марселя». Симоне стал вторым в истории, кому покорилось это достижение. «Лацио» дошел до четвертьфинала, где уступил будущему финалисту турнира «Валенсии» (2:5, 1:0). На тот момент Индзагино уже был лучшим бомбардиром турнира. 

    Большую часть игровой карьеры Симоне провел в «Лацио» /Clive Brunskill / Allsport

    В чемпионате младший Индзаги забил меньше, чем в ЛЧ – только семь мячей, но важность этих голов сложно переоценить. Симоне отличился в матчах с «Интером» (2:2) и «Ромой» (2:1), а в последнем туре положил начало разгрому «Реджины» (3:0), фактически лишив старшего брата чемпионства. После борьбы в воздухе мяч от головы Индзагино отлетел в руку защитнику, и форвард реализовал пенальти. 

    Перед решающим матчем семейство Индзаги сохраняло удивительное спокойствие: никакой вражды, только поддержка. «В любом случае, чемпионство останется в семье», – шутил Симоне. Отец братьев, Джанкарло Индзаги, высказывался в похожей манере: «Если один из них проиграет, то сможет утешить себя тем, что другой выиграл». 

    Взаимоотношения Пиппо и Симоне были настолько близки, что они мечтали играть вместе за одну команду: «Наша жизнь похожа на сон. Наша история настолько прекрасна, что кажется произведением романиста. Два брата из провинции, два друга, которые живут футболом и для футбола, приезжают в Серию А...И через пять лет, не знаем где, но мы будем играть вместе».  

    Мечта осуществилась уже через год в товарищеском матче сборных Италии и Англии в ноябре 2000 г. и продлилась лишь 11 минут. После этого братья больше никогда не играли за Италию вместе из-за травм Симоне. Пиппо вспоминал те минуты как самые ценные в карьере братьев: «Я бы хотел заново пережить то время, мы никогда не были так счастливы». 

    «Я украл все тренерские идеи у Симоне» 

    Индзагино успешно отыграл концовку чемпионского сезона 1999/2000 — апрель и май форвард провел в качестве игрока основы, в то время как Супер Пиппо потерял форму. Старший брат не забил ни разу за последние девять туров, но все равно поехал на Евро-2000. А Симоне остался в Риме на следующие 12 лет и больше ни разу не отыграл и половины сезона.  

    Младшего Индзаги уже в 24 года настигли травмы – хроническая боль в спине так часто напоминала о себе, что в новом веке Симоне ни разу не забил 10 мячей в чемпионате Италии. А за последние шесть лет карьеры и вовсе отличился лишь четыре раза. После фееричного сезона на стыке веков Индзагино пропал на десятилетие, пока Пиппо еще дважды побеждал в Лиге чемпионов и Серии А, становился чемпионом мира и легендой «Милана». Никто уже не вспоминал, что когда-то Симоне и правда считали самым талантливым из братьев. Никто, кроме Филиппо: «Симоне был лучше меня, но ему не повезло со здоровьем. Он сделал покер в матче Лиги чемпионов – я не смог. Без проблем со спиной брат провел бы более успешную карьеру, чем я, потому что технически он был одареннее».   

    Тренерская карьера все перевернула. Феноменальная память и скрупулезное отношение к деталям, за которые Индзагино в «Лацио» прозвали Альманахом еще в годы игровой карьеры, привели к семи трофеям за семь лет и финалу Лиги чемпионов – первому за 13 лет для «Интера». У Супер Пиппо в новой жизни результаты заметно скромнее. Старший Индзаги дебютировал как тренер в «Милане», занял с клубом 10-е место в Серии А и был уволен. После этого Филиппо возглавлял клубы Серии B и C, а наивысшим успехом стал выход с «Беневенто» в элиту итальянского футбола.  

    Симоне после завершения карьеры футболиста остался в «Лацио», чтобы тренировать молодежные команды. Возглавив взрослый коллектив в 2016 г., Индзаги сделал клуб постоянным участником еврокубков, а в сезоне 2020/21 вывел в плей-офф ЛЧ впервые за 21 год – с тех времен, когда сам Индзаги оформлял покер в ворота «Марселя» римляне больше никогда не проходили групповой этап еврокубка. Симоне также до сих пор остается лучшим бомбардиром в истории клуба в ЛЧ – на его счету 15 голов в 31-м матче. И вряд ли кто-то сможет побить его рекорд в ближайшем будущем. 

    Успехи итальянца в качестве тренера будто поменяли его местами с братом. Если раньше, когда Пиппо зажигал в Серии А, Симоне мечтал стабильно играть без травм, то теперь уже старший брат борется за возможность стабильно тренировать в элите, а младший – уже дважды брал медали чемпионата, а теперь еще и вышел в финал Лиги чемпионов.  

    Но кроме этого почти ничего не поменялось – они все еще те самые лучшие друзья, которые отдыхали на море вместе с мамой, распределяли титулы перед сезоном и мечтали играть за одну команду.  

    «Мы поговорим перед и после нашего матча, потому что мы всегда так делаем, – сказал Филиппо перед игрой его «Беневенто» против «Лацио» брата в декабре 2021 г. – Когда я проиграл ему будучи тренером «Милана», Симоне расстроился больше, чем я, потому что думал, что меня уволят из-за него. Я украл все тренерские идеи у него, он – модель для меня». 

    Все так, как и было, только теперь Филиппо – Индзагино, а Симоне – просто Индзаги.