«Пусть «Вулверхэмптон» сыграет с другими сильными клубами». Как журналисты L’Equipe придумали Лигу чемпионов

    В 1950-х французские газетчики предложили УЕФА идею нового турнира
    Журналисты  L’Équipe предложили УЕФА турнир между лучшими клубами Европы – первый трофей (на фото) разыграли в сезоне 1955/56
    Журналисты L’Équipe предложили УЕФА турнир между лучшими клубами Европы – первый трофей (на фото) разыграли в сезоне 1955/56 /Wikimedia

    Шпионский скандал 

    France Football и L’Équipe – два важнейших спортивных издания на французском языке. Первое в 1956 г. учредило самую престижную персональную награду в футболе – «Золотой мяч». Второе подтолкнуло Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) к проведению регулярного соревнования клубов Европы. Оба медиа появились в 1946 г. Журнал France Football возник на базе редакции официального вестника Французской федерации футбола. А история «Команды» (так переводится название L’Équipe) началась с Le Vélo – первой в стране ежедневной спортивной газеты. 

    Она просуществовала недолго – с 1882 по 1904 г. Все это время ее главным редактором был Пьер Жиффар. Он популяризировал марафоны и велосипедный спорт – газета была посвящена им почти полностью. Параллельно Жиффар интересовался политикой, что в итоге и погубило медиапроект. Он дважды неудачно баллотировался в парламент, для Figaro писал о Первой русской революции, а самым резонансным поступком главреда стала публичная поддержка офицера Альфреда Дрейфуса.

    Судебный процесс против капитана-артиллериста стал широко обсуждаемым событием во Франции конца XIX в. В 1894 г. его обвинили в шпионаже в пользу Германии, разжаловали и приговорили к пожизненной каторге. Вскоре выяснилось, что все улики против Альфреда сфабрикованы, а мишенью он стал из-за своего еврейского происхождения. На сторону несправедливо осужденного встали известные французы, и Жиффар был в их числе. В 1906 г. офицера оправдали, но к тому моменту история Дрейфуса уже расколола общество на его сторонников и противников. Это противостояние затронуло и Le Vélo. 

    Один из рекламодателей – основатель автомобильной компании De Dion-Bouton Жюль-Альбер де Дион считал Дрейфуса преступником и отказался давать объявления в газете Жиффара. Кроме того, он уговорил других бизнесменов создать новое спортивное, а главное, аполитичное издание – L’Auto-Vélo, вскоре переименованное в L’Auto. Совладельцами газеты стали Адольф Клеман, выпускавший велосипеды и мотоциклы, и Эдуард Мишлен, чья фамилия уже тогда была большим брендом в мире автомобильных шин.  

    Коллективу L’Auto, которым руководил Анри Дегранж (на фото), принадлежит идея создания «Тур де Франс»
    Коллективу L’Auto, которым руководил Анри Дегранж (на фото), принадлежит идея создания «Тур де Франс» /Wikimedia

    Le Vélo прекратила существование в 1904 г., а история L’Auto растянулась на десятилетия. Именно на базе газеты, основанной де Дионом, в середине XX в. появилось новое медиа – L’Équipe. 

    Рекламный тур 

    Газета L’Auto стала успешной и популярной во многом благодаря росту интереса к велоспорту. Главным редактором издания назначили Анри Дегранжа, который до этого руководил стадионом «Парк де Пренс». На второй по важности парижской арене тогда еще в футбол не играли – там был велодром. Анри тоже считался неплохим гонщиком, поэтому с радостью откликнулся на предложение редакции провести масштабное соревнование, объединяющее всю страну. Оно должно было помочь в продвижении велоспорта, а заодно подстегнуть продажи газеты.

    Идея не была оригинальной. Еще в 1891 г. Жиффар организовал гонку между Парижем и французским Брестом. В 1901-м ее провели снова, но уже под патронатом газеты L’Auto, причем настолько удачно, что соревнование хотели сделать регулярным – раз в 10 лет. Один из сотрудников газеты – Джео Лефевр тогда посчитал, что гонки могут проходить чаще. Так в редакции родилась идея веломногодневки «Тур де Франс».  

    Дебютная гонка стартовала 1 июля 1903 г. в парижском пригороде Монжерон, включала шесть этапов между Лионом, Марселем, Тулузой, Бордо, Нантом и спустя 19 дней финишировала в столице Франции. На дистанцию почти в 2500 км вышли 60 велосипедистов, в том числе швейцарцы, итальянцы, немцы и бельгийцы. Правда, до Парижа доехала только треть – остальные досрочно снялись.  

    «Тур де Франс» стал прекрасной рекламной кампанией. За гонкой следила вся страна, поэтому в дни ее проведения тираж газеты вырос в шесть раз, и вскоре она стала самым популярным спортивным изданием на французском языке. Почти сразу в L’Auto задумались о том, чтобы проводить многодневку ежегодно.

    В 1904 г. на тот же маршрут вышли уже 88 участников. Чтобы привлечь больше велосипедистов, организаторы стали платить им по пять франков за каждый день гонки – вне зависимости от результатов. Правда, на этот раз не обошлось без скандалов. Некоторые участники, в том числе пришедшие к финишу в числе первых, преодолели часть маршрута на поезде. На трассе не хватало судей, которые могли бы следить за гонщиками, поэтому обман вскрылся позднее. В итоге окончательные результаты объявили только через четыре месяца.  

    С годами веломногодневка становилась все больше похожа на современную. Вместе с более строгими правилами появлялись и привычные теперь атрибуты. Например, к 1920 г. лидер общего зачета стал выступать в желтой майке. Вокруг нее, к слову, разворачиваются споры. Бельгийский гонщик Филипп Тис утверждал, что Дегранж еще в 1913 г. предлагал ему надеть желтую майку. Спортсмен тогда отказался, сославшись на то, что не хочет выделяться в пелотоне и провоцировать соперников на обгон.

    Официальная версия гласит, что майка появилась уже после Первой мировой войны – в 1919 г., а ее оттенок якобы отсылает к желтому цвету бумаги газеты L’Auto. Дизайн майки был очень простым, но уже тогда к ней стали прикреплять на булавки рекламу спонсоров «Тур де Франс». А сегодня помимо логотипов ее обязательно украшают небольшие буквы H и D – инициалы Анри Дегранжа.  

    Кто чемпион 

    L’Auto выходила до августа 1944 г. К тому моменту Дегранжа уже не было на свете. Он занимался организацией «Тур де Франс» до своей кончины в 1940 г., а главным редактором газеты еще в 1931 г. стал Жак Годде. Он пришел в газету благодаря отцу, работавшему в финансовом отделе. Жак не закрыл L’Auto даже во время оккупации Франции гитлеровской Германией. Более того, газета тогда отошла от исконной аполитичности, разжигая ненависть к участникам Сопротивления, и оказалась под запретом сразу после освобождения Парижа союзниками.  

    После войны Годде хотел возродить издание, но бренд слишком плотно ассоциировался с коллаборантами. Тогда он добился разрешения открыть новое медиа. Так в 1946 г. появилась L’Équipe. Газета отличалась от предшественницы. Если L’Auto акцентировала внимание на велогонках, то в L’Équipe охотнее писали о футболе.  

    Среди авторов новой газеты был Жак Ферран. В 1948 г. он отправился в Чили, где посетил матч клубного чемпионата Южной Америки. Этот турнир стал предшественником Кубка Либертадорес, дебютный розыгрыш которого стартовал только через 12 лет. Жак подробно рассказал о поездке на страницах газеты, что подтолкнуло к разговору об организации похожего соревнования в Европе.

    Международные клубные турниры к тому моменту уже проходили: например, с 1927 г. ежегодно разыгрывался Кубок Митропы, в котором участвовали команды из Австрии, Италии, Швейцарии, Чехословакии, Венгрии, Югославии и Румынии. А в 1949 г. прошел Латинский кубок, где соперничали команды из Франции, Испании, Португалии и Италии. Но Ферран мечтал о том, чтобы в новом турнире играли чемпионы всех европейских стран.  

    Своеобразный сигнал к действию подал «Вулверхэмптон» – победитель английской лиги сезона 1953/54. Эта команда стала регулярно проводить матчи с сильнейшими клубами Европы. Например, в декабре 1954 г. британцы сразились с «Гонведом», заявка которого сплошь состояла из футболистов очень сильной на тот момент сборной Венгрии. «Вулверхэмптон» выиграл 3:2. Кроме того, в товарищеских матчах команда одолела московский «Спартак», шотландский «Селтик», аргентинский «Расинг» и другие клубы, чем заслужила в английской прессе звание неофициального чемпиона мира. Утверждение спорное хотя бы потому, что «Вулверхэмптон» побеждал дома, а среди соперников все же не хватало клубов из сильнейших лиг. 

    «Прежде чем провозглашать «Вулверхэмптон» непобедимым, пусть они съездят в Москву и Будапешт. И пусть сыграют с другими сильными европейскими клубами, такими как «Реал» или «Милан», – написал тогда об успехах «Вулверхэмптона» журналист L’Équipe и экс-игрок сборной Франции Габриэль Ано. Вместе с Ферраном они обратились в недавно образованный УЕФА с предложением организовать новый турнир. Чиновники согласились и доверили журналистам разработать регламент для первого розыгрыша. Ферран и Ано взяли отработанную на чемпионатах мира схему плей-офф, но предусмотрели в каждом раунде, кроме финала, по два матча – дома и в гостях.

    В первоначальный список участников попали 18 клубов, но перечень пришлось редактировать и сокращать до 16. Хотя турнир назывался Кубком европейских чемпионов, в первом же сезоне 1955/56 в нем сыграли не только победители лиг. Например, лучшую на тот момент команду Англии «Челси» не пустила местная футбольная ассоциация. Ее заменила «Гвардия» из Варшавы, которая у себя в чемпионате даже в призы никогда не попадала, зато в 1955 г. взяла кубок.

    «Саарбрюккен» выступал в то время в лиге ФРГ, но, так как представлял французский протекторат Саар (де-юре независимое государство), получил приглашение и от L’Équipe. Победителем чемпионата Нидерландов в то время был «Виллем II», но в Кубке чемпионов сыграл ПСВ. Вместо отказавшегося «Гонведа» от Венгрии выступил «Вереш Лобого». А команды из Чехословакии и СССР вообще не были представлены. Кроме того, организаторы не стали заморачиваться с жеребьевкой, и пары УЕФА определил самостоятельно.

    В итоге первый победитель турнира «Реал» на пути к финалу обыграл швейцарский «Серветт», белградский «Партизан», «Милан», а в решающем матче – «Реймс». К слову, французы играли почти дома – на стадионе «Парк де Пренс», что еще в начале XX в. служил велодромом. Победителю достался теперь уже знаменитый «ушастый» трофей, подаренный УЕФА редакцией L’Équipe. 

    Дебютный розыгрыш был очень успешным. На аренах собиралось по 30 000–40 000 зрителей, а полуфинальную встречу «Реала» против «Милана» посмотрело аж 130 000 человек. В следующем сезоне участвовать в новом турнире стремилось больше клубов. Всего набралось 22 команды, в том числе «Манчестер Юнайтед», «Галатасарай», «Порту», «Слован» и многие другие.

    В современной Лиге чемпионов только на групповом этапе играют 32 лучшие команды (а с учетом предварительных стадий их 80). Турнир, придуманный когда-то журналистами L’Équipe, теперь собирает огромную аудиторию, стал одним из самых успешных коммерческих проектов в спорте и предлагает болельщикам, пожалуй, лучший клубный футбол.