«Пусть «Вулверхэмптон» сыграет с другими сильными клубами». Как журналисты L’Equipe придумали Лигу чемпионов
В 1950-х французские газетчики предложили УЕФА идею нового турнираШпионский скандал
France Football и L’Équipe – два важнейших спортивных издания на французском языке. Первое в 1956 г. учредило самую престижную персональную награду в футболе – «Золотой мяч». Второе подтолкнуло Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) к проведению регулярного соревнования клубов Европы. Оба медиа появились в 1946 г. Журнал France Football возник на базе редакции официального вестника Французской федерации футбола. А история «Команды» (так переводится название L’Équipe) началась с Le Vélo – первой в стране ежедневной спортивной газеты.
Она просуществовала недолго – с 1882 по 1904 г. Все это время ее главным редактором был Пьер Жиффар. Он популяризировал марафоны и велосипедный спорт – газета была посвящена им почти полностью. Параллельно Жиффар интересовался политикой, что в итоге и погубило медиапроект. Он дважды неудачно баллотировался в парламент, для Figaro писал о Первой русской революции, а самым резонансным поступком главреда стала публичная поддержка офицера Альфреда Дрейфуса.
Судебный процесс против капитана-артиллериста стал широко обсуждаемым событием во Франции конца XIX в. В 1894 г. его обвинили в шпионаже в пользу Германии, разжаловали и приговорили к пожизненной каторге. Вскоре выяснилось, что все улики против Альфреда сфабрикованы, а мишенью он стал из-за своего еврейского происхождения. На сторону несправедливо осужденного встали известные французы, и Жиффар был в их числе. В 1906 г. офицера оправдали, но к тому моменту история Дрейфуса уже расколола общество на его сторонников и противников. Это противостояние затронуло и Le Vélo.
Один из рекламодателей – основатель автомобильной компании De Dion-Bouton Жюль-Альбер де Дион считал Дрейфуса преступником и отказался давать объявления в газете Жиффара. Кроме того, он уговорил других бизнесменов создать новое спортивное, а главное, аполитичное издание – L’Auto-Vélo, вскоре переименованное в L’Auto. Совладельцами газеты стали Адольф Клеман, выпускавший велосипеды и мотоциклы, и Эдуард Мишлен, чья фамилия уже тогда была большим брендом в мире автомобильных шин.
Le Vélo прекратила существование в 1904 г., а история L’Auto растянулась на десятилетия. Именно на базе газеты, основанной де Дионом, в середине XX в. появилось новое медиа – L’Équipe.
Рекламный тур
Газета L’Auto стала успешной и популярной во многом благодаря росту интереса к велоспорту. Главным редактором издания назначили Анри Дегранжа, который до этого руководил стадионом «Парк де Пренс». На второй по важности парижской арене тогда еще в футбол не играли – там был велодром. Анри тоже считался неплохим гонщиком, поэтому с радостью откликнулся на предложение редакции провести масштабное соревнование, объединяющее всю страну. Оно должно было помочь в продвижении велоспорта, а заодно подстегнуть продажи газеты.
Идея не была оригинальной. Еще в 1891 г. Жиффар организовал гонку между Парижем и французским Брестом. В 1901-м ее провели снова, но уже под патронатом газеты L’Auto, причем настолько удачно, что соревнование хотели сделать регулярным – раз в 10 лет. Один из сотрудников газеты – Джео Лефевр тогда посчитал, что гонки могут проходить чаще. Так в редакции родилась идея веломногодневки «Тур де Франс».
Дебютная гонка стартовала 1 июля 1903 г. в парижском пригороде Монжерон, включала шесть этапов между Лионом, Марселем, Тулузой, Бордо, Нантом и спустя 19 дней финишировала в столице Франции. На дистанцию почти в 2500 км вышли 60 велосипедистов, в том числе швейцарцы, итальянцы, немцы и бельгийцы. Правда, до Парижа доехала только треть – остальные досрочно снялись.
«Тур де Франс» стал прекрасной рекламной кампанией. За гонкой следила вся страна, поэтому в дни ее проведения тираж газеты вырос в шесть раз, и вскоре она стала самым популярным спортивным изданием на французском языке. Почти сразу в L’Auto задумались о том, чтобы проводить многодневку ежегодно.
В 1904 г. на тот же маршрут вышли уже 88 участников. Чтобы привлечь больше велосипедистов, организаторы стали платить им по пять франков за каждый день гонки – вне зависимости от результатов. Правда, на этот раз не обошлось без скандалов. Некоторые участники, в том числе пришедшие к финишу в числе первых, преодолели часть маршрута на поезде. На трассе не хватало судей, которые могли бы следить за гонщиками, поэтому обман вскрылся позднее. В итоге окончательные результаты объявили только через четыре месяца.
С годами веломногодневка становилась все больше похожа на современную. Вместе с более строгими правилами появлялись и привычные теперь атрибуты. Например, к 1920 г. лидер общего зачета стал выступать в желтой майке. Вокруг нее, к слову, разворачиваются споры. Бельгийский гонщик Филипп Тис утверждал, что Дегранж еще в 1913 г. предлагал ему надеть желтую майку. Спортсмен тогда отказался, сославшись на то, что не хочет выделяться в пелотоне и провоцировать соперников на обгон.
Официальная версия гласит, что майка появилась уже после Первой мировой войны – в 1919 г., а ее оттенок якобы отсылает к желтому цвету бумаги газеты L’Auto. Дизайн майки был очень простым, но уже тогда к ней стали прикреплять на булавки рекламу спонсоров «Тур де Франс». А сегодня помимо логотипов ее обязательно украшают небольшие буквы H и D – инициалы Анри Дегранжа.
Кто чемпион
L’Auto выходила до августа 1944 г. К тому моменту Дегранжа уже не было на свете. Он занимался организацией «Тур де Франс» до своей кончины в 1940 г., а главным редактором газеты еще в 1931 г. стал Жак Годде. Он пришел в газету благодаря отцу, работавшему в финансовом отделе. Жак не закрыл L’Auto даже во время оккупации Франции гитлеровской Германией. Более того, газета тогда отошла от исконной аполитичности, разжигая ненависть к участникам Сопротивления, и оказалась под запретом сразу после освобождения Парижа союзниками.
После войны Годде хотел возродить издание, но бренд слишком плотно ассоциировался с коллаборантами. Тогда он добился разрешения открыть новое медиа. Так в 1946 г. появилась L’Équipe. Газета отличалась от предшественницы. Если L’Auto акцентировала внимание на велогонках, то в L’Équipe охотнее писали о футболе.
Среди авторов новой газеты был Жак Ферран. В 1948 г. он отправился в Чили, где посетил матч клубного чемпионата Южной Америки. Этот турнир стал предшественником Кубка Либертадорес, дебютный розыгрыш которого стартовал только через 12 лет. Жак подробно рассказал о поездке на страницах газеты, что подтолкнуло к разговору об организации похожего соревнования в Европе.
Международные клубные турниры к тому моменту уже проходили: например, с 1927 г. ежегодно разыгрывался Кубок Митропы, в котором участвовали команды из Австрии, Италии, Швейцарии, Чехословакии, Венгрии, Югославии и Румынии. А в 1949 г. прошел Латинский кубок, где соперничали команды из Франции, Испании, Португалии и Италии. Но Ферран мечтал о том, чтобы в новом турнире играли чемпионы всех европейских стран.
Своеобразный сигнал к действию подал «Вулверхэмптон» – победитель английской лиги сезона 1953/54. Эта команда стала регулярно проводить матчи с сильнейшими клубами Европы. Например, в декабре 1954 г. британцы сразились с «Гонведом», заявка которого сплошь состояла из футболистов очень сильной на тот момент сборной Венгрии. «Вулверхэмптон» выиграл 3:2. Кроме того, в товарищеских матчах команда одолела московский «Спартак», шотландский «Селтик», аргентинский «Расинг» и другие клубы, чем заслужила в английской прессе звание неофициального чемпиона мира. Утверждение спорное хотя бы потому, что «Вулверхэмптон» побеждал дома, а среди соперников все же не хватало клубов из сильнейших лиг.
«Прежде чем провозглашать «Вулверхэмптон» непобедимым, пусть они съездят в Москву и Будапешт. И пусть сыграют с другими сильными европейскими клубами, такими как «Реал» или «Милан», – написал тогда об успехах «Вулверхэмптона» журналист L’Équipe и экс-игрок сборной Франции Габриэль Ано. Вместе с Ферраном они обратились в недавно образованный УЕФА с предложением организовать новый турнир. Чиновники согласились и доверили журналистам разработать регламент для первого розыгрыша. Ферран и Ано взяли отработанную на чемпионатах мира схему плей-офф, но предусмотрели в каждом раунде, кроме финала, по два матча – дома и в гостях.
В первоначальный список участников попали 18 клубов, но перечень пришлось редактировать и сокращать до 16. Хотя турнир назывался Кубком европейских чемпионов, в первом же сезоне 1955/56 в нем сыграли не только победители лиг. Например, лучшую на тот момент команду Англии «Челси» не пустила местная футбольная ассоциация. Ее заменила «Гвардия» из Варшавы, которая у себя в чемпионате даже в призы никогда не попадала, зато в 1955 г. взяла кубок.
«Саарбрюккен» выступал в то время в лиге ФРГ, но, так как представлял французский протекторат Саар (де-юре независимое государство), получил приглашение и от L’Équipe. Победителем чемпионата Нидерландов в то время был «Виллем II», но в Кубке чемпионов сыграл ПСВ. Вместо отказавшегося «Гонведа» от Венгрии выступил «Вереш Лобого». А команды из Чехословакии и СССР вообще не были представлены. Кроме того, организаторы не стали заморачиваться с жеребьевкой, и пары УЕФА определил самостоятельно.
В итоге первый победитель турнира «Реал» на пути к финалу обыграл швейцарский «Серветт», белградский «Партизан», «Милан», а в решающем матче – «Реймс». К слову, французы играли почти дома – на стадионе «Парк де Пренс», что еще в начале XX в. служил велодромом. Победителю достался теперь уже знаменитый «ушастый» трофей, подаренный УЕФА редакцией L’Équipe.
Дебютный розыгрыш был очень успешным. На аренах собиралось по 30 000–40 000 зрителей, а полуфинальную встречу «Реала» против «Милана» посмотрело аж 130 000 человек. В следующем сезоне участвовать в новом турнире стремилось больше клубов. Всего набралось 22 команды, в том числе «Манчестер Юнайтед», «Галатасарай», «Порту», «Слован» и многие другие.
В современной Лиге чемпионов только на групповом этапе играют 32 лучшие команды (а с учетом предварительных стадий их 80). Турнир, придуманный когда-то журналистами L’Équipe, теперь собирает огромную аудиторию, стал одним из самых успешных коммерческих проектов в спорте и предлагает болельщикам, пожалуй, лучший клубный футбол.