«Это демократия». В Германии отказались продать часть прав на показ матчей иностранным инвесторам
Переговоры поддержали 20 клубов – не хватило еще четырех голосовНемецкие клубы отказались продать долю в 12,5% прав на СМИ зарубежным инвестиционным компаниям. Об этом информирует агентство Associated Press.
Решение об отказе было принято на общем собрании Немецкой футбольной лиги (DFL). В нее входят 36 клубов первой и второй Бундеслиги – двух высших профессиональных дивизионов страны. DFL одобрила бы переговоры с инвесторами, если бы это решение поддержали две трети клубов, но вместо требуемых 24 голосов удалось собрать только 20. Из оставшихся 16 клубов против проголосовали 11, а еще пять – воздержались.
«Это демократия, – прокомментировал итоги голосования генеральный директор дортмундской «Боруссии» Ханс-Йоахим Ватцке, который выступал за сделку. – Было явное большинство «за», но этого оказалось недостаточно. С сегодняшнего дня тема закрыта».
Как сообщает Financial Times, на сделку с DFL претендовали американские инвестиционные компании Blackstone и Advent International, а также базирующийся в Люксембурге фонд CVC. Этому фонду уже продали часть своего бизнеса испанская Ла Лига и французская Лига 1. В частности, в 2021 г. испанцы в рамках 50-летней сделки на 1,99 млрд евро поделились с CVC примерно 10% доходов от спортивных, имиджевых и маркетинговых прав. При этом итальянская Серия А в том же самом 2021 г. отказалась от подобного соглашения на 1,7 млрд евро.
Немецким клубам предлагали 20-летнюю сделку с продажей 12,5% прав на внутренние и международные трансляции. Агентство Bloomberg сообщало о предложении на 1,85 млрд евро, правда, окончательной суммой это назвать нельзя. Клубы голосовали лишь по поводу решения о проведении переговоров.
Единую позицию, как утверждает AP, выработать не удалось. Сторонники сделки утверждали, что высшему немецкому дивизиону необходим немедленный приток средств. Это позволило бы модернизировать инфраструктуру и увеличить доходы. Согласно финансовой отчетности DFL, опубликованной в апреле, доходы клубов двух профессиональных лиг за сезон 2021/22 составили 4,48 млрд евро. Для сравнения: в допандемийном сезоне 2018/19 они составляли 4,8 млрд евро.
У противников сделки нашлись два весомых аргумента. Во-первых, критики утверждали, что клубы могут лишиться части доходов в будущем. Во-вторых, они выразили опасения в том, что любой инвестор со временем захочет участвовать в управлении лигой. Это противоречит философии немецких клубов. Большинство из них управляются по принципу «50+1» (50% + одна акция). Это не позволяет частным инвесторам покупать мажоритарные пакеты акций клубов и ограничивает их влияние на принятие решений. В других европейских чемпионатах подобных ограничений в плане владения клубами нет.
Как утверждают AP и FT, на решение об отказе могла повлиять негативная реакция болельщиков. Фанаты дортмундской «Боруссии» вывешивали во время матчей баннеры против привлечения иностранного капитала. Их поддержали поклонники «Баварии» и «Аугсбурга». Кроме того, группа протестующих собралась и в день общего собрания DFL возле отеля, где проводилось голосование.
Сделку с частным капиталом поддерживали два временных исполнительных директора DFL – Аксель Хелльманн из франкфуртского «Айнтрахта» и Оливер Леки из «Фрайбурга». В связи с провалом их планов оба уйдут из руководства DFL в течение месяца.
В Германии утверждают, что ведущие клубы страны во главе с «Баварией» и дортмундской «Боруссией» недовольны итогами голосования. Позиция топов может привести к таким радикальным последствиям, как выход первой Бундеслиги из DFL и ее превращение в самостоятельную организацию, аналогичную Английской премьер-лиге (АПЛ). Это позволит элитному дивизиону самостоятельно заключать телевизионные сделки и не делиться доходами с низшей лигой. Правда, на данный момент есть и более мягкий альтернативный вариант в виде продажи прав на название элитного дивизиона.
Зарубежным инвесторам немцы отказывают во второй раз за последние годы. В 2021 г. общее собрание DFL также выступило против переговоров о продаже доли в новой медиакомпании, которая стала владельцем прав на трансляции матчей Бундеслиги за пределами Германии.