Абрамович тратил больше, а клуб был успешнее: что натворили за год новые владельцы «Челси»

    Американская тактика Тодда Боэли и Ко пока не работает в английском футболе
    В 2003 г. Роман Абрамович только присматривался к своему новому активу (на фото он перед матчем Лиги чемпионов с «Лацио» в Риме), а к 2022-му добавил в резюме «Челси» больше 20 трофеев
    В 2003 г. Роман Абрамович только присматривался к своему новому активу (на фото он перед матчем Лиги чемпионов с «Лацио» в Риме), а к 2022-му добавил в резюме «Челси» больше 20 трофеев /Ben Radford / Getty Images

    В мае исполнился год, как в «Челси» хозяйничает консорциум американских бизнесменов во главе с Тоддом Боэли. Для клуба это был период потрясений: масштабные закупки, две смены тренеров и неудовлетворительные результаты. Как следствие – впервые с сезона 2016/17 «Челси» остался без еврокубков. Боэли уже получил дозу критики за происходящее в клубе – стратегию новых владельцев болельщики не понимают.  

    Романа Абрамовича, владевшего «Челси» с 2003 г. по 2022-й, тоже нередко критиковали – клуб называли «денежным мешком», а российского бизнесмена обвиняли в излишней эмоциональности при принятии важных решений. «Ведомости. Спорт» подробно изучил, как оба владельца начинали свой путь в «Челси».  

    Трансферная стратегия 

    После прихода Боэли и Ко «Челси» дважды разнес трансферный рынок: летом 2022 г., потратив почти 260 млн фунтов – больше всех в Европе, а зимой 2022/23 увеличил затраты еще на 24%. Суммарно на новых игроков ушло 579,5 млн фунтов, из-за чего состав раздулся настолько, что, по информации британских СМИ, всем футболистам не хватало места в раздевалке на базе. Это также создало сложности для экс главного тренера Грэма Поттера, который не мог найти удачную комбинацию из множества классных и даже именитых игроков (см. таблицу № 1). 

    Таблица № 1
    Таблица № 1

    В первый сезон при Абрамовиче футболистов подбирали разумнее. За лето-2003 в команду перешли 10 новых игроков на общую сумму 139,68 млн фунтов. «Челси» покупал молодых, перспективных британцев и звезд из других европейских клубов – например, аргентинца Эрнана Креспо из «Интера», француза Клода Макеле из «Реала» и румына Адриана Муту из «Пармы». Эксперты удивлялись, что всего за несколько недель во главе клуба Абрамовичу удалось полностью пересобрать команду. Зимой к составу присоединился только Скотт Паркер – он стал 11-м футболистом в первый закупочный сезон, добив общий чек до 153 млн фунтов. Правда, если пересчитать трансферные суммы с учетом футбольной инфляции, то Абрамович потратил даже больше своего преемника (см. таблицу № 2). 

    Таблица № 2
    Таблица № 2

    «Летом 2003 г., когда Абрамович только купил клуб, было много трат, – говорит «Ведомости. Спорту» инсайдер и приближенный к «Челси» журналист The Athletic Дом Фифилд. – Но изначально он поддерживал своего менеджера, Клаудио Раньери, и провел тот первый сезон, прикидывая, как лучше всего вывести «Челси» вперед. А Боэли и его команда менеджеров быстро пришли к выводу, что не могут работать с Томасом Тухелем, и решили пойти другим путем. На этот раз все более запутанно с точки зрения стратегии – странная смесь желания сделать все быстро, чтобы оставаться конкурентоспособным, и в то же время строить планы на будущее».  

    Переход Скотта Паркера зимой 2004 г. стал вторым самым дорогим трансфером того сезона в Английской премьер-лиге (АПЛ) – 12,6 млн фунтов. В Европе же лидером стал Дэвид Бэкхем, перебравшийся из «Манчестер Юнайтед» в «Реал» за 33,7 млн фунтов, что с учетом индекса футбольной инфляции приравнивается к нынешним 141,77 млн фунтов. Для АПЛ тогда 33 млн были огромными деньгами: на всю лигу было только шесть трансферов от 5 млн до 10 млн фунтов, остальные переходы стоили меньше. Сейчас такое даже сложно представить – в сезоне 2022/23 клубы АПЛ суммарно потратили на трансферы почти 3 млрд фунтов.  

    Важное отличие подписной кампании «Челси» при Боэли еще и в том, что клуб заключает длинные контракты на 5–8 лет, таким образом амортизируя трансферные расходы на весь срок действия соглашения. К подобной схеме распределения выплат прибегают многие большие клубы (в том числе за это сейчас наказывают «Ювентус»), но такая продолжительность контрактов для европейского футбола (да и спорта в целом) не характерна – зато это типично для американских профессиональных лиг. 

    «Подход американца Боэли в английском футболе сталкивается с консервативными взглядами англичан, для которых футбол – это в первую очередь спорт с устоявшейся моделью развития, – объясняет «Ведомости. Спорту» Алексей Кыласов, профессор кафедры менеджмента спорта и активного досуга РЭУ им. Г. В. Плеханова. – Для американцев спорт всегда был разновидностью шоу, насыщенного звездами, поэтому Боэли сразу предложил делать ставку на звезд и потратил 282 млн евро на новых игроков, установив мировой рекорд расходов за одно трансферное окно».  

    Маркетинговый потенциал клуба Боэли видит только в игроках, считает Кыласов. «Тренер для него вторичен, он исполнитель, поэтому не разделявший его взгляды Тухель был уволен, – добавляет профессор. – Следуя американской традиции спортивных шоу, Боэли предложил провести матч всех звезд английского футбола Север – Юг и «финал четырех» для худших клубов лиги. Но трудно поверить, что англичане купятся на эти заокеанские инициативы человека, который ведет себя скорее как бизнес-коуч, чем реальный менеджер английского клуба».  

    Тренеры на выход 

    Став у руля «Челси», Боэли заявил, что планирует положить конец тренерской чехарде, характерной для эпохи Абрамовича. За весь период, что российский бизнесмен управлял клубом, сменилось 12 тренеров, больше трех лет проработал только Моуринью – в первый свой период, когда Абрамович осваивался в английском футболе.  

    За многие назначения и перестановки приходилось платить: сначала – чтобы «выкупить» тренера в другом клубе, потом – чтобы выплатить ему компенсацию за досрочное расторжение контракта, ведь мало кто отработал свое соглашение до конца. Так, «Порту» получил за Моуринью 6 млн фунтов, а сам специалист после ухода из «Челси» в 2007 г. – 18 млн. На тот момент это была вторая строчка рейтинга самых крупных тренерских компенсаций. Бразилец Луис Филипе Сколари продержался на должности всего семь месяцев, рассорившись со многими игроками, и получил 12,6 млн фунтов за оставшиеся два года контракта. Итальянец Карло Анчелотти достался «Челси» бесплатно, но вот за расставание с тренером Абрамовичу пришлось все же заплатить – 6 млн фунтов.  

    «Челси» выложил 13,3 млн фунтов, чтобы забрать португальца Андре Виллаша-Боаша из «Порту» сразу после трех титулов за сезон (чемпионат Португалии, Кубок Португалии и Лигу Европы). Но в Лондоне у тренера не сложилось, и восемь месяцев не самого удачного руководства командой списали с баланса клуба еще 12 млн фунтов. По ходу сезона Виллаша-Боаша сменил его помощник – итальянец Роберто Ди Маттео – и выиграл с «Челси» Лигу чемпионов 2011/12. Изначально временный менеджер получил двухлетний контракт, но доработать соглашение до конца не получилось – Абрамович уволил Ди Маттео, когда «Челси» в следующем сезоне проиграл несколько важных матчей. Восемь месяцев в клубе – и Ди Маттео ушел с 10,7 млн фунтов в качестве компенсации за досрочное расторжение контракта.  

    Моуринью в свой второй приход в клуб сначала взял титул, а в следующем сезоне провалился на дно таблицы, и Абрамович не стал давать тренеру время – выплатил 8,3 млн фунтов и попрощался. Но больше всех от клуба получил итальянец Антонио Конте: свою компенсацию за увольнение после публичной критики команды он получил через суд, куда обратился, требуя с «Челси» выплат себе и тренерскому штабу.  

    В эпоху Абрамовича на тренерские отставки было потрачено как минимум 121,1 млн фунтов – и это лишь те данные, что попали в СМИ. В реальности сумма может быть гораздо выше (см. таблицу № 3). 

    Таблицо № 3
    Таблицо № 3

    Боэли хотел работать иначе и в одном из первых публичных выступлений в новом статусе заявил, что у Томаса Тухеля полный кредит доверия, а у владельца – большое желание, чтобы тот стал первым тренером с 2007 г., который задержался бы в клубе минимум на три года. Но спустя несколько месяцев Тухеля, выигравшего с «Челси» Лигу чемпионов 2020/21, уволили одним днем. «Это был шок, – рассказывал журналистам на пресс-конференции немецкий тренер. – Встреча длилась всего 3-5 минут в восемь утра. Мы все думали, что находимся на правильном пути и у нас есть больше времени, чтобы что-то построить». Боэли же оказался другого мнения: он посчитал, что их взгляды с Тухелем расходятся, поэтому и пути не могут пересечься. 

    Новый владелец начал с того же, чем злоупотреблял Абрамович, – с компенсации за досрочное увольнение. Тухель получил 15 млн фунтов.  

    Ему на замену выбрали британца Грэма Поттера, заплатив «Брайтону» 22 млн фунтов. Тренер получил топ-контракт на 60 млн фунтов за пять лет и уверенность, что под его концепцию подберут игроков и позволят спокойно работать. Но уже через семь месяцев Поттеру пришлось освободить рабочее место из-за неудовлетворительных результатов («Челси» шел 11-м в чемпионате Англии), а Боэли – выписать чек на 13 млн фунтов.  

    Поиски нового главного тренера продолжаются, и с большой долей вероятности им станет аргентинец Маурисио Почеттино, работавший в «Тоттенхэме», ПСЖ и др. До конца сезона командой руководит и. о. Фрэнк Лэмпард – легендарный экс-полузащитник клуба, который уже пробовал себя в роли главного тренера «Челси». В нынешнем чемпионате команде терять уже нечего: место во второй половине турнирной таблицы означает, что в сезоне 2023/24 впервые за семь лет «Челси» не сыграет в еврокубках. Сложно не сравнить этот результат с тем, которого достиг клуб в первый год при Абрамовиче – серебро АПЛ.  

    «За 20 лет Абрамович сделал «Челси» одним из лучших в Европе, а сейчас клуб разваливается, – резюмирует для «Ведомости. Спорта» экс-игрок «Челси» Алексей Смертин. – Я знаю Абрамовича по одному сезону, но мне понравился его менеджерский подход и доверие к Моуринью. Там была негласная договоренность разделения на фронт-офис и бэк-офис, т. е. на руководство и тренерский штаб. В раздевалке был один босс, и так должно быть. Абрамович заходил в раздевалку, чтобы поздравить команду, но делал это не как собственник, а как менеджер, который наблюдает за атмосферой. Мне очень нравилось именно разделение их полномочий, но вместе они были альянсом».