Сделка недели: «Ньюкасл» утроит доходы от титульного спонсорства. Клуб не боится проверок АПЛ

    Партнеров нашли на Ближнем Востоке, но они не связаны с Суверенным фондом Саудовской Аравии
    «Ньюкасл» уже предстоящим летом откажется от сделки о титульном спонсорстве с букмекерской компанией
    «Ньюкасл» уже предстоящим летом откажется от сделки о титульном спонсорстве с букмекерской компанией /www.nufc.co.uk

    «Ньюкасл» начнет следующий сезон Английской премьер-лиги (АПЛ) с новым титульным спонсором. Им станет ближневосточная компания, название которой в данный момент держится в секрете. По сведениям британского издания Times, она не связана ни с Саудовской Аравией, ни с Суверенным фондом этого государства (PIF), который в октябре 2021 г. поглотил клуб за 300 млн фунтов.

    Контракт о титульном спонсорстве будет приносить клубу около $30 млн в год. Это в три раза больше, чем действующее соглашение с букмекерской компанией Fun 88 (порядка $10 млн в год).

    Помощь с Ближнего Востока приходит к «Ньюкаслу» очень своевременно. За три трансферных окна (зима и лето 2022 г., зима 2023 г.) PIF инвестировал в новых игроков более 300 млн евро, а команда, полтора года назад боровшаяся за выживание, теперь претендует на выход в Лигу чемпионов. В последний раз «Ньюкасл» играл в этом турнире в сезоне 2002/03. Как только спортивные результаты улучшились, начали расти и заработки клуба.

    К слову, благодаря спортивным достижениям существенно вырастут телевизионные доходы «Ньюкасла». Как утверждает Daily Mail, клуб заработает 34,3 млн фунтов за то, что матчи с его участием в сезоне 2022/23 транслировались на ТВ 30 раз. Прошлогодние теледоходы составили только 19 млн фунтов.

    Кроме того, «Ньюкасл» своевременно нашел нового партнера на фоне запрета на соглашения о титульном спонсорстве с букмекерами для клубов АПЛ. В апреле участники лиги единогласно отказались от таких контрактов сами, сохранив возможность наносить логотипы букмекеров на рукава футболок. Подобный шаг обусловлен необходимостью достичь компромисса с правительством Великобритании. Власти меняют законодательство об азартных играх, чтобы полностью запретить рекламу букмекеров во время трансляций спортивных матчей.

    Чтобы нововведение не оказалось болезненным для клубов, при голосовании было решено сместить дату запрета со следующего сезона на сезон 2025/26 – к тому моменту истекут ранее заключенные соглашения. «Ньюкасл» же не воспользовался опцией, а напротив, нашел возможность договориться с Fun 88 о прекращении сотрудничества по итогам сезона 2022/23 – за два года до того, как контракт должен был прекратить свое действие изначально. 

    Не все участники АПЛ поступили, как «Ньюкасл». Тема внесения изменений в законодательство обсуждалась с декабря 2020 г., но выпуск официального документа откладывали четыре раза. В последний раз это было связано с отставкой Бориса Джонсона с поста премьер-министра летом 2022 г. В итоге тем же летом сразу три клуба, «Эвертон», «Фулхэм» и «Борнмут», воспользовались образовавшейся паузой и договорились с операторами ставок о размещении рекламы на передней части футболок.

    Главной проблемой для «Ньюкасла» и его нового спонсора может стать другое нововведение АПЛ. В декабре 2021 г., через два месяца после того, как «Ньюкасл» достался саудитам, лига ввела для клубов Правила справедливой рыночной стоимости (FMV). Они позволяют АПЛ самостоятельно оценивать спонсорские сделки клубов. Если лига определит соглашение как не соответствующее рыночной стоимости, она сама пересчитает его до справедливого рыночного уровня.

    Суть нововведений была изложена еще в декабре 2021 г. изданием The Athletic. Тогда, в частности говорилось, что АПЛ будет проверять каждую спонсорскую сделку дороже 1 млн фунтов. При проверке лига должна установить, что спонсор не аффилирован с клубом. В правилах прямым текстом говорится о материальном влиянии на клуб (или спонсора клуба) от компаний, принадлежащих государству. Фактически речь прямо идет о «Ньюкасле», хотя лига одобрила сделку с PIF, убедившись, что Саудовская Аравия не будет контролировать клуб напрямую.

    Правила FMV ввели из опасений о том, что «Ньюкасл» получит неправомерную выгоду от соглашений со спонсорами из Саудовской Аравии. На собрании АПЛ за введение FMV проголосовали все клубы кроме «Ньюкасла» и «Манчестер Сити», против которого лига уже открыла дело и даже выявила более 100 нарушений в финансовой отчетности в период с 2009 по 2018 гг.

    В «Ньюкасле» проверок по предстоящей спонсорской сделке не боятся. В клубе подчеркнули, что она полностью соответствует правилам FMV. В свою очередь главный тренер команды Эдди Хау, комментируя предстоящие трансферы, заявил, что в клубе нет неограниченного бюджета.