Новый курс Евро: УЕФА планирует заработать в сезоне 2023/24 6,7 млрд евро
От чемпионата Европы без ковид-ограничений ждут финансовых рекордовСоюз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) увеличил бюджет на сезон 2023/24 в 1,5 раза до 6,7 млрд евро. «Ведомости. Спорт» изучил свежий финансовый отчет организации и разобрался в причинах существенного роста
Распределение прибыли
Ключевая особенность сезона 2023/24 в том, что он завершится чемпионатом Европы. Первым за восемь лет полноценным турниром, организованным без ковид-ограничений и по привычной отработанной схеме.
Евро-2024 готовится принять Германия. От турнира ждут прорывных экономических показателей, потому что Евро-2020, проведенный из-за пандемии на год позже, был для УЕФА сопряжен со множеством сложностей. Кроме того, по случаю 60-летия турнира его изначально спродюсировали в экспериментальном формате с матчами по всей Европе.
Последний традиционный чемпионат Европы проводили в 2016 г. во Франции – с того момента заметно обновился медийный ландшафт, за счет новых игроков (прежде всего крупных стриминговых сервисов, обративших внимание на спорт) выросла конкуренция за права на трансляции, а формат с 24 сборными, опробованный тогда впервые, подтвердил эффективность с точки зрения интереса вещателей и спонсоров.
Больше половины годового бюджета УЕФА на сезон 2023/24 – 3,8 млрд – деньги, которые распределят между клубами и национальными федерациями. Причем сборным – участницам Евро-2024 достанется только 331 млн евро, остальное уйдет на призовые в еврокубках, а 2,18 млрд евро (т. е. 58% от распределяемых денег) – конкретно участникам Лиги чемпионов (ЛЧ).
Сумма понемногу растет год от года: например, в сезоне 2021/22 клубам ЛЧ досталось 2,10 млрд, призовой фонд текущего розыгрыша – 2,16 млрд. Существенного увеличения стоит ждать через год, когда УЕФА перейдет на новый формат ЛЧ: на групповом этапе будет 36 клубов вместо 32, матчей – на 48 больше, чем сейчас (суммарно 144), а турнир перейдет на швейцарскую систему с общей таблицей и календарем, который определяется прямо по ходу розыгрыша в зависимости от результатов, чтобы устроить больше топ-матчей между соперниками в хорошей форме.
Кроме того, уже сейчас УЕФА анонсирует, что доходы возрастут и после реформы отборочного турнира: в январе 2023 г. утвердили, что квалификации к Евро-2028 и следующим большим турнирам пройдут с разделением сборных на 12 групп по 4–5 команд вместо нынешних 10 групп с 5–6 командами. По задумке организации это поднимет значимость каждого матча и позволит привлекать больше внимания к отбору за счет непредсказуемости, но без увеличения количества игр.
Выплаты от УЕФА по-прежнему получает и Россия, несмотря на отстранение сборной и клубов от международных турниров. В январе генеральный секретарь Российского футбольного союза (РФС) Максим Митрофанов рассказал, что по одной из программ развития от европейской организации пришло $8 млн.
При этом, например, Международная федерация футбола (ФИФА) выплаты для России приостановила: представители РФС подтверждали, что успели получить $30 млн из $100 млн, предусмотренных по программе FIFA Legacy на развитие местного футбола в стране, организовавшей чемпионат мира.
Энергетические риски
Из доходов от чемпионата Европы извлекают деньги для финансирования работы самого УЕФА – на цикл до следующего турнира в бюджете заложено 75 млн евро, а еще 70 млн (из общего профицита в 145 млн) отправят в резервный фонд организации, чтобы восстановить его после пандемийных сезонов, потребовавших использовать эту подушку безопасности.
В первом же абзаце документа УЕФА оговаривается: «Пока мы готовим бюджет на сезон 2023/24, мир продолжает испытывать геополитический, экономический и энергетический шоки. У УЕФА нет никаких привилегий перед ускоренным темпом инфляции, логистическими сложностями и возрастающей стоимостью энергетических ресурсов. Все это еще может повлиять на наши результаты и потребует грамотного менеджмента. Но мы уверены, что это не помешает организовать все турниры, в частности Евро-2024, благодаря которому в дальнейшем получится финансировать масштабные программы развития».
Параллельно УЕФА готовится к полноценному запуску обновленных финансовых правил – они начнут действовать с сезона 2023/24. Это новая версия того, что раньше называлось «финансовый фэйр-плей» (ФФП). Теперь это понятие упразднили, чтобы напрямую контролировать не общие убытки клубов, а расходы на команду.
В центре внимания – затраты на зарплату игроков и тренеров, покупку футболистов и агентскую комиссию при трансферах. Клубам, которые хотят играть в еврокубках и участвовать в разделении 2,18 млрд евро, нужно будет соответствовать планке в 70% – это предельная доля бюджета, которую можно потратить на команду. Увеличить сумму можно только за счет прибыли с продаж игроков. Подойдут к ней постепенно: со следующего сезона расходы ограничат 90%, через год лимит снизят до 80% и только потом приведут к желаемому.
«ФФП эволюционировал, правила адаптированы под развитие футбольного рынка, – объясняет глава УЕФА по финансовой стабильности Андреа Траверсо. – Это большой новый шаг, не просто косметические изменения. Тем, кто считает, что УЕФА сдался [при внедрении строгих правил ФФП], отвечу однозначно: конечно же, это не так. Предыдущая версия правил принесла пользу, но она не была идеальной. Сейчас мы заняты образовательной работой: проводим семинары, объясняем тонкости нового регламента. Видим, что многие до сих пор находятся в турбулентном постковидном состоянии, поэтому провести их через это время особенно важно».
Проведение большого турнира летом 2024 г. привлечет дополнительные деньги в европейскую футбольную индустрию в целом: например, выручка УЕФА от медиаправ вырастет до 5,05 млрд евро (3,63 млрд в текущем сезоне, 3,42 – в сезоне 2021/22, в сезон Евро-2020(1) – 4,47 млрд), на реализации коммерческих прав впервые планируют заработать 10-значную сумму – 1,14 млрд евро. В сезон предыдущего чемпионата Европы это направление принесло 992 млн евро, между крупными турнирами показатель держится на уровне 530–580 млн евро.
Средний показатель выручки за четырехлетний цикл (2020–2024 гг.), которыми живут международные футбольные организации, благодаря смещению прошлого Евро планируют довести до рекордных 5,2 млрд евро в год.