«Лион» доминировал во Франции 2000-х, а теперь попал в глубокий кризис. Виноваты коронавирус и вечный президент
В 2022-м у команды сменился владелец, но улучшений пока нет«Лион» – один из главных клубов Франции в начале XXI века. В 2000-х команда семь раз подряд побеждала в Лиге 1, а затем, пусть и не баловала болельщиков трофеями, но регулярно выступала в Лиге чемпионов. В последние годы «Лион» опускался все ниже, а в нынешнем сезоне и вовсе осел в середине таблицы – девятое место после 29 туров и отсутствие всякой надежды на еврокубки. «Ведомости. Спорт» рассказывает, как регрессировал гранд французского футбола.
Из небытия к семи титулам подряд
Клуб был основан в 1950-м и долгое время не мог похвастаться успехами. Главным достижением «Лиона» были две бронзы в сезонах 1973/74 и 1974/75. В 1983 г. команда вылетела из высшего дивизиона. Все изменилось с приходом в «Лион» Жана-Мишеля Ола, ставшего впоследствии главным человеком в истории клуба. В 1987-м Ола на пост администратора команды пригласил тогдашний президент «Лиона» Чарльз Мигирян.
Ола впечатлил своим стратегическим видением. Он разработал план «Европа за три года», по которому «Лион» должен был уже в начале 1990-х появиться в еврокубках. Удивительная задача для команды второй лиги, но выполнить ее удалось, хотя и с небольшой задержкой. Спустя два года «Лион» вернулся в элитный дивизион, а в 1995-м занял второе место, благодаря чему пробился в Кубок УЕФА. Но и на этом клуб не остановился.
При Ола у «Лиона» сформировался эффективный вектор развития. Костяк команды составляли воспитанники, к ним добавлялись качественные французские футболисты и недорогие, но перспективные легионеры. С воспитанниками проблем не было: у «Лиона» всегда была одна из лучших академий в стране. Только за последние 20 лет школа выпустила множество суперзвезд футбола – Карима Бензема, Самуэля Юмтити, Александра Ляказетта, Антони Марсьяля, Хатема Бен-Арфа и др.
Эффективная академия стала основой успешной работы клуба – воспитанники сначала приносили пользу на поле, а затем их выгодно продавали. Благодаря Ола и его умелому менеджменту «Лион» стал гегемоном Лиги 1. В последнем туре сезона 2001/02 команда завоевала первое в своей истории чемпионство, а затем взяла еще шесть титулов. На тот момент конкурентов у «Лиона» не было – «Марсель» потерял былую мощь, а в ПСЖ еще не пришли большие деньги.
В 2008-м команду возглавил перспективный тренер Клод Пюэль, до этого поднявший «Лилль» в Лигу чемпионов. Назначение стало роковым. При Пюэле команда финишировала только третьей, в Кубке Франции, Кубке французской лиги и Лиге чемпионов вылетела в 1/8 финала. В следующем году ситуация повторилась, а параллельно, в Париже, завелись деньги от катарских инвесторов. Расклад сил во Франции поменялся.
Сильно подкосило «Лион» и строительство новой арены. Вместо устаревшего «Жерлана» Ола запланировал за период 2008-2016 гг. возвести 60-тысячный «Групама Стэдиум». Почти весь бюджет уходил на стадион, денег на усиление состава не оставалось.
Коронавирус и кадровые ошибки
В марте 2020-го розыгрыш Лиги 1 остановили из-за коронавируса. «Лион» оказался на седьмом месте после 28 туров, чемпионат признали завершенным, и команда прервала серию из 23 сезонов в еврокубках. А самое главное – лишилась строчки в доходной части бюджета. Ола был в ярости. Он призывал посчитать таблицу с учетом последних сезонов, чтобы в еврокубки отправились сильнейшие команды за несколько лет, но его не послушали. Плюс ко всему простаивал «Групама Стэдиум», который и раньше заполнялся только на 80%, а в пандемию и вовсе остался без публики.
За год убытки «Лиона» возросли почти в три раза – с 36 млн евро до 109 млн, а выручка снизилась со 181 млн евро до 118 млн. В таком падении виновата в том числе и провальная сделка по ТВ-контракту. Испано-китайская компания Mediapro обещала платить 1,2 млрд евро за сезон, начиная с 2020 г., но отказалась от соглашения. Французским командам пришлось срочно искать нового вещателя. Решить ситуацию помог Canal+, однако он предложил значительно меньше – 662 млн евро. В результате деньги недополучили все клубы. «Лион», в частности, потерял из-за пандемии 150 млн евро.
Если бы проблема была одна, ее можно было бы решить, но кризис затронул и кадровую политику. В мае 2019 г. Ола назначил на пост спортивного директора Жуниньо Пернамбукано – знаменитый мастер штрафных был любимцем болельщиков, но не имел опыта менеджмента. Ошибки посыпались сразу же. Тренером выбрали бразильца Силвиньо, который до этого никогда не работал главным. Он продержался на посту всего несколько месяцев, вскоре его место занял Руди Гарсия. Между бразильским менеджером и французским тренером отношения не заладились – Пернамбукано начал покупать и продавливать в состав соотечественников. Гарсия же считал, что спортивный директор не должен вмешиваться в его работу.
По окончании сезона 2020/21 Гарсию отправили в отставку, а через полгода уволился и Жуниньо, объяснив решение усталостью от стрессов и внутриклубных конфликтов. На тот момент команду возглавлял Петер Бос, однако прижиться во Франции у него не вышло. Коллектив слишком много пропускал и неумело действовал в обороне. L’Equipe писал, что многие игроки даже не понимали тактических установок голландца. После невзрачного начала сезона 2022/23 терпение руководства «Лиона» кончилось, и вместо Боса назначили Лорана Блана. Но и у него выправить положение команды пока не выходит.
В декабре 2022-го в «Лионе» случилось знаменательное событие – у клуба официально сменился владелец. Ола продал 77,49% акций американцу Джону Текстору и его инвестиционной группе Eagle Football Holdings, сумма сделки не раскрывалась. Текстору также принадлежат 90% бразильского «Ботафого», 80% бельгийского «Моленбека» и 40% английского «Кристал Пэлас». Он не скрывает желания включить «Лион» в свою мультиклубную сеть. Однако подчеркивает, что, в отличие от Red Bull и City Football Group, все команды в его портфеле будут развиваться равномерно.
У американца уже возникают конфликты с болельщиками – они против, чтобы «Лион» входил в мультиклубную сеть. Кроме того, фанатов смущает ситуация с растянутой продажей команды – фактически Тектор стал владельцем «Лиона» уже летом 2022-го, но деньги на покупку нашел только к декабрю. Главная же проблема, которую нужно решить американцу прямо сейчас – оперативное управление клубом. После ухода Пернамбукано у «Лиона» по-прежнему нет спортивного директора. За кадровые и спортивные вопросы отвечают администратор Венсан Понсо и главный скаут Бруно Шейру. Судя по результатам, подобную модель вряд ли можно назвать эффективной.