«Для меня этот человек умер». Как Чеферин и Аньелли хотели вместе реформировать футбол, но поругались из-за Суперлиги
До сих пор выясняют, кто кого предалАндреа Аньелли, кажется, не мог остаться вне футбольного бизнеса. Бывшие президенты «Ювентуса» Эдоардо Аньелли, Джанни Аньелли и Умберто Аньелли – его дедушка, дядя и отец. Он сам управлял итальянским грандом с 2010 г., но заработал приставку «экс» из-за финансовых махинаций.
С одним из ближайших друзей Александером Чеферином его тоже свел футбол. В 2016 г. словенский юрист сменил на посту президента Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) Мишеля Платини. А сам Аньелли через несколько месяцев возглавил Европейскую ассоциацию клубов (ЕСА) – своеобразный профсоюз, в котором на тот момент было 247 членов. В УЕФА к его легитимности не возникало никаких вопросов. Более того, в организации не сомневались: с помощью ЕСА можно контролировать власть во всей футбольной Европе. Отчасти именно поэтому Чеферин пошел на сближение с Аньелли. Не самый простой шаг для человека, который привык дистанцироваться ото всех коллег и никогда не смешивал личные и рабочие отношения.
«Я не чувствую никакого давления, потому что не подпускаю никого слишком близко, – рассказывал Александер в одном из немногочисленных интервью, когда только стал важным футбольным функционером. – Если ты идешь с кем-то, пьешь, ешь за его счет, вероятно тебя пытаются включить в круг доверенных лиц. Мне не нравится такой подход. Вечеринки сами по себе тоже не нравятся. Лучшее место на Земле – мой летний дом в Словении. Он окружен лесом, а ближайшие соседи – в 15 км. Люблю бывать там с женой и дочерьми».
В порядке исключения доступ к дому получил и Аньелли со своей семьей. Постепенно они так сдружились, что Александер стал крестным отцом младшей дочери Андреа. А в свободное от футбола время Аньелли помогал жене Чеферина Барбаре с организацией выставок итальянского искусства в Словении. Это, конечно, стало поводом для обсуждения в прессе. Журналисты рассказывали, что Аньелли подарил другу «Феррари» и регулярно организовывал для него перелеты на бизнес-джетах в обмен на продвижение своих интересов в УЕФА.
Один из главных аргументов критиков – после сближения с Аньелли Чеферин существенно пересмотрел свои взгляды на развитие европейского футбола. Так, например, в его предвыборной кампании был акцент на отстаивании скромных (по футбольным меркам) клубов и стран, но со временем интересы топов стали важнее и для него.
Весной 2019 г. ЕСА предложила реформировать Лигу чемпионов. Разговоры об этом продолжались на протяжении нескольких лет, но обрели реальные черты усилиями Аньелли, когда тот понял, что ему есть на кого положиться в УЕФА. Среди прочего, Андреа, например, захотел отдать предпочтение грандам и командам из чемпионатов с высоким коэффициентом УЕФА. Ни одну футбольную лигу такой подход не устроил, обсуждение реформы растянулось почти на два года.
Все это время Чеферин вел активные разъяснительные беседы. Их отрывки время от времени оказывались в прессе: «Говорить, что богатые все у нас отнимают – это типичный популистский метод. Это правда, что крупные клубы много зарабатывают и получают большие призовые. Но они приносят нам очень много денег, значит, имеют право на определенные преференции».
Конечно, утверждать, что причиной такого, не очень изящного переворота в исполнении босса УЕФА стала только дружба с Андреа Аньелли, было бы неправильно. Топ-клубы тоже активно давили на футбольный союз, регулярно напоминая, что готовы самоорганизоваться в Суперлигу, как минимум потому что это выгодно. Только выигрыш в новом турнире оценивали в 400 млн евро. Для сравнения: победитель Лиги чемпионов получает вместе с трофеем 120 млн.
На этом фоне Чеферин вспомнил давнюю формулу: не можешь остановить процесс – возглавь его. Проект реформы постепенно переработали и готовились принять на заседании УЕФА 19 апреля 2021 г. Аньелли поддерживал друга и рассказывал, почему существование Суперлиги теперь будет невозможно. Но за день до заседания перестал отвечать на телефонные звонки и вместе с боссом «Реала» Флорентино Пересом анонсировал новый турнир с участием 12 топ-клубов – ту самую Суперлигу.
«Я думал, что мы друзья, но он врал мне прямо в лицо, убедив, что мне не о чем беспокоиться, а сам в это время подписывал документы, необходимые для запуска Суперлиги, – рассказывал Александер в интервью французскому изданию So Foot. – Подозревал ли я что-то? Когда человек, которому ты по-настоящему доверяешь, говорит тебе что-то в духе «нет-нет, все это чушь собачья», ему трудно не поверить. Для меня Аньелли умер. Это слишком личное».
Реформу Лиги чемпионов в итоге приняли. В новом формате турнир начнут проводить с сезона 2024/25. А вот Суперлига пока так и остается проектом – готовится к очередному перезапуску. Но Аньелли продолжает за нее бороться, даже на фоне больших проблем родного «Ювентуса».
В недавнем интервью голландскому изданию De Telegraaf он вдруг заговорил о том, как несправедливо устроен современный футбол, в котором самые важные победы достаются клубам из богатых чемпионатов. По мнению Андреа, чтобы удержать внимание болельщиков, европейскому футболу нужно стремиться к демократии.
«Если футбол останется таким же предсказуемым, от нас отвернуться люди. Продолжат ли смотреть еврокубки в Голландии, понимая, что у «Аякса», «Фейеноорда» и ПСВ никогда не будет шансов на победу? Нам всем нужна новая европейская лига с несколькими дивизионами и понятной схемой вылета и выхода в более высокие дивизионы. На равных условиях для клубов. Нужно думать не только о грандах, но о 60-80 клубах по всей Европе».
Про своего друга Аньелли, естественно, тоже вспомнил. Рассказал, что Чеферин ослеплен собственным могуществом и добавил: «Если он позвонит, я возьму трубку. Он крестный отец моей дочери и обещал господу – если со мной что-то случится, что позаботится о ней. Такие клятвы нельзя отменить».