Сделка недели: чемпионат Китая сохранил титульного спонсора. Из-за пандемии контракт уменьшился почти вдвое
Старт нового сезона Суперлиги пока под вопросомКитайская страховая компания Ping An в преддверии сезона 2023 г. заключила годичный контракт о титульном спонсорстве с местной футбольной Суперлигой на сумму $14,7 млн. Об этом сообщает Sport Business. Соглашение по-своему уникально, поскольку отношения двух сторон длятся еще с 2014 г. и за это время вместили в себя как расцвет, так и экономический кризис чемпионата страны.
Сделка девятилетней давности была заключена в рамках программы социальной ответственности компании. За три года спонсорства, с 2014-го по 2016-й, Ping An заплатила примерно $87 млн. В 2017-м соглашение продлили на пять лет, а его стоимость увеличилась до $145 млн (примерно $29 млн в год). Тогда же Ping An стала спонсором национальной сборной, а за год до этого запустила программу страхования от несчастных случаев для футболистов Суперлиги с общим покрытием почти на $220 млн.
Прошедшее десятилетие оказалось самым благополучным в истории китайского футбола. В местные клубы вложились крупнейшие компании страны. Инвестиционный холдинг China Evergrande Group в 2010 г. выкупил клуб из «Гуанчжоу» примерно за $15 млн. Под новым названием «Гуанчжоу Эвергранд» команда семь раз подряд, с 2011 по 2017 гг., стала чемпионом Китая, а также дважды, в 2013 и 2015 гг. выиграла Лигу чемпионов Азии. Тем временем в 2014 г. строительная компания Greenland Group, крупнейший девелопер Шанхая, вложилась в «Шанхай Шеньхуа». Еще одна местная команда перешла под контроль Shanghai International Port Group и стала известна как «Шанхай-СИПГ».
Главным показателем могущества китайской лиги стало зимнее трансферное окно 2016 г. Тогда местные клубы общими усилиями потратили на новых игроков $300 млн. Для сравнения, траты клубов Английской премьер-лиги (АПЛ) в январе 2016-го составили только $220 млн. В Китай переехали такие звезды, как Дидье Дрогба, Николя Анелька и Карлос Тевес.
Выгоду от экономического бума в чемпионате Китая извлек и один из ведущих представителей Российской премьер-лиги (РПЛ) – «Зенит». Летом 2016 г. петербургский клуб совершил крупнейший трансфер «на выход» в своей истории – продал в «Шанхай СИПГ» бразильца Халка за 55,8 млн евро. В 2012-м переход Халка из португальского «Порту» обошелся «Зениту» в 40 млн евро, и тогда сложно было представить, что затраты на этот трансфер удастся «отбить». В Китае бразилец провел четыре года, заработав за это время более 100 млн евро.
Период коронавируса, сопровождавшийся в Китае жесткими локдаунами и закрытием границ, ударил по местному бизнесу и ослабил чемпионат. Матчи стали проводить на пустых стадионах, многие звезды из европейских клубов покинули страну, а для местных игроков был установлен потолок зарплат – они не могли зарабатывать более $1,5 млн в год. Такие клубы, как «Цзянсу Сунин» и «Чунцин Лянцзян», были расформированы.
Концовка прошлого сезона в чемпионате Китая также красноречиво свидетельствовала о том, с какими проблемами столкнулся местный футбол. Чемпионом стал клуб «Ухань Фри Таунс», который в 2020-м выступал в третьем по силе дивизионе страны, а в 2021-м – во втором по силам. Триумфаторы набрали одинаковое количество очков с «Шаньдун Тайшань» и победили за счет лучшей разницы мячей, при этом в заключительном туре оба претендента на титул добились технических побед из-за неявки соперников на матчи. В числе трех вылетевших клубов оказался некогда благополучный «Гуанчжоу».
Компания Ping An пережила пандемию намного успешнее. В марте 2021 г. она стала крупнейшим страховщиком в Азиатско-Тихоокеанском регионе с рыночной капитализацией $136 млрд. По итогам 2022 г. Ping An заняла 17-е место в списке Forbes Global 2000 и стала четвертой среди глобальных финансовых предприятий в отчете Global 500 2022, составленном Brand Finance.
Партнерство Ping An и Суперлиги продолжилось, даже несмотря на то, что на данный момент в Китае неизвестна дата старта нового сезона. При этом в местном футболе обещают снять ряд коронавирусных ограничений.