«Я выгреб мяч с линии ворот рукой». Как Марадона остановил сборную СССР на ЧМ-1990
«Рука Бога», эпизод второйЗа месяц до смерти в ноябре 2020 г. Диего Марадона заявил в интервью: «Я мечтаю забить Англии еще раз. Только уже правой рукой». Великий аргентинец не отрицал, что в четвертьфинале чемпионата мира 1986 г. в присутствии 114 000 зрителей на стадионе «Ацтека» в Мехико он поразил ворота Питера Шилтона рукой. Это видели все, кроме судейской бригады. Близорукость и нежелание взять на себя ответственность стоили Али Бин-Нассеру из Туниса и болгарскому лайнсмену Богдану Дочеву карьер — больше они не судили турниры под эгидой ФИФА.
Спустя четыре года на чемпионате мира в Италии Марадона снова провернул запрещенный трюк с рукой, только на этот раз в матче со сборной СССР. И снова к аргентинцу не были применены санкции, хотя судья находился в нескольких метрах от эпизода.
Фредрикссон — кошмар сборной СССР
Марадона не чувствовал угрызений совести за «Руку бога». Именно так он охарактеризовал свой первый гол в ворота Англии в 1986 г. сразу после матча. Все из-за конфликта между Англией и Аргентиной незадолго до начала чемпионата мира. В краткосрочной войне за Фолклендские острова (апрель — июнь 1982 г.) аргентинская сторона потерпела поражение и потеряла 650 человек, поэтому победа над британцами на футбольном поле значила для страны не меньше, чем завоевание звания чемпионов мира.
У сборной СССР на том турнире тоже была дополнительная мотивация выступить как можно лучше — за пару месяцев до ЧМ авария на Чернобыльской АЭС (апрель 1986 г.) унесла жизни тысяч людей, а сильное радиоактивное загрязнение сделало значительные территории непригодными для жилья. Страна нуждалась в эмоциональном подъеме, и команда Валерия Лобановского, более чем наполовину состоявшая из игроков киевского «Динамо», легко пробилась в 1/8 финала.
В матче против Бельгии поначалу тоже все складывалось замечательно (Игорь Беланов, который по итогам года получит «Золотой мяч», открыл счет), но затем игру испортила бригада шведского арбитра Эрика Фредрикссона. Дважды бельгийцы забивали из офсайда, что фиксировал испанский лайнсмен Викториано Санчес, но Фредрикссон указывал на центр.
«Все было как в дурном сне: Кулеманс [Ян, нападающий сборной Бельгии] находился примерно в метре за моей спиной. Чтобы его положение вне игры стало еще более явным, я сделал несколько шагов вперед. Когда капитан бельгийцев принимал мяч, боковой судья моментально взметнул вверх флажок, фиксируя офсайд. Но Кулеманс, словно зная, что Фредрикссон не обратит на это внимания, точно пробил. Шведский судья спокойно показал на центр. А Санчес опустил флажок», — вспоминал позже полузащитник сборной СССР Владимир Бессонов.
В итоге матч завершился победой бельгийцев 4:3, но советская сборная не стала подавать протест. «Я бы не хотел акцентировать внимание на судействе, — объяснил позицию Лобановский. — Наши игроки не имели права, заметив сигнал арбитра на линии, останавливаться и прекращать игру без свистка судьи в поле. Грубые ошибки свели на нет усилия всей команды. В этом заключается главная причина поражения». В ФИФА тоже отнеслись к спорным эпизодам спокойно. Например, Фредрикссона назначили на финальный матч ЧМ-1986 в качестве лайнсмена.
Спустя четыре года сборной СССР вновь пришлось столкнуться со шведским арбитром, когда ФИФА утвердила его на матч группового этапа ЧМ-1990 против Аргентины. Попытки советской делегации опротестовать это назначение к успеху не привели.
Свисток молчал
Команда Лобановского схлестнулась с действующими чемпионами мира во втором туре группового этапа. Обе сборные проиграли стартовые матчи, поэтому настраивались только на победу. Советские футболисты неожиданно уступили Румынии (0:2), а аргентинцы еще более сенсационно проиграли Камеруну Валерия Непомнящего (0:1).
Накануне игры все только и говорили о Марадоне, ведь матч проходил в Неаполе, где аргентинца боготворили (и боготворят до сих пор — в его честь переименован местный стадион). К тому моменту Диего уже успел выиграть для скромного «Наполи» несколько титулов (чемпионство в Серии А, Кубок Италии, Кубок УЕФА) и немного заскучал: погрузнел, утратил былую резкость. В сборной на ЧМ-1990 Марадона играл менее значимую роль, чем раньше, — драйвером команды стал молодой нападающий Клаудио Каниджа. «В 1988 г. Марадона доставил нам гораздо больше проблем, чем в 1990 г.», — резюмировал свои впечатления после матча Олег Кузнецов. Но Марадона все равно оставался суперзвездой, гипнотически действуя на судей и зрителей. До его дисквалификации на 15 месяцев за употребление кокаина оставалось меньше года.
Игра началась с атак советских футболистов — казалось, матч развивается по сценарию поединка этих же команд весной 1988 г. Тогда СССР показал яркий футбол и обыграл Аргентину 4:2 на Турнире четырех наций в Берлине. На 12-й минуте Игорь Добровольский подал угловой, а Кузнецов подрезал мяч в ближний угол, который закрывал Марадона. Аргентинец сделал едва заметное движение корпусом и рукой блокировал полет мяча в сетку. Только-только вошедший в игру вратарь Серхио Гойкоэчеа (на первых минутах получил травму основной голкипер Нери Пумпидо) теоретически мог блокировать удар, но это уже не имело никакого значения. Напрашивался очевидный пенальти, который так и не был назначен — как и в 1986 г., находившийся в 5 м от эпизода арбитр Фредрикссон промолчал.
«Мы особо не спорили, потому что все произошло слишком быстро, — сокрушался позже игрок той сборной СССР Игорь Шалимов. — Думаю, реализуй мы пенальти, то могли победить Аргентину. Видеоповтор доказывает, что нарушение было слишком очевидным, чтобы не поставить пенальти. Дело не только в том, что мяч попал Марадоне в руку: было движение руки. Он ударил по мячу. Это возмутительно — не столько со стороны Диего, сколько судьи. Марадона просто защищал ворота как мог».
В начале 1990-х о видеопомощниках арбитров (VAR) не приходилось даже мечтать, а сам аргентинец снова с невозмутимым видом продолжил игру. Аргентинцы осознали, что судья к ним лоялен, — на ЧМ-2022 многим командам тоже кажется, что арбитры благоволят Месси и Ко. Вскоре после неоднозначного эпизода Аргентина не только выровняла игру, но и открыла счет. На 27-й минуте советский вратарь Александр Уваров замешкался на выходе из ворот после розыгрыша углового, что привело к удару Педро Трольо точно в девятку.
Спорное удаление Бессонова в начале второго тайма за фол против Каниджи (Фредрикссон мог ограничиться желтой карточкой) заметно снизило шансы СССР на положительный исход встречи. Команда Лобановского владела инициативой даже в меньшинстве, не реализовала два хороших момента, а на 79-й минуте ошибка Кузнецова перечеркнула все усилия: 0:2 — и вылет с турнира.
Фредрикссон должен был закончить карьеру еще в 1982 г.
За матч СССР — Аргентина итальянская Corriere dello Sport поставила Фредрикссону четверку по 10-балльной шкале, а советская делегация подала протест за эпизод с игрой рукой Марадоны. «Если бы Фредрикссон был честным человеком, он должен был упаковать чемоданы, сжечь судейскую лицензию и оставить футбол навсегда», — негодовал глава советской делегации Никита Симонян.
Пока советские футболисты ругали арбитра, Марадона отрицал нарушение правил со своей стороны. Игру рукой он признал только в 2017 г., когда началась глобальная полемика о необходимости внедрения VAR. «Конечно, я за использование технологий, — высказался Марадона. — Когда возникают спорные моменты, то вспоминаю «Руку бога». Кстати, я проделал этот фокус не только в матче с Англией, но и с СССР в 1990 г. Я выгреб мяч с линии ворот рукой. Нам повезло, потому что судья этого не увидел».
Официально ФИФА не признала очередную ошибку Фредрикссона, но тот матч стал последним в международной карьере шведского арбитра. Удивительно, как он сумел так долго продержаться на высоком уровне, ведь еще в 1982 г. стал фигурантом громкого скандала. На чемпионате мира в Испании Фредрикссон обслуживал матч группового этапа Франция — Кувейт (4:1) в роли лайнсмена и на последней минуте встречи сначала поднял флажок, фиксируя вне игры, а потом опустил — в итоге случился четвертый французский гол. По мнению футболистов сборной Кувейта, мяч был забит из офсайда, и они отказались начинать с центра поля.
Страсти еще больше разгорелись, когда с трибуны к тренерской скамье Кувейта спустился шейх — брат главы государства и по совместительству президент национальной футбольной федерации. Он увел свою команду с поля в знак протеста, и лишь после долгих уговоров официальных лиц игру удалось возобновить. Поставь ФИФА в тот момент под сомнение профпригодность шведа — и в «Википедии» не нашлось бы места страничке «Рука бога».