Сделка недели: у «Арсенала» новый партнер в туристическом и блокчейн-бизнесе. Клуб за это уже критиковали

    Запрещали рекламу NFT и призывали не продвигать туры в Руанду
    Туристический бизнес — важная составляющая коммерческих доходов «Арсенала»
    Туристический бизнес — важная составляющая коммерческих доходов «Арсенала» /emirates.com

    Во время паузы на ЧМ-2022 по футболу лидер Английской премьер-лиги (АПЛ) «Арсенал» заключил партнерское соглашение с блокчейн-компанией LABS Group в рамках программы, предлагающей проживание в отелях и на курортах в Европе и Азии.

    Болельщиков уведомили о риске вложений в криптоактивы

    Сделка с «Арсеналом» предоставит LABS Group пакет прав на маркетинг и активацию бренда Staynex — новой цифровой торговой площадки, которая будет запущена в начале 2023 г. Staynex будет работать на блокчейне LABS Group, позволяя отелям и курортам создавать программы таймшер (долевой собственности на недвижимость). В рамках этой системы клиенты смогут получить доступ к номерам в отелях на определенный период времени по сниженному тарифу с помощью невзаимозаменяемых токенов (NFT) LABS Group.

    Уже в анонсе сделки «Арсенал» сделал важное уточнение: «NFT-токены Гостиничного клуба LABS (Residence Pass) являются одной из форм криптоактивов. Обращаем ваше внимание на то, что: стоимость криптоактивов является переменной и может снижаться, а также расти; криптоактивы не регулируются государством в Великобритании; налог на прирост капитала может взиматься с любой прибыли, полученной от продажи криптоактивов». 

    «Арсенал» предупредил свою фан-базу о риске операций с NFT на основе не самой привлекательной истории сотрудничества с платформой Socios, выпускавшей клубные токены. Клуб не уведомил болельщиков ни о возможности падения цен на криптоактивы, за которые предлагалось покупать токены, ни о налоге с прибыли. По этой причине Управление по стандартам рекламы Великобритании (ASA) обвинило «Арсенал» во вводе потенциальных инвесторов в заблуждение относительно риска вложений и запретило рекламные кампании по продвижению токенов в клубных медиа.

    С учетом неустойчивости рынка криптоактивов и максимально тщательной работы ASA по выявлению нарушений в рекламных кампаниях, связанных с криптовалютами,  подобные сделки представляют риск и для самих клубов. Например, «Барнсли», выступающий в третьем по силам английском дивизионе, даже отказался от партнерства с криптобрендом Hex спустя неделю после заключения сделки.

    Дочь активиста просила клуб отменить сделку с Советом по туризму Руанды

    В начале декабря «Арсенал» опубликовал отчет за 2021/22 финансовый год. Из отчета следует, что с мая 2021 г. по май 2022-го убытки клуба сократились на 58%, составив 45,5 млн фунтов ($55,98 млн). Клуб сократил зарплатный фонд с 244,2 до 212,3 млн фунтов и значительно увеличил доходы от матчдей — с 3,8 до 79,4 млн фунтов. Этому способствовало полное открытие трибун стадиона «Эмирейтс», вмещающего 60 704 зрителя, после пандемии коронавируса. Кроме того, «Арсенал» зафиксировал незначительное увеличение коммерческих доходов — со 136,4 до 141,7 млн фунтов.

    Туристический бизнес — важная составляющая коммерческих доходов «Арсенала». Во-первых, клуб рекламирует одну из крупнейших мировых авиакомпаний Emirates. Ей принадлежат нейминговые права на домашний стадион команды. Арена носит название «Эмирейтс» с момента своего открытия в 2006 г. В 2012 г. соглашение продлили до 2028-го. Авиакомпания также является титульным спонсором «Арсенала». Игроки выступают и тренируются с ее логотипом на форме, также под брендом своего спонсора клуб ежегодно участвует на предсезонных сборах в турнире Emirates Cup. По сделке о титульном спонсорстве, действующей с 2018 по 2025 гг., «Арсеналу» достаются 40 млн фунтов в год. На портале Football Insider сообщалось, что соглашение может быть продлено на более выгодных для клуба условиях.

    Кроме того, клуб зарабатывает 10 млн фунтов в год, рекламируя туры в Руанду. Слоган, призывающий посетить эту африканскую страну, размещен на игровой и тренировочной форме «Арсенала», также он появляется на рекламных щитах вдоль поля во время домашних матчей лондонского клуба.

    Соглашение «Арсенала» с Советом по туризму Руанды было заключено в 2018 г. Через год после начала партнерства доходы страны от турбизнеса увеличились на 17%, а количество визитеров из Европы увеличилось на 22%. В 2021-м сделку продлили. За все годы ее действия футболисты «Арсенала» несколько раз прилетали в Руанду, а бразильский защитник Давид Луис (c 2021 г. он играет на родине за «Фламенго») даже снимал рекламный контент. Он фотографировался с местными горными гориллами, а также подарил клубную футболку президенту Руанды Полю Кагаме, который руководит страной с 2000 г.

    В Британии сделку «Арсенала» с советом по туризму Руанды критиковали из-за нарушения прав человека в этой стране. В издании Mirror писали, что правительство африканского государства пытается «отмыть репутацию», инвестируя деньги в спорт. В качестве примера отсутствия демократии в стране приводилась история активиста Пола Русесабаджины.

    В 1994 г. в принадлежавшем Руссесабаджине отеле в Кигали, столице страны, спаслись от геноцида более 1000 представителей народности тутси. Эти события легли в основу голливудского фильма «Отель «Руанда». В 2020 г. Русесабаджина должен был лететь из Дубая в Гитега (столицу Бурунди), однако вместо этого его самолет направился в Кигали. Оказалось, что у правительства Кагаме был международный ордер на его арест. В сентябре 2021 г. Русесабаджина был признан виновным по обвинению в терроризме и приговорен к 25 годам тюремного заключения.

    Дочь Руссесабаджины обращалась к «Арсеналу» с призывом отменить сделку, но ее слова не были услышаны. В ответ на соответствующий запрос Mirror в клубе пояснили, что работают лишь над тем, чтобы познакомить аудиторию болельщиков с историей и культурой Руанды, а также рассказать им об этой стране как месте туристического отдыха.