3,6 млрд телезрителей в 2018-м и $620 млн для Лос-Анджелеса за финал-1994: бизнес-рекорды ЧМ
Большая аудитория — большие доходы$17 000 за место
Самым дорогим стадионом, возведенным для чемпионатов мира, является «Газпром арена» на Крестовском острове в Петербурге (во время ЧМ и Кубка Конфедераций 2017 называлась «Санкт-Петербург» — «Ведомости. Спорт»). За 10 лет строительства многократно сдвигались сроки сдачи объекта и сменилось три генеральных подрядчика, а итоговая сумма превысила 47 млрд руб. — порядка $1,1 млрд. Во время ЧМ-2018 на арене, вмещавшей 64 468 зрителей, прошли семь матчей, в том числе и игра за бронзу. Всего же на турнир в России было потрачено по разным подсчетам от 650 млрд и до 883 млрд руб. ($10,5 — 14,2 млрд по курсу на лето 2018 г.), хотя планировали уложиться в $10 млрд. Что в целом сопоставимо с цифрами ЧМ-2014 в Бразилии — $15 млрд, ЮАР в 2010 г. уложилась в скромные $4,3 млрд.
Вложения Катара установили рекорд на долгие годы вперед. На спортивную и транспортную инфраструктуру (в том числе автоматизированное метро), объекты сферы гостеприимства, а также новый город в пустыне (Лусаил стоил $45 млрд) страна потратила от $200 млрд (официальные данные оргкомитета) до $300 млрд (подсчеты Bloomberg).
Зато арены получились не слишком дорогими: больше всех ($767 млн) потратили на стадион в Лусаиле вместимостью 88 966 зрителей (самый большой в Катаре), где сыграют 10 матчей ЧМ, в том числе и финал.
30 000+ «зайцев»
В 1950 г. в финал ЧМ вышли Бразилия и Уругвай. По этому случаю на новеньком стадионе «Маракана» в Рио-де-Жанейро собралась рекордная аудитория. Согласно проданным билетам (суммарно на 120 000+ фунтов) игру смотрели 173 850 болельщиков — это результат, зафиксированный Книгой рекордов Гиннесса. Но, по неофициальным данным, матч посетили около 210 000 человек — тогда большая часть трибун не была оборудована индивидуальными креслами, болельщики стояли, поэтому легче было просочиться на стадион без билета и затеряться в толпе.
В 1950 г., единственный раз в истории, победители и призеры ЧМ определялись не в плей-офф, а по итогам дополнительного группового раунда с участием лидеров групп первого раунда. В финальный топ-4 попали Испания, Швеция, Уругвай и Бразилия. В матче латиноамериканцев решалась судьба титула: на счету Бразилии уже было две победы, а Уругвай обыграл Швецию и сыграл вничью с Испанией.
На чемпионате Южной Америки 1949 г. бразильцы обыграли уругвайцев со счетом 5:1, а на «Маракане» в июле 1950 г. сборной Бразилии хватило бы даже ничьей, чтобы стать чемпионами мира — и трибуны уже были готовы праздновать. Но Уругвай ответил на пропущенный гол двумя и выиграл турнир.
3,6 млрд телезрителей
Чемпионат мира по футболу всегда входит в топ самых телепопулярных спортивных событий. Так, в 2018 г. 64 матча ЧМ в сумме собрали у экранов почти 3,6 млрд зрителей. «За месяц более половины населения мира — в возрасте от четырех лет и старше — посмотрели главное соревнование мирового футбола», — резюмировали в ФИФА. Эти данные рассчитаны с условием, что зритель задержался на трансляции не менее минуты, для категории просмотров «от получаса» цифры скромнее, но тоже впечатляющие — почти 2,5 млрд, что на 28% выше, чем на ЧМ-2014. А финал между Францией и Хорватией, который прошел в «Лужниках», посмотрели рекордные 1,12 млрд зрителей. При этом 20% аудитории наблюдали за самым результативным за 50 лет решающим матчем ЧМ (шесть голов) не дома, а в общественных местах или на онлайн-платформах.
Во Франции победу своей сборной увидели по ТВ 22,3 млн человек — 82% всех, кто в тот момент смотрел телевизор. А в Китае финальный матч посмотрели более 87 млн человек: в абсолютных цифрах это вполне солидная аудитория, но в процентном отношении от численности населения (1,4 млрд) — есть потенциал для роста. Желание ФИФА нарастить аудиторию стало поводом увеличить число стран-участников ЧМ-2026 до 48 (сейчас 32). Благодаря этому количество мест для Азии вырастет с четырех до восьми, что увеличит шансы Китая вернуться на чемпионат мира (единственный раз участвовали в 2002 г.).
$1 млрд за телеправа
В 2011 г. американские телекомпании Fox Sports (англоязычная, принадлежит Fox Corporation) и Telemundo (испаноязычная, NBCUniversal) заключили с ФИФА рекордный контракт. За право транслировать ЧМ 2018 и 2022 гг. они заплатили $1 млрд (400 + 600) — вдвое больше, чем за пакет на два предыдущих ЧМ ($425 млн).
Но в 2014 г. появилась информация о желании перенести турнир из-за невероятной жары в регионе с июня-июля на ноябрь-декабрь — и американские телекомпании запротестовали. В этот период в США в активной фазе находятся популярные местные чемпионаты по американскому футболу (NFL), баскетболу (NBA), хоккею (NHL), которые, безусловно, будут отбирать зрителей у менее востребованного «соккера» — и наоборот.
ФИФА решила смягчить недовольство и пошла на сделку: права на вещание ЧМ-2026 без торгов и участия конкурентов остались у Fox Sports и Telemundo. Учитывая участие сборной США в турнире 2022 г. и тот факт, что в 2026 г. ЧМ пройдет и на территории Штатов, обстоятельства сложились для Fox Sports и Telemundo вполне удачно. Пусть даже им снова придется заплатить порядка $1 млрд. По информации источника Bloomberg, кроме фиксированной суммы ФИФА получит от американских телекомпаний бонус в $295 млн.
$620 млн за один матч
Самым посещаемым чемпионатом мира до сих пор остается турнир 1994 г. в США: на матчи реализовали более 3,5 млн билетов на сумму $84,3 млн. И хотя тогда в финальной стадии было меньше сборных (28, а не 32, как сейчас) и игр (52, а не 64), этот рекорд, вероятно, продержится до 2026 г., когда программа ЧМ увеличится до 80 матчей.
Одной из причин такой высокой посещаемости стала большая вместимость стадионов: в среднем — 69 900. Для сравнения: в Катаре-2022 — 49 400, а в России-2018 — 42 800. При этом ни одна из девяти арен ЧМ-1994 не была построена специально для турнира: на момент заявки все стадионы функционировали как площадки для соревнований среди колледжей или лиг MLB (бейсбол) и NFL (американский футбол).
Еще одним фактором успеха стало проведение чемпионата в стране, входящей в топ-3 по численности населения и имеющей развитую инфраструктуру. А прохладное отношение американцев к европейскому футболу ФИФА не смутило: цифры футбольного турнира Олимпиады-1984 в Лос-Анджелесе фиксировали высокий уровень интереса — тогда матчи посетили 1,4 млн человек, больше, чем какой-либо другой вид спорта.
В итоге ЧМ-1994 принес ФИФА прибыль в $100 млн, а местным организаторам — $60 млн. Позитивный импульс получила и экономика регионов, где проходил турнир. Только финал (Бразилия — Италия), который собрал на трибунах 94 194 болельщика, принес Лос-Анджелесу $620 млн — на $180 млн больше, чем Супербоул того же года.
+ $1 млрд выручки за цикл
В 2018 г. ФИФА отчиталась, что заработали на ЧМ-2018 рекордные $5,4 млрд, а доход за весь четырехлетний цикл составил почти $6,5 млрд. На пресс-конференции в Дохе, перед открытием чемпионата-2022, президент ФИФА Джанни Инфантино заявил, что нынешний цикл снова побьет рекорд по доходам — по оценкам, они составят $7,5 млрд. Одной из причин роста выручки стало расширение спонсорского пула за счет катарских госкомпаний — нефтегазовой QatarEnergy, телекоммуникационной Ooredoo и банка QNB. Кроме того, в день старта чемпионата были объявлены три региональных партнера. Среди присоединившихся оказались: YouTube (будет создавать короткометражные фильмы о закулисье ЧМ-2022) и турофис Visit Las Vegas (оба спонсора — регион Северная Америка), а также Fine Hygienic Holding — компания, которая обеспечит все объекты чемпионата дезинфицирующими средствами (регион — Ближний Восток).
За следующий четырехлетний цикл ФИФА планирует заработать уже $10 млрд – за счет расширенного формата ЧМ-2026 и новых спонсорских соглашений на женский ЧМ-2023.