Автор-олимпиец, два похищения и скульптор из Италии: история главного спортивного Кубка
Как Сильвио Гаццанига стал самым востребованным мастером футбольных трофеевКубок из обувной коробки
Узнаваемый шарообразный образ кубка мира по футболу возник спустя почти полвека после первого розыгрыша турнира. В 1930 г. — на дебютный чемпионат — сборные с разных концов планеты съехались в Уругвай. В финале победили хозяева и получили небольшой приз (35 см высотой) под названием «Победа». Его автором стал французский скульптор Абель Лафлер. Он принимал участие в арт-состязаниях Олимпиады-1932 (до 1948 г. в официальную программу Игр входили конкурсы по пяти видам искусства. — «Ведомости. Спорт»): его «Футбольная табличка» призового места не получила, но стала «черновиком» для будущего трофея и шаблоном для медалей Кубка мира ФИФА.
Работа Лафлера представляла собой позолоченную фигуру крылатой древнегреческой богини победы Ники с чашей над головой. Название «Победа» закрепилось за трофеем ненадолго. В 1946 г. кубок получил имя Жюля Риме, самого влиятельного человека в футболе первой половины XX в. В 1897 г., когда ему было 24, он основал один из старейших футбольных клубов Франции — «Ред Стар». В то время считалось нормальным формировать команды по национальному, профессиональному или другому четкому принципу. Риме ратовал за массовость и принимал в клуб любых достойных игроков вне зависимости от их социального статуса. В 1919 г. он возглавил Федерацию футбола Франции, а через два года стал президентом ФИФА и оставался на посту 33 года — рекорд не побит до сих пор.
Продвигая футбол на международной арене, Риме сначала добился от МОКа, чтобы победитель олимпийского турнира получал право называться лучшей командой планеты (дважды подряд этот титул получил Уругвай), а позже запустил собственный турнир для сборных. Первый снова выиграла уругвайская команда, а два следующих — в 1934 и 1938 гг. - итальянцы. Каждый раз победитель получал трофей на хранение, но на Апеннинах кубок задержался надолго. Через год после третьего в истории чемпионата мира началась война. Глава итальянской федерации футбола Отторино Барасси, волнуясь за сохранность позолоченной статуэтки, тайно забрал ее из ячейки в римском банке и перевез к себе домой. Там кубок мира благополучно хранился под кроватью в обувной коробке вплоть до конца войны.
В 1966 г. трофей украли по-настоящему, когда за несколько месяцев до старта чемпионата мира в Англии его выставили в Центральном зале Вестминстера на всеобщее обозрение. Полиции не удалось выйти на след похитителей. Но спустя неделю пес по кличке Пиклз обнаружил странный сверток на юге Лондона — в нем и оказался кубок. В качестве вознаграждения хозяин собаки получил солидные 5000 фунтов, а его питомец — медаль Национальной лиги кинологов.
В 1970 г. Бразилия, выиграв чемпионат мира в третий раз, получила кубок на вечное хранение, а в декабре 1983 г. его выкрали из штаб-квартиры местной футбольной конфедерации. Где теперь находится оригинал, неизвестно.
Выпить не получится
Отправив первый трофей в Бразилию, ФИФА решила не делать его копию, а создать новый кубок. Для этого провели конкурс, и из 53 претендентов выиграл Сильвио Гаццанига. Итальянский скульптор из скромной миланской студии Bretoni к тому моменту был известен благодаря памятнику погибшим мотоциклистам в Чивенне. Мемориал установили в 1961 г. на горной трассе недалеко от озера Комо — в его устремленных вверх языках пламени, стилизованных под асфальтовые полосы, можно угадать и очертания будущего футбольного Кубка мира.
В качестве трофея победителей чемпионата мира Гаццанига предложил статуэтку в виде двух ликующих футболистов, держащих над головой земной шар. Постамент обрамляют полосы из малахита, символизирующие зеленый газон. Групповая композиция подчеркивает командный дух футбола, а изящная форма отсылает к лучшим образцам классической скульптуры. К 1970-м спорт вошел в телевизионную эпоху, так что новый кубок теперь могли рассмотреть вблизи не только игроки, но и болельщики по всему миру. Скульптор полагал, что его главная цель — создать узнаваемую награду, которая выделялась бы на фоне других спортивных кубков. Впрочем, самое очевидное отличие — отсутствие традиционной чаши, так что после победы выпить шампанского из него нельзя.
Гаццанига не надеялся, что победит в конкурсе. Он отправил проект и даже не интересовался его судьбой, пока ему не пришло письмо из ФИФА. В январе 1972 г. шестикилограммовый кубок мира был готов, а первой командой, которой его вручили, стала сборная Германии, взявшая золото на домашнем турнире 1974 г. Еще через восемь лет трофей вернулся домой: чемпионат мира выиграла Италия. Впрочем, число обладателей статуэтки Гаццаниги строго ограничено: ФИФА решила, что срок службы Кубка — 64 года, так что последний турнир этого трофея запланирован на 2038 г. Причина банальная: к тому моменту закончится место на обратной стороне постамента, где после финала гравируется название страны-победительницы — пока там еще пять свободных строчек. Кроме того, с 2006 г. оригинальный кубок возвращается в ФИФА почти сразу после турнира, хотя раньше его отдавали на хранение национальной федерации до следующего чемпионата мира. Теперь победитель получает лишь копию.
С именем итальянского скульптора связано появление и других больших футбольных трофеев. После победы в конкурсе ФИФА к нему полетели заказы от организаторов многих престижных соревнований. В 1972 г. прошел первый финал Кубка УЕФА — нового клубного турнира, заменившего Кубок ярмарок. Эскиз трофея вновь изготовил миланский мастер. Изящную, но тяжелую (15 кг) шестиугольную вытянутую чашу из серебра будто поддерживает хоровод футболистов. Как и в случае с работой для ФИФА, пить из кубка тоже нельзя — емкость протекает.
Дизайн 1972 г. получился настолько удачным, что в 2021 г. УЕФА для нового турнира — Лиги конференций — заказал похожий трофей. Силуэты кубков на логотипах соревнований можно даже спутать, спасают лишь фирменные цвета: зеленый — для Лиги конференций и оранжевый — для Лиги Европы.
Еще один приз, дизайн которого разработал Гаццанига, — это современный трофей Суперкубка УЕФА. От массивной чаши, созданной еще в 1970-х, быстро отказались, заменив приз на позолоченную табличку. Но в 1987 г. УЕФА снова обратился к бюро Bretoni и лично к Гаццаниге. Он предложил вручать пятикилограммовую чашу, которая нижней частью походила на кубок УЕФА, а верхней — на легендарный «ушастый» трофей кубка (ныне — Лиги) чемпионов. В 2006 г. трофей отлили вновь, и он стал заметно больше и тяжелее, но дизайн остался прежним.
Итальянский юбилей
Успешное сотрудничество с ФИФА и УЕФА предопределило дальнейшую карьеру итальянского мастера. Гаццанига разрабатывал дизайн кубков для молодежных чемпионатов мира, а также турниров арабских и средиземноморских стран. Но его портфолио не ограничивалось только футболом: ему доверяли заказы организаторы престижных соревнований по волейболу, плаванию, лыжным гонкам, бобслею и даже бейсболу.
А уже в XXI в. Гаццанига получил ответственное задание от итальянского правительства. В 2011 г. страна праздновала 150-летие объединения. Отмечать решили широко и в течение целого года: 17 марта (в этот день в 1861 г. было объявлено о создании итальянского королевства) стал выходным, в июне в Риме провели парад, а на торжества приехали лидеры десятков стран.
Празднование затронуло и спорт. Все крупные соревнования в стране проходили с напоминанием о юбилее, а три события даже получили специальные трофеи. В 2011 г. чемпионам Кубка Италии по футболу, веломногодневки «Джиро д’Италия» и Гран-при «Формулы-1» вручали не только традиционные призы, но и памятный кубок, созданный 90-летним Сильвио Гаццанигой. Для этого были отлиты три одинаковых экземпляра.
В футболе юбилейный трофей забрал «Интер», в автогонках — Себастьян Феттель, а вот в велогонках случился скандал. Победу праздновал Альберто Контадор, но через несколько месяцев его допинг-проба показала положительный результат. Испанца дисквалифицировали на два года, а его результаты были аннулированы. В итоге кубок 150-летия Италии по итогам веломногодневки достался Микеле Скарпони, финишировавшему вторым в общем зачете.
Трофей, созданный к юбилею Италии, оказался последней значимой наградой, к которой приложил руку Сильвио Гаццанига. Он умер в 2016 г. в возрасте 95 лет, оставив футболу один из самых узнаваемых образов — с 2014 г. ФИФА включает силуэт чемпионского трофея в логотип каждого чемпионата мира.