От Семина и африканцев до игрока из Медиалиги. Чем интересна сборная Таджикистана
Команда подходит к матчу с Россией в своей лучшей форме17 ноября сборная России по футболу проведет свой второй матч в 2022 г. После сентябрьской победы над Киргизией (2:1) подопечные Валерия Карпина встретятся с еще одной командой из Средней Азии — сборной Таджикистана. Несмотря на скромные достижения местного футбола, в его истории было немало интересных событий, игроков и тренеров.
Юрий Семин и трагедия первых советских африканцев
Самым успешным периодом в истории таджикского футбола по праву считается конец восьмидесятых — начало девяностых. И значимую роль в этом успехе сыграл Юрий Семин.
В 1983 г. совсем молодой специалист принял «Памир» из Душанбе, который тогда играл в Первой союзной лиге. При Семине команда превратилась в одного из лидеров второго по силе дивизиона СССР, но в 1986 г. наставник покинул «Памир» и возглавил родной «Локомотив». Остальное, как говорится, уже история. «Локо» Юрия Семина впоследствии станет грандом российского футбола, первым победителем розыгрыша Российской Премьер-лиги, завоюет немало других трофеев и пошумит в еврокубках. Знакомство Юрия Семина с местным футболом сыграет свою роль в будущем: в его «Локомотиве» успеют поиграть немало игроков таджикского происхождения.
«Памир» же принял Шариф Назаров, который продолжил дело Семина, и в сезоне 1988 команда из Таджикской ССР впервые вышла в высшую лигу советского чемпионата. При его сменщике Олеге Хаби «Памир» добился своих лучших результатов в чемпионате СССР — два десятых места в сезонах 1990 и 1991. Кто знает, как сложилась бы судьба клуба в дальнейшем, но в конце 1991 г. чемпионат Советского Союза вместе с самим Советским Союзом прекратили свое существование.
«Памир» поиграл в элитном дивизионе совсем недолго, но зато вошел в историю как первый клуб, который привез в высшую советскую лигу иностранцев. Ими в 1989 г. стали три футболиста из Замбии — Дерби Макинка, Виздом Чанса и Пирсон Мванза. Им не хватило несколько месяцев, чтобы стать первыми легионерами в советском футболе в принципе — чуть раньше в «Крылья Советов» из Первой лиги приехал болгарин Теньо Минчев.
Но одно дело — футболист из дружественной Болгарии, совсем другое — темнокожие замбийцы. К тому же все трое входили в состав сборной Замбии, которая успешно выступила на Олимпиаде-1988.
Такой необычный трансфер стал возможен отчасти благодаря тому, что в 1989 г. Душанбе стал городом-побратимом со столицей Замбии Лусакой.
«Мне кажется, что их пригласили для популяризации футбола, привлечения зрителей на трибуны, — рассказывал в интервью «Бизнес. Онлайн» бывший футболист «Памира» Дамир Камалетдинов. — Плюс еще пошла политика большей открытости Советского Союза, дружба народов, и так далее. Тогда же была перестройка, требовались какие-то новшества».
По его словам, замбийцы были игроками неплохого уровня, но приехали в Душанбе не в лучшей форме.
«Наши африканцы приехали только в середине сезона, не совсем готовые физически. Пока их подготовили, чемпионат уже закончился», — сетовал Камалетдинов.
К сожалению, судьба всех африканцев вышла трагичной. В 1993 г. сборная Замбии разбилась в авиакатастрофе по пути в Сенегал на матч отборочного турнира чемпионата мира. На борту самолета в тот день были 18 игроков, включая Макинку и Чансу. Мванза же пережил своих бывших одноклубников всего на четыре года. В 1997 г. он умер в возрасте 29 лет от неизвестной болезни.
Война вместо футбола и бегство русских игроков
Распад СССР очень тяжело повлиял на Таджикистан и местный футбол. Стране стало совсем не до спорта: в августе 1992 г. началась кровавая гражданская война между радикальными исламистами и правительственными войсками. Столкновения продолжались до 1997 г. и, только по официальным данным, унесли жизни порядка 60 000 человек. Полноценно в международный футбол Таджикистан влился только в 1996 г.
Политические события привели к массовому отъезду из страны сильных футболистов, хотя еще в 1992 г. у сборной Таджикистана складывался весьма неплохой состав.
В июне 1992 г. стартовал Кубок Центральной Азии по футболу, в котором играли пять сборных бывших союзных республик — Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Киргизия и Узбекистан. В составе таджикской команды выступали такие известные игроки, как Мухсин Мухамадиев, Сергей Мандреко, Рашид Рахимов, Алиер Ашурмамадов, Ораз Назаров и другие. Все они в 1992 г. уехали из страны, а Мухамадиев, Мандреко и Рахимов впоследствии сменили гражданство и провели по паре матчей за сборную России. В будущем все станут тренерами и поработают в том числе в российских клубах. Наибольшего успеха из них добился Рашид Рахимов, который успел поруководить «Амкаром», «Локомотивом», «Ахматом» и «Уфой».
Кубок Центральной Азии Таджикистан не доиграл. После второго тура в стране началась гражданская война, и команда снялась с турнира.
Интересно, что Мухсин Мухамадиев провел за сборные Таджикистана и России по одному матчу и в обоих забил: в игре за таджиков против Узбекистана (2:2) сделал дубль, а в футболке сборной России поразил ворота Фарерских островов (3:0).
Чуть позднее в сборной Таджикистана засветился еще один известный футболист и тренер российских клубов — Игорь Черевченко. В отличие от других игроков, он оставался на родине до 1994 г. Благодаря своему отцу Геннадию Черевченко в 1996-м футболист попал в «Локомотив» к Юрию Семину. Черевченко-старший выступал у Семина в «Памире» еще в 1980-х и был лидером команды. Сын тоже не подвел фамилию и на долгие годы стал футболистом основы «Локо», потом также пошел в тренеры и выигрывал с железнодорожниками Кубок России.
О гражданской войне Игорь Черевченко вспоминает с болью.
«Не было никого, кого бы она не коснулась, — рассказывал тренер в беседе с изданием «Спорт день за днем» в 2018 г. — Я помню, когда все только началось, мы возвращались на автобусе с игры. Тогда сотовой связи не было и обо всем происходящем узнавали от прохожих. Вот с помощью такого тогдашнего аналога навигатора мы и доехали до Душанбе за семь часов вместо обычных двух. По горам, по старым дорогам, объезжая зоны боевых действий. Чемпионат тогда, конечно, прервали. Всем было не до футбола. И даже когда первенство возобновилось, уровень очень упал».
Эпоха перемен
Первые успехи пришли к сборной Таджикистана уже во второй половине 2000-х. Команда стала победителем Кубка вызова Азиатской футбольной конфедерации-2006, а в отборочном турнире ЧМ-2010 впервые пробилась дальше первого раунда. Но эти победы носили локальный характер. Сборная Таджикистана считалась в Азии командой даже не второго, а третьего эшелона. Долгое время она оставалась единственной из бывших советских республик, кто не попадал в финальную стадию Кубка Азии.
Глава Ассоциации спортивных журналистов Таджикистана Нарзулло Латипов в беседе с порталом Sputnik назвал главные проблемы местного футбола, и все они выглядят очень знакомо для российских болельщиков: нехватка качественных тренеров, отсутствие конкуренции в местном футболе, проблемы с полями, слабый интерес качественных клубов к таджикским игрокам и, как следствие, отсутствие серьезного международного опыта. Также он отметил, что местная федерация футбола больше нацелена на подготовку молодежи и мало уделяет внимания прогрессу уже взрослых футболистов.
«Федерация футбола Таджикистана нацелена на развитие детского и юношеского футбола, где спортсмены показывают больше результатов. Но юниоры еще не относятся к профессиональным спортсменам», — рассказывал Латипов.
В результате, устав терпеть неудачи, Таджикистан пошел по пути России — пригласил иностранного тренера.
Петр Сегрт и лучшая сборная в истории
О необходимости приглашения иностранца в Таджикистане активно спорили еще совсем недавно — в 2021 г. Футбольный агент Кова Тилавпур заявил, что сборной «нужен тренер из европейских стран. Международный опыт тренера играет важную роль при подготовке игроков для сборной».
Президент Молодежной федерации боевых искусств Геннадий Набиев разразился в ответ гневной колонкой и заявил, что приглашение иностранного тренера не поможет: «Необходимо возродить школьный футбол, проводить соревнования в средних и высших учебных заведениях, на предприятиях. Надо работать, а не сидеть, сложа руки».
В начале 2022 г. сборную Таджикистана возглавил хорват Петр Сегрт. Он не был первым иностранным тренером во главе национальной команды, но от предшественников его выгодно отличало знание азиатских реалий: до этого Сегрт руководил сборными Афганистана и Мальдив.
В самом начале своей работы специалист дал понять, что настроен серьезно. Он пообещал работать 24 часа в сутки, а в случае неудачи готов взять всю вину на себя.
«Верю в нашу команду. Для нас сейчас задача одна – хорошо подготовиться к отборочному турниру и завоевать путевку в финальную стадию Кубка Азии-2023. Уверен, что мы сможем впервые для Таджикистана пройти квалификацию», — заявил Сегрт.
Тренер оказался человеком слова: летом сборная Таджикистана заняла первое место в своей отборочной группе и впервые в истории пробилась в финальную стадию континентального первенства. Справедливости ради, число участников финальной стадии Кубка Азии-2023 увеличилось до 24, так что отбор был проще, чем в предыдущие годы.
Сегрт продолжил закреплять успехи и в сентябре выиграл с Таджикистаном Кубок Короля Таиланда.
Таджикистан-2022: воспитанники «Рубина» и игрок Медиалиги
При том, что нынешнюю сборную Таджикистана можно считать самой успешной в истории, она не может похвастаться серьезным составом. Самым дорогим игроком является 28-летний хавбек болгарского «ЦСКА 1948» Парвиз Умарбаев. Невысокий (всего 168 см) центральный хавбек оценивается в скромные 750 000 евро. Умарбаев начинал заниматься футболом в составе казанского «Рубина», но за основную команду сыграл только один матч в Кубке страны. C 2016 г. хавбек выступает в Болгарии и до нынешнего сезона провел более 200 матчей в составе пловдивского «Локомотива», выиграв два Кубка и Суперкубок страны.
«У меня была возможность уехать в другую страну, но я остался. Мне нравится чемпионат. Люди недооценивают его силу, но он очень хороший. Мне нравится здешняя жизнь, культура, я уже выучил язык», — рассказывал Умарбаев в недавнем интервью уже после перехода в «ЦСКА 1948».
Еще одной локальной звездой можно назвать капитана команды — 29-летнего Алишера Джалилова. Вместе с Умарбаевым он тренировался в «Рубине» и выступал за «Нефтехимик», а с этого сезона играет в чемпионате Узбекистана. Его Transfermarkt оценивает в 700 000 евро.
На товарищеский матч с командой Валерия Карпина Сегрт в числе прочих вызвал двух игроков из российских клубов. 18-летний Алиджони Айни с августа выступает за дубль «Краснодара», но главным сюрпризом стало приглашение футболиста из Медиалиги.
19-летний Салам Ашурмамадов является воспитанником чемпиона Таджикистана последних девяти лет – ФК «Истиклол». Тренеры постепенно подводили его к основному составу. В прошлом году 18-летний форвард успел провести 17 матчей и забить два мяча, вызывался в юношескую сборную Таджикистана. Но в начале 2022 г. остался без клуба и решил попытать счастья в России. В профессиональных лигах желающих подписать игрока не нашлось, зато ему удалось заключить контракт с представителем Медиалиги «Броук Бойз».
«Молодой, вежливый, воспитанный парень. Играл в России в ЛФЛ. Какое-то время были проблемы с жильем, ночевал чуть ли не в машине», — написал в соцсетях основатель «Броук Бойз» Дмитрий Егоров.
«Мечта каждого футболиста с детства — попасть в национальную сборную. В первую очередь я позвонил своей маме и сказал: «Мам, первая мечта сбылась», — сказал Ашурмамадов в интервью клубной пресс-службе.
Вызов Ашурмамадова в сборную — это скорее аванс от Сегрта и хорошая возможность потренироваться потренироваться с лучшими и самыми опытными игроками страны.