«Я был эмблемой всей Южной Италии». Как Марадона стал святым в Неаполе
«Наполи» идет к первому чемпионскому титулу с 1990 г.: как это было при легендарном аргентинцеСезон 2022/23 «Наполи» проводит убедительнее всех европейских команд. Неаполитанцы лидируют в чемпионате Италии с 32 очками в 12 матчах, а на групповой стадии Лиги чемпионов выиграли все пять встреч. Победная серия команды Лучано Спаллетти во всех турнирах на данный момент составляет 13 игр подряд.
Чемпионом Италии «Наполи» был всего дважды — в 1987 и 1990 гг. Оба раза команду приводил к титулу Диего Марадона, который играл в Неаполе с 1984 по 1991 гг. Аргентинец едва ли не в одиночку вытащил «Наполи» из борьбы за выживание на вершину сильнейшей лиги мира, которой на тот момент считалась Серия А. Он же помог выиграть Кубок УЕФА 1988/89 — единственный евротрофей в истории клуба.
После смерти Марадоны в 2020 г. его именем был назван стадион «Наполи». В городе также есть музей вещей великого аргентинца и храм его памяти. Культом Марадоны пронизан местный стрит-арт. В то же время эпоха Марадоны в «Наполи» связана со скандалами. Команду подозревали в связи с подпольным тотализатором, а в допинг-пробе аргентинца в 1991 г. был обнаружен кокаин.
«Ведомости. Спорт» вспоминают подробности золотой эпохи в истории «Наполи».
Переход из «Барселоны» в «Наполи»
Марадона запустил европейскую карьеру в «Барселоне». После ЧМ-1982, проходившего в Испании, он перешел в каталонский клуб из «Боки Хуниорс» за рекордную для того момента трансферную сумму — $7,2 млн. Но карьера в Испании настолько не сложилась, что уже к маю 1984 г. Марадона был зол на клуб и чувствовал себя преданным. Аргентинец узнал, что его соотечественник и главный тренер «Барселоны» Сесар Менотти выдвинул условие совету директоров клуба: он продлит контракт только если Марадоны больше не будет в команде.
К расставанию с «Барселоной» Марадону привели проблемы с дисциплиной на поле и за его пределами. В финале Кубка Испании 1984 г. «Барселона» проиграла «Атлетику» 0:1. Баски во главе с защитником Андони Гойкоэчеа, по прозвищу Мясник из Бильбао фолили на Марадоне весь матч, а после победы насмехались над ним. У аргентинца не выдержали нервы. Он приложил одного из соперников ударом в стиле кунг-фу, второго вырубил коленом и устроил одну из самых печально известных драк в истории футбола. На глазах короля Испании Хуана Карлоса, который должен был вручать Кубок победителям, аргентинца вытаскивали с поля в изодранной футболке.
Это была не единственная проблема. В документальном фильме 2019 г. «Диего Марадона», снятом Асифом Кападиа, аргентинец признался, что именно в Барселоне впервые попробовал кокаин. «С первого раза я почувствовал себя Суперменом», — признавался Марадона.
В тот самый момент «Наполи», два года подряд чудом избегавший вылета из итальянской Серии А, сделал предложение «Барселоне» по Марадоне, но с трансфером оно вообще не было связано. В Неаполе хотели провести товарищеский матч с обязательным выходом аргентинца на поле. Каталонцы же заявили в ответ, что Марадона не сыграет из-за болезни. Это очень удивило Коррадо Ферлайно, президента «Наполи» с 1969 г. Ферлайно связался с агентом игрока Хорхе Ситерспиллером, который сразу прояснил ситуацию: Марадона зол на правление «Барселоны».
Президент «Наполи» увидел в этом шанс. Аргентинец был недоволен своим положением в каталонском клубе, но об этом еще никто не знал. Можно было провести тихие переговоры и заполучить классного игрока.
«Переговоры были сложными. До последнего момента не было ясно, удастся ли нам закрыть сделку. В тот день, когда трансфер был оформлен, мы работали до рассвета, потому что из «Барселоны» нам в последний момент позвонили и сообщили, что не хотят его отпускать», — рассказывал Ферлайно.
В пересчете на нынешний курс «Наполи» заплатил за Марадону около $10,48 млн, побив трансферный рекорд на тот момент. Это произошло 29 июня 1984 г. С этой исторической для «Наполи» даты началась величайшая эпоха в истории клуба.
Культ Марадоны в Неаполе
Режиссер Кападиа на премьере фильма в 2019 г. заявил, что переход Диего в «Наполи» можно было бы сравнить с тем, как если бы Лионель Месси решил выбрать для продолжения карьеры английский «Плимут». «Наполи» не оставил Марадоне выбора, поскольку был готов удовлетворить его требования по зарплате. Как писало издание New York Times в мае 1990 г., Марадона получал до $3 млн в год, а также зарабатывал от $8 млн до $10 млн на спонсорских контрактах.
В Неаполе Марадона встретил жизнь, к которой привык в трущобах Вилья-Фьорито — пригорода Буэнос-Айреса. «В сравнении с другими городами севера Италии Неаполь более бедный и грязный, но и более оживленный, страстный. Здесь дети ездят на самокатах без шлемов из чувства гордости. Первый встречный может купить вам кофе. Под землей, по которой вы идете, вполне возможно, находятся тоннели, используемые гангстерами, чтобы избежать обнаружения», — описывает город, в котором Марадона приобрел статус бога, издание The Guardian.
За четыре года до приезда Марадоны в Неаполь землетрясение в регионе Кампания унесло жизни около 3500 человек и оставило без крова более 200 000 человек. Ущерб оценивался в $18,5 млрд. Неаполь оказался в числе наиболее пострадавших городов. Местный преступный синдикат Каморра использовал трагедию в своих целях, став более могущественным, чем когда-либо. Преступники присвоили средства, выделенные на восстановление района, и усилили контроль над строительной отраслью. Началась война за территорию, которая продолжалась на протяжении 1980-х гг. Убийства в Неаполе в те годы происходили каждый день.
К приезду Марадоны Неаполь превратился в город, который жил ожиданием воскресенья, то есть дня матча. Поскольку «Наполи» выигрывал редко, болельщики вымещали эмоции в противостояниях с соперниками. По трибунам гуляли агрессия и злоба. В Милане или Турине «Наполи» могли встретить выкриками: «Добро пожаловать в Италию», «Умойтесь», «Вы больны холерой» или «Вы никогда не мылись с мылом». Были и обезьяньи уханья из-за более темного цвета лица южных итальянцев.
«В Неаполе существует твердая вера в спасителя, который приходит из-за пределов города и искупает грехи его жителей, — говорит Фьяметта Луино, которая была переводчиком Асифа Кападии и архивариусом его документального фильма о Марадоне. — Все началось со Святого Януария, который спас город от извержения Везувия в 1631 г.».
Такого же искупителя Неаполь увидел в Марадоне. Это впечатление еще больше усилилось на презентации аргентинца 5 июля 1984 г. Мероприятие проходило на стадионе «Сан-Паоло», куда Марадона в буквальном смысле спустился с неба — на вертолете. 70 000 болельщиков скандировали в едином порыве: «Ho visto Maradona, ho visto Maradona». («Я видел Марадону, я видел Марадону»).
«Наполи» стал чемпионом лишь на третий сезон Марадоны, но аргентинец сводил с ума болельщиков и соперников своей игрой с самого начала: забил с 40 метров «Вероне», оформил хет-трик в ворота «Лацио» (один из мячей — прямым ударом с углового), принес первую за 12 лет победу над «Ювентусом», забив со штрафного.
Чемпионство «Наполи» было тем более немыслимым, учитывая количество зарубежных звезд, которые мог себе позволить едва ли не каждый клуб итальянского чемпионата. В «Ювентусе» играли Мишель Платини, Збигнев Бонек и Микаэль Лаудруп, в «Милане» — Марко ван Бастен, Рууд Гуллит и Франк Райкаард, в «Интере» — Карл-Хайнц Румменигге, Лотар Маттеус, Андреас Бреме и Юрген Клинсманн, в «Фиорентине» — Сократес и Даниэль Пассарелла, в «Удинезе» Зико. Ни в одной футбольной лиге на тот момент не было собрано так много суперзвезд одновременно.
Когда «Наполи» выиграл золото, на улицы вышли едва ли не все жители города. Болельщики танцевали на крышах застрявших автобусов, надевали кудрявые парики Марадоны и несли гробы с символикой «Ювентуса», имитируя похороны. Возле самого большого кладбища города висело объявление: «Вы не знаете, что вы упустили!».
«Все и вся были против нас, — объяснял Марадона. — Хуже всего были баннеры на выездных матчах: «Добро пожаловать в Италию». Битва между Севером и Югом сделала меня сильнее и дала мне возможность делать то, что мне нравится больше всего: бороться за правое дело. А если это дело бедных, тем лучше. Для могущественного Севера то, что мы сделали с «Наполи», было болезненным ударом. Скудетто до нас еще никто из южных команд не выигрывал. Не только Неаполь — вся бедная южная Италия любила меня. Я был их эмблемой. Взял у могущественного Севера, чтобы отдать бедному Югу».
Работа скаутом
Роль Марадоны, помимо прочего, заключалась и в формировании состава чемпионской команды. В его первом сезоне в Италии (1984/85) «Наполи» занял восьмое место. Понимая необходимость усилить команду, Диего сам начал смотреть трансляции чемпионата и отмечал, кого можно было бы увести у конкурентов. «Я смотрел почти каждую игру Серии А. Записывал фамилии игроков, на переход которых клуб мог бы потратиться», — признавался Марадона.
Аргентинец даже объявил президенту «Наполи» Коррадо Ферлайно, какие позиции требовали усиления: вратарь, центральный защитник и нападающий. При этом Марадона прекрасно осознавал, насколько может затягиваться трансферный процесс. Поэтому он решил взять на себя роль переговорщика, а чтобы сэкономить еще больше времени, приглашал соперников в «Наполи» прямо по ходу матчей.
Первым из футболистов, которому Марадона предложил переехать в Неаполь, был Бруно Джордано из «Лацио». «Я уговаривал его на протяжении всей игры, — цитировало Марадону аргентинское агентство TyC Sports. — Когда «Лацио» подавал угловой, я быстро вернулся в штрафную, подошел к нему и сказал: «Бруно, ты должен приехать в Неаполь». Он ответил: «Ты сумасшедший, Диего, они убьют меня, если я уйду». Во время следующей паузы в игре я обратился к нему снова: «Скажи мне, сколько ты зарабатываешь, и я передам президенту, чтобы он предложил тебе лучший контракт».
Джордано весь матч твердил Марадоне, что тот сошел с ума, но аргентинец оказался настойчивее. Уже перед сезоном 1985/86 Джордано стал игроком «Наполи». Как и центральный защитник Алессандро Реника, перешедший из «Сампдории». С ним Марадона использовал ту же стратегию переговоров во время матча в середине сезона 1984/85. «В Неаполе ты станешь кумиром. Мы с тобой станем чемпионами. Сколько ты зарабатываешь? Ты сможешь зарабатывать больше»: Реника попал под воздействие уговоров и стал одноклубником Марадоны. В сезоне 1985/86 «Наполи» не пришел к чемпионству, но поднялся с восьмого места на третье и квалифицировался в Кубок УЕФА.
Летом 1986 г. Марадона съездил в Мексику, откуда вернулся в «Наполи» в статусе чемпиона мира. Неаполитанцы же укрепили состав еще рядом звезд Серии А. Усилиями Марадоны они подписали Фернандо Ди Наполи из «Авеллино» и Андреа Карневале из «Удинезе». В команду также перешел вратарь Клаудио Гарелла — чемпион Италии 1984/85 в составе «Вероны». В сезоне 1986/87 этот состав сотворил историю, сделав золотой дубль. «Наполи» впервые за все время существования стал чемпионом Италии.
Скандал с договорными матчами
Перед началом сезона 1987/88 к «Наполи» присоединился нападающий сборной Бразилии Карека, одна из звезд чемпионата мира 1986 г. Вместо с Марадоной и Джордано они сформировали сильнейшее атакующее сочетание в Серии А, получившее название Ма-Ги-Ка (производное от первых букв их фамилий). С учетом того, что «Милан» долго решал вопрос с новыми контрактами своих звезд ван Бастена и Гуллита, а «Ювентус» остался без Платини, завершившего карьеру, казалось, что конкурентов у «Наполи» нет.
За пять туров до окончания чемпионата неаполитанцы» занимали первое место в турнирной таблице с отрывом в четыре очка от ближайшего преследователя. Казалось, что второй чемпионский титул подряд гарантирован. Вместо этого команда завершила сезон ничьей и четырьмя поражениями. В их числе были драматичные 2:3 дома от «Милана», который и стал чемпионом.
Концовка сезона вызвала глубокие подозрения. Неаполь был домом для преступного синдиката Каморра с 17 века. 1980-е были особенно жестоким временем. В 1988 г. за превосходство боролись не менее 32 различных кланов, каждый год гибли сотни людей.
Одним из основных источников дохода Каморры были тотонеро, ставки на черном рынке. В начале сезона 1987/88 казалось, что неаполитанцы массово вкладывали деньги на победу своей любимой команды в чемпионате. Установить связь между ставками и результатами национального чемпионата никому не удалось. Тем не менее, второй подряд чемпионский титул «Наполи» был бы крайне невыгодным для тотонеро.
«Если бы «Наполи» выиграл в том сезоне, Каморре пришлось бы заплатить около 200 млрд лир в виде ставок», — говорила британскому изданию The Guardian Симоне Ди Мео, журналист-расследователь, специализирующаяся на Каморре. — Они бы обанкротились».
Связь между аргентинским лидером «Наполи» и Каморрой показана в документальном фильме «Диего Марадона», снятом Асифом Кападиа. У звездного футболиста были отношения с кланом Гильяно, безжалостной семьей, которая управляла обедневшим районом Форселла. Марадона ходил на их вечеринки, выступал на свадьбах, а в подарок принимал часы Rolex и другие драгоценности.
Марадона привел «Наполи» к еще одному чемпионскому титулу в 1990 г. В фильме Кападиа показаны кадры из победной раздевалки по окончании того сезона и, в частности, оживленный обмен мнениями между аргентинцем и президентом Коррадо Ферлайно. Марадона схватил микрофон и сыграл роль репортера. В первую очередь он спросил босса, доволен ли он. Ферлайно ответил, что хотел бы выиграть титул и в двух предыдущих сезонах. «Мама миа, правда? — парировал Марадона. — Но президент, мы должны позволить победить кому-то другому, иначе становится скучно».
Грустный конец
Большинство проступков Марадоны — от кокаиновой зависимости до дружбы с Каморрой и внебрачных связей — оставались относительно засекреченными до лета 1990 г. Все изменилось после чемпионата мира по футболу, проходившего тогда в Италии. В полуфинале турнира хозяева вылетели от Аргентины. В серии пенальти Марадона исполнил решающий удар.
Эта игра состоялась в Неаполе, где большинство болельщиков поддерживали не Италию, а команду своего кумира. Марадона мастерски настроил их в свою пользу в интервью перед матчем. «Мне не нравится, что сейчас все просят неаполитанцев быть итальянцами и болеть за свою сборную, — сказал он. — Неаполь всегда был маргинализован остальной Италией. Это город, который страдает от самого несправедливого расизма».
После вылета Италии Марадона стал в стране фигурой общественной ненависти после исключения Италии. Gazzetta dello Sport назвала его дьяволом. Тем временем La Repubblica провела опрос, в котором читателям предлагалось выбрать историческую фигуру, которую они больше всего ненавидят. Диего с большим перевесом возглавил опрос, опередив военных преступников и диктаторов.
В свою очередь «Наполи» перестал поддерживать свою звезду после вылета от «Спартака» в 1/8 финала Кубка чемпионов 1990/91. Команды обменялись нулевыми ничьими, а в Москве советский клуб выиграл 5:3 по пенальти. Марадона прилетел в Москву частным рейсом из-за опоздания на самолет и был наказан выходом на поле только на замену (на 65-й минуте игры).
В начале 1991 г. имя Диего пестрело во всех газетах из-за его предполагаемых связей с сетью торговли наркотиками, в которой участвовала Каморра. Его голос был опознан восемь раз в прослушиваемых телефонных разговорах. Аргентинца обвинили в хранении кокаина и приговорили к условному приговору и денежному штрафу в пять млн лир. Но хотя бы сняли обвинения в незаконном обороте наркотиков, что могло повлечь за собой наказание в виде лишения свободы на срок до 20 лет.
В марте 1991 г. Марадона сдал положительный тест на кокаин после игры Серии А против «Бари». Его дисквалифицировали на 15 месяцев, и в футбол он вернулся только в сезоне 1992/93 в составе «Севильи».