«Локо» и немцы. Почему проект Рангника в России не имел шансов на успех

    Добросовестное заблуждение или спланированный обман
    Матч против «Сочи» (0:4) стал последней точкой немецкого проекта в «Локомотиве»
    Матч против «Сочи» (0:4) стал последней точкой немецкого проекта в «Локомотиве» /Дмитрий Феоктистов/ТАСС

    «Локомотив» отправил в отставку главного тренера Йозефа Циннбауэра и спортивного директора Томаса Цорна. Таким образом, железнодорожники окончательно отказались от «проекта Рангника», за который клуб упорно цеплялся весь прошлый сезон и добрую треть нынешнего.

    «Ведомости. Спорт» разбирается с тем, как успешный «Локомотив» превратился в одного из аутсайдеров российского чемпионата.

    Хроника падения

    В июле прошлого года «Локомотив» пригласил известного немецкого специалиста Ральфа Рангника, чтобы тот изменил всю стратегию развития клуба. «Локомотив» объявил о его назначении на должность руководителя по спорту и развитию. При этом сам Рангник утверждал, что не занимает никакой должности в клубе, а его агентство всего лишь оказывает «Локомотиву» консультационные услуги. Таким образом, идеолог проекта снимал с себя всякую ответственность за его реализацию.

    В начале октября был уволен тренер «Локомотива» Марко Николич, с которым железнодорожники выиграли Кубок России, а в Российской премьер-лиге (РПЛ) финишировали на третьем месте. Его место занял Маркус Гисдоль, ранее с переменным успехом тренировавший команды из нижней части турнирной таблицы Бундеслиги. В клубе сформировался большой штат немецких специалистов всех направлений. Сразу несколько человек официально были заявлены видеоаналитиками.

    В декабре Рангник получил предложение возглавить «Манчестер Юнайтед» и без колебаний принял его. Российский проект остался на попечении его многочисленных помощников.

    После начала спецоперации на Украине Гисдоль, не попрощавшись, покинул Россию. Во главе «Локомотива» встал Марвин Комппер. Его тренерский опыт исчерпывался работой ассистентом в «Дуйсбурге». При этом у Комппера не было необходимой лицензии, и формально главным был назначен тренер вратарей Заур Хапов.

    Маркус Гисдоль, председатель совета директоров Александр Плутник и гендиректор «Локомотива» Владимир Леонченко
    Маркус Гисдоль, председатель совета директоров Александр Плутник и гендиректор «Локомотива» Владимир Леонченко /Александр Щербак/ТАСС

    Летом «Локомотив» нашел другого главного тренера. Им стал Йозеф Циннбауэр, работавший в низших немецких лигах, Швейцарии и ЮАР. При этом руководить тренерским процессом продолжал Коммпер, хотя в клубе утверждали обратное.

    В сентябре «Локомотив» разоблачил себя, уволив Комппера «за неудовлетворительные спортивные результаты» и заявив, что теперь Циннбауэр станет «настоящим» главным тренером. Получается, что, несмотря на предыдущие заявления «Локо», именно Комппер отвечал за результат.

    После пяти поражений подряд Циннбауэр и все специалисты, оставшиеся от команды Рангника, покинули «Локомотив».

    Суть проекта и его противоречия

    В сентябре 2021 г. «Локомотив» с помпой презентовал проект стратегического развития на пять лет. «Хотим из паровоза сделать «Сапсан», — слова Рангника стали мемом.

    Предполагался рост рыночной стоимости команды за счет регулярного участия в еврокубках и повышения доходов от трансферов. «Локомотив» планировал покупать молодых футболистов, развивать их и затем продавать с большой прибылью в Европу. За несколько лет предполагалось довести стоимость игроков команды до 250 млн евро. По оценкам Transfermarkt, в сезоне 2021/22 стоимость состава «Локомотива» составляла 107 млн евро, на данный момент — 73 млн евро.

    Противоречие было очевидно уже на уровне презентации. Для команды, составленной из одной молодежи, практически нереально добиться успеха даже на уровне РПЛ, не говоря уже о еврокубках.

    «По моему мнению, та спекулятивная политика, которой придерживался Рангник, не работает в России, — сказал «Ведомости. Спорту» экс-директор академии «Локомотива» Владимир Кузьмичев. — Основной посыл — покупать молодых игроков, давать возможность им развиться и продавать. То есть не воспитывать своих, не развивать систему подготовки, а покупать на стороне. Я думаю, что правильный путь российского клуба — квалифицированно готовить своих игроков и доводить их до уровня премьер-лиги. До прихода немецких специалистов «Локомотив» это успешно делал».

    «Одно накладывается на другое. И сама идея была сомнительна, и плюс ее исполнители оказались просто очень низкого уровня», — добавил Кузьмичев.

    Летом 2021 г. «Локомотив» закупил игроков на 30 млн евро. И почти каждый трансфер выглядел сомнительным с точки зрения реализации новой клубной стратегии.

    Ральф Рангник представляет новую стратегию развития «Локомотива»
    Ральф Рангник представляет новую стратегию развития «Локомотива» /Александр Щербак/ТАСС

    Так, у ЦСКА железнодорожники приобрел Константина Марадишвили за 7 млн евро и Наира Тикнизяна за 5 млн евро. По данным портала Transfermarkt, их рыночная цена на тот момент была 2,5 и 1,8 млн евро соответственно. Год спустя она повысилась до 3 и 2,5 млн евро, но в любом случае до того, чтобы хотя бы окупить затраты, еще очень далеко.

    За 7 млн евро «Локо» купил в Нидерландах Джирано Керка, также выше рыночной стоимости. На тот момент полузащитнику было 25 лет, и он совсем не подходил под определение молодого футболиста, которого можно развить. «Забивал в «Утрехте», будет забивать и в «Локомотиве», — странной фразой отреагировал Рангник на вопрос о Керке.

    Тоже самое можно сказать и про ровесника Керка Тина Едвая, купленного за 4 млн.

    При этом «Локомотив» с легким сердцем расставался с ветеранами, которые приносили ему результат в недавнем прошлом. Команду — бесплатно или за бесценок — покинули Федор Смолов, Гжегош Крыховяк, Мацей Рыбус, Владислав Игнатьев.

    Вопросов к проекту очень много. И не только по поводу отдельных кандидатур футболистов — в конце концов, селекционная работа невозможна без ошибок.

    Сколько всего нужно было привезти футболистов, чтобы проект действительно мог стать прибыльным? Состав команды не резиновый, к тому же в России действует лимит на легионеров. При этом вторая команда «Локо», «Казанка», была ликвидирована. Как в таком случае должны были развиваться футболисты?

    «Мне очень обидно за «Казанку», которую закрыли под нелепым предлогом. Это была важная ступенька для развития молодых футболистов. В России из молодежного состава мало кому удается сразу пробиться в основу. Необходим буфер. Которым и служила «Казанка». Сколько игроков оттуда вышло! И вдруг одним росчерком пера все уничтожили», — сокрушался в интервью «Спорт-Экспрессу» экс-президент «Локомотива» Николай Наумов.

    Можно попытаться отыскать какие-то положительные моменты в реализации проекта Рангника. Например, Алексис Бека-Бека был куплен у «Кана» за 6 млн евро, а через год продан в «Ниццу» за 12 млн евро. Но далеко не все верят в реалистичность этой сделки. «Мне кажется, это какая-то афера», — заметил Наумов.

    Действительно, «Ницца» проиграла «Локомотиву» борьбу за Бека-Бека год назад, не сумев перебить цену железнодорожников, а затем переплатила вдвое. При этом французский полузащитник в «Локомотиве» не проявил себя так, чтобы его стоимость резко увеличилась.

    Алексис Бека-Бека
    Алексис Бека-Бека /EPA

    При немецких тренерах место в основном составе получили молодые Даниил Худяков и Артем Карпукас.

    «И Даня Худяков, и Артем Карпукас — это результат работы предыдущего руководства. Никакого отношения к этим деятелям это точно не имеет. Просто эти ребята 2003-2004 г.р. уже были на подходе, получили свой шанс и воспользовались им», — утверждает Владимир Кузьмичев.

    Пути исправления

    Удивительно, но руководство «Локомотива» продолжало настаивать на проекте Рангника, хотя всем уже стала очевидна его нереалистичность. Особенно после начала спецоперации на Украине, когда возникли понятные сложности во взаимодействии с футбольной Европой.

    Только после падения команды на 14-е место, худшее для «Локо» в новейшей российской истории, на проекте была поставлена точка.

    После увольнения последних немцев подал в отставку и председатель совета директоров «Локомотива» Александр Плутник, горячий сторонник Рангника.

    «Надеюсь, что новое руководство проанализирует, что было и что стало, и сделает правильные выводы, чтобы двигаться вперед. Никаких панических настроений тут быть точно не должно. Нужно просто хорошо делать свою работу», — оптимистично настроен Кузьмичев.

    Но кризис глубок, игра команды совершенно расстроена, а игроки деморализованы. Быстрого исправления наверняка не получится. Сейчас «Локомотив» находится в поисках главного тренера и заверяет, что у того точно будет российский паспорт. К матчу с «Торпедо» (1:0) команду готовил Андрей Федоров, бывший тренер «Казанки». «Локо» одержал непростую победу, но нужно понимать, что и соперник у него был из числа аутсайдеров, и игра самой команды далека от слаженности.

    У «Локомотива» остается хороший по меркам РПЛ, пусть и разбалансированный, состав, так что команда должна выправить турнирное положение. Хотя о высоких местах в этом сезоне почти наверняка можно забыть.

    Остается понять, что это было. Прекраснодушное заблуждение? Тогда встает вопрос о компетенции людей, поверивших в несбыточную сказку. Или же заранее спланированное надувательство? В этом случае тем более нужно вести речь об ответственности участников аферы.