В РПЛ новый оператор видеопомощи арбитрам: работает быстрее, картинка лучше, но нет офсайдных линий

    Компания Slomo.tv в спорте больше 15 лет, но в российском футболе пробует себя впервые
    Новый ВАР-оператор РПЛ пока не может обеспечить Сергею Карасеву (на фото) и другим судьям привычный сервис видеопомощи, но обещает в ближайшие месяцы добавить технологию офсайдных линий
    Новый ВАР-оператор РПЛ пока не может обеспечить Сергею Карасеву (на фото) и другим судьям привычный сервис видеопомощи, но обещает в ближайшие месяцы добавить технологию офсайдных линий /Александр Демьянчук / ТАСС

    Поставщик с российскими корнями

    В нынешнем сезоне в Российской премьер-лиге (РПЛ) работает обновленная система видеопомощи арбитрам (ВАР). Менять провайдера пришлось, потому что контракт с компанией Hawk-Eye, предоставлявшей эти услуги раньше, закончился, а новый в текущих условиях подписать не было возможности.

    Российский футбольный союз (РФС) — именно он занимается всеми вопросами, связанными с судейством, — начал рассматривать потенциальных операторов ВАР еще зимой, за несколько месяцев до истечения предыдущего контракта.

    Руководитель проекта ВАР в России Кирилл Верхолетов рассказывал, что все возможные варианты изучили уже к февралю, но в новых обстоятельствах часть технических решений стала недоступна для страны, так что круг претендентов сузился — и РФС остановил свой выбор на компании Slomo.tv.

    Нового поставщика часто называют российским, хотя корректнее было бы определение «международная IT-компания с российскими корнями».

    Проект стартовал в 2006 г., когда компания бизнесмена Игоря Витиореца взялась разработать сервер видеоповторов для московской арены «Мегаспорт», ее тогда готовили к чемпионату мира по хоккею-2007. Предложенное решение оказалось удачным, им стали пользоваться и на других турнирах — в хоккее система видеоповторов, когда судьи в паузе смотрят запись спорного момента, работает давно (в футболе полномасштабно запустилась на чемпионате мира-2018).

    Благодаря тому что во многих видах спорта видеопомощь арбитрам — в разных форматах — долгое время разрешена, разработки Slomo оказались широко востребованы. А теперь компания охватывает больше 10 дисциплин: от игровых гандбола и баскетбола до борьбы и гребного слалома, где тоже иногда требуется посмотреть повтор, чтобы уточнить решение арбитра.

    Витиорец рассказывал, что сейчас Slomo.tv сотрудничает с организациями более чем из 20 стран, а одним из репутационных пиков для компании стала Олимпиада в Токио, прошедшая летом 2021 г. Там системы видеосудейства от Slomo применяли в водном поло, гребном слаломе, вольной и греко-римской борьбе.

    Разницу подходов между Hawk-Eye и Slomo объясняли в РФС: прежний партнер работал по модели стороннего сервиса «под ключ», новый предоставляет ключевое техническое решение, а некоторые детали — например, средства аудиосвязи между судьями на поле и ВАР-центром — нужно дополнительно заказывать у других поставщиков.

    С марта 2022 г. система от Slomo.tv работает на всех стадионах чемпионата Казахстана. Причем система там отличается от той, что внедрена в РПЛ: в России ВАР-центр — это единый хаб, куда приходит сигнал со всех матчей, а в Казахстане принцип децентрализованный: ВАР-комнаты расположены на каждом стадионе.

    Технический директор Профессиональной футбольной лиги страны Олег Кунгуров в разговоре с «Ведомости. Спортом» уточняет, что при выборе поставщика организация провела демомероприятия с тремя лицензированными ФИФА компаниями: Hawk-Eye, EVS и Slomo.

    «В тестовом офлайн-режиме каждую систему задействовали на матчах чемпионата Казахстана, — рассказывает он. — При выборе Slomo.tv в зачет приняли коммерческие условия поставки и качество работы».

    Кунгуров добавляет, что происхождение компании и наличие русскоязычных работников на решение не влияли.

    В пресс-службе «Матч ТВ» для «Ведомости. Спорта» уточнили, что при переходе на систему от Slomo.tv все вопросы по адаптации решились в кратчайшие сроки, а технологические процессы для канала остались прежними — в распоряжении ВАР всегда должна быть картинка со всех телекамер на стадионе. Сигнал от них отдельно доставляется в ВАР-центр, чтобы оператор повторов мог в любой момент переключиться на нужный ракурс.

    Расходы «Матч ТВ» на продакшн в связи со сменой оператора ВАР не изменились, уточнили в пресс-службе канала. Прежними остались и требования РФС: параметры качества сигнала с телекамер, их синхронность, резервирование судейской связи и т. д. соответствуют стандартам Международного совета футбольных ассоциаций (IFAB).

    Линии жизни

    Преимуществами своей компании по сравнению с конкурентами, в том числе Hawk-Eye, руководитель Slomo обычно называет более продолжительный опыт работы с игровыми видами спорта, более высокую скорость работы за счет использования одного сервера вместо трех-пяти и повышенное качество самого изображения при повторах.

    Хотя есть и очевидный недостаток, который уже напрямую отражается на принятии решений в матчах РПЛ. У Slomo.tv пока нет технологии, позволяющей чертить при повторах офсайдные линии.

    Насколько это важно, можно было почувствовать во время центрального матча четвертого тура «Зенит»-ЦСКА. Во втором тайме при счете 1:1 возник спорный эпизод в атаке московской команды. Игрок ЦСКА Хорхе Карраскаль находился на грани офсайда, главный судья в соответствии с современными требованиями, уточненными при появлении ВАР, дал довести атаку до конца, она завершилась голом ЦСКА, но ассистент главного арбитра все-таки зафиксировал «вне игры».

    Двое ВАР-арбитров пересмотрели повтор эпизода с разных ракурсов и подтвердили решение арбитров в поле, гол не засчитали. Через несколько дней после матча РФС, в новом сезоне практикующий гораздо большую публичность работы судей, показал ролик с переговорами видеоассистентов между собой и с главным судьей: даже повторы не помогли им точно определить, был офсайд или нет. А по правилам, если видеопомощники не уверены в очевидной ошибке судьи, они могут лишь подтвердить решение. Фраза «Мы не можем доказать ничего» от ВАР-арбитра этого матча Евгения Турбина очень точно характеризует момент. Избежать подобных ситуаций в сезоне 2021/22 и раньше помогала технология виртуальных офсайдных линий от Hawk-Eye: работники ВАР-центра могли определить крайние точки на теле игроков, которых нужно сравнить, провести две прямые и сделать вывод о том, кто из них ближе к воротам, даже если речь идет о сантиметрах разницы. Сервис от Slomo такой возможности пока не предоставляет. 

    Это действительно отдельная технологическая разработка, потому что линии чертят не просто поверх изображения, ориентируясь на разметку поля. Чтобы функция работала корректно, за несколько часов до матча на стадионе калибруют специализированные ВАР-камеры, чтобы во время игры использовать изображение с них, — так исключают особенности телесъемки под разным углом и другие детали, которые могут повлиять на восприятие человеческим глазом.

    При разборе эпизода в студии на «Матч ТВ» нарисовали свою офсайдную линию, но и ее нельзя приравнивать к официальному ориентиру, ведь она создана с помощью элементарной компьютерной графики, без учета поправок на угол обзора с разных камер и других искажающих восприятие картинки факторов.

    «Технические возможности ВАР-системы вне нашей зоны ответственности, — пояснили «Ведомости. Спорту» на «Матче». — Так как мы спортивный телеканал, у нас, конечно же, есть все технические возможности для графического анализа любого эпизода. Мы даем зрителям возможность увидеть разбор спорных моментов, но это лишь наша экспертная точка зрения».

    Доработок от Slomo, касающихся офсайдных линий, ждут в течение двух-трех месяцев — похожие сроки называли и на старте сезона, и после громкого эпизода в матче «Зенита» с ЦСКА.

    Олег Кунгуров напоминает, что виртуальные офсайдные линии по умолчанию в состав ВАР не входят, и подтверждает, что это отдельный технический проект.

    «Slomo.tv интегрировал в свою ВАР-систему сертифицированное ФИФА решение DELTA-offside компании Deltacast и предлагает его для использования совместно со своими системами, — уточняет Кунгуров в интервью «Ведомости. Спорту». — Решение соединяется с пультом оператора повторов и позволяет управлять одновременно и ВАР, и системой виртуальных офсайдных линий. В ближайшее время мы планируем провести совместные тесты и посмотреть, как это работает в матче». О подобных планах в РФС пока не заявляли, но само появление технологии в комплекте у провайдера говорит о том, что уже по ходу нынешнего сезона офсайдные линии могут вернуться в Россию.