Сделка недели: «Барселона» продала еще 15% своих ТВ-прав американскому инвестфонду Sixth Street

    Теперь компания владеет 25% ТВ-прав каталонцев на матчи Ла Лиги. Клуб получит не менее 550 млн евро
    За счет соглашения с Sixth Street «Барселона» решает проблему с долгом в 1 млрд евро
    За счет соглашения с Sixth Street «Барселона» решает проблему с долгом в 1 млрд евро /imago images / Eibner

    «Барселона» объявила о продаже инвестиционному фонду Sixth Street 15% своих ТВ-прав на трансляции матчей Ла Лиги на ближайшие 25 лет. По информации Financial Times, контракт принесет каталонцам более 300 млн евро. Diario Sport утверждает, что «Барселона» заработает порядка 400 млн евро.

    30 июня фонд заключил аналогичную сделку с «Барселоной» на сумму около 260 млн евро, по ней Sixth Street получил 10% ТВ-прав на матчи испанского гранда во внутреннем первенстве. Таким образом, «Барселона» передала компании, базирующейся в Сан-Франциско, уже 25% своих ТВ-прав.

    В сезоне 2020/21 права на показ матчей «Барселоны» в Ла Лиге стоили 165,6 млн евро — cледовательно, при сохранении нынешних выплат от вещателей Sixth Street будет получать порядка 41,4 млн евро в год. За 25 лет доходы американского фонда составят более 1 млрд евро при инвестициях не более чем в 650 млн.

    Для «Барселоны» контракт также выгоден. Как отмечает Diario Sport, двухэтапная сделка с Sixth Street позволит каталонцам значительно сократить долги, образовавшиеся при прежнем руководстве. В январе задолженность «Барселоны» превышала 1 млрд евро, но в марте 2022 г. новые боссы клуба во главе с президентом Жоаном Лапортой заключили выгодный контракт о титульном спонсорстве со Spotify. По четырехлетнему соглашению стриминговый сервис перечислит клубу около 280 млн евро. Еще 20 млн принесет смена названия стадиона на «Spotify Камп Ноу».

    В мае Marca писала, что Лапорта также работает над продажей 49% двух активов — Barca Licensing Merchandising и Barсa Studios. Первая компания отвечает за реализацию лицензионных прав и мерчандайзинг и работает под прямым управлением клуба. Вторая — занимается производством аудиовизуальной продукции «Барселоны» и клубным телеканалом.

    Огромные долги сказываются на трансферной политике каталонцев. С сезона 2020/21 в Ла Лиге для каждой команды был установлен индивидуальный потолок зарплат. Изначально лимит «Барселоны» составлял 97,94 млн евро. Но в марте 2022 г. выяснилось, что на сезон 2021/22 «Барса» стала единственной командой с отрицательным потолком зарплат — -144,35 млн евро. 

    Согласно регламенту Ла Лиги, если клуб не вписывается в установленный потолок зарплат, то может тратить на трансферы лишь 25% от заработанных или освободившихся из-за ухода футболистов средств. В связи с этим Лапорта ввел лимит на оклады для игроков «Барселоны» — теперь они будут получать не более 10 млн евро в год после уплаты налогов.

    После летних приобретений (Роберт Левандовски, Рафинья, Франк Кессье, Андреас Кристенсен) зарплатная ведомость «Барселоны» вновь увеличилась, и теперь для регистрации новичков и попадания в потолок зарплат каталонскому клубу нужно расстаться с несколькими игроками. Испанские СМИ пишут о желании «Барселоны» продать Мемфиса Депая и Френки де Йонга.

    В последние месяцы Sixth Street, чьи активы оцениваются в $60 млрд, активно развивается на рынке испанского футбола. Так, в мае фонд заключил контракт с мадридским «Реалом» — по нему американская компания получит 30% прав на мероприятия, которые будут проводиться на обновленном стадионе «Сантьяго Бернабеу». В сделке также участвует фирма Legends, принадлежащая Sixth Street и специализирующаяся на организации крупных мероприятий. Соглашение, рассчитанное на 20 лет, оценивается в 360 млн евро.

    Sixth Street имеет бизнес-интересы и в американском спорте. Летом прошлого года инвестфонд приобрел 20% акций клуба Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) «Сан-Антонио Сперс». По данным портала SportsProMedia, Sixth Street заплатил по договору $360 млн.