Свадебный обычай, благотворительность и заводские команды: как женщины добились права играть в футбол
100 лет назад в Англии женские команды не пускали на футбольные арены, а сейчас там проходит ЕвроПод чужими именами
Женский футбол стал зрелищем задолго до появления крупных турниров. Еще в XVIII в. в Англии практиковался свадебный обычай: во время праздника незамужние дамы играли в мяч против замужних. В конце следующего столетия женский футбол превратился из веселого конкурса в настоящий вид спорта. В 1881 г. в Эдинбурге прошел матч между двумя безымянными командами. Одна представляла Шотландию, другая — Англию: победу со счетом 3:0 одержали хозяева.
Впрочем, полноценные клубы возникли только в 1890-е — спустя несколько десятилетий после того, как в мужском футболе зафиксировали официальные правила и учредили первый турнир — Кубок Англии. Две самые известные команды появились благодаря представителям творческих профессий: писательница Флоренс Дикси возглавила в Лондоне Британский женский футбольный клуб, а шотландская художница-карикатуристка Хелен Мэтьюз — «11 от Миссис Грэм», названный по ее же псевдониму. Обе выступали за равноправие полов, так что женский футбол с рождения был связан с феминизмом.
В отличие от аристократки Дикси художница Мэтьюз действительно выходила на поле, вратарем. В ее команде прозвище носила не только она — так было проще избежать порицания в обществе, которое не считало футбол достойным занятием для женщин. Неудивительно, что в XIX в. матчи женских команд не всегда доигрывали до конца: случались потасовки с возмущенной мужской публикой или футболисток попросту сгоняли с поля.
Поворотным событием стала Первая мировая война, которая сильно изменила отношение к роли женщины в обществе. Мужчины отправились на фронт, а за станки встали их матери, жены и дочери. Главной задачей британской промышленности стали поставки для армии и флота, поэтому многие предприятия переквалифицировались в военные. Например, это произошло с заводом компании Dick, Kerr & Co, который до 1914 г. производил трамвайные двигатели, а во время Первой мировой — боеприпасы, самолеты и локомотивы. Но развлечения после работы оставались теми же — как и до войны, многие работники (а теперь уже работницы) шли играть в футбол. Так возникли женские команды, самой популярной из которых считалась «Дирк, Керр Ледис». Клуб из Престона был основан в 1917 г., и руководство предприятия не стало ему мешать.
Команда проводила матчи в том числе и со зрителями, и уже в год основания на рождественскую благотворительную встречу с участием «Дирк, Керр Ледис» пришло около 10 000 человек. Естественно, были и другие команды, причем некоторые проводили полноценные турниры. Например, в последние годы войны на северо-востоке Англии организовали Кубок работниц оборонных предприятий. И на этот раз почти никто не возмущался, что женщины играют в футбол.
Регби в помощь
После окончания Первой мировой женский футбол вновь попал в опалу. И это несмотря на то, что «Дирк, Керр Ледис» обрел известность и за пределами Англии. Клуб часто ездил во Францию и регулярно принимал гостей с другой стороны Ла-Манша. Это были благотворительные матчи — собранные деньги уходили пострадавшим от войны. Такие встречи пользовались большой популярностью у публики. Один из матчей «Дирк, Керр Ледис» во Франции собрал на трибунах 63 000 зрителей. А 53 000 на ливерпульском стадионе «Гудисон парк», где в 1920 г. команда из Престона встретилась с «Сент-Хеленс», оставались рекордными для встреч английских женских команд 98 лет.
Но Футбольная ассоциация Англии (ФА) видела в «Дирк, Керр Ледис» и других женских командах ненужных конкурентов мужским клубам. К тому же благотворительные матчи не приносили почти никакого дохода организаторам, а чиновники не раз обвиняли клубы в присвоении собранных средств. В результате в 1921 г. женским командам запретили играть на футбольных стадионах.
Это был сильный удар по развитию женского футбола. Выйти из положения помогли регбисты, на чьи арены не распространялись правила ФА. И все же многие клубы подчинились запрету и перестали существовать.
Элегантнее всех поступили футболистки «Дирк, Керр Ледис», которые на следующий после решения ФА год поехали в североамериканский тур. Они планировали провести серию матчей в США и Канаде, но сыграть удалось только в Штатах. На канадские власти, которые все еще представляли британский доминион, надавили из ФА — и команде из Престона отказали. Зато в США «Дирк, Керр Ледис» провел девять матчей: каждый собирал по 10 000 зрителей.
В Англии запрет продержался до 1971 г. К тому моменту команда из Престона уже перестала существовать — ее распустили в 1965 г. Спустя год страна принимала чемпионат мира, и английская сборная его выиграла. Эта победа подтолкнула к переосмыслению архаичных представлений о женском футболе. В результате возникла Женская футбольная ассоциация, куда вошли почти 50 команд, а вскоре запрет на проведение матчей на футбольных аренах отменили.
Советский Союз против
Если в Англии 1970-х женский футбол вновь набирал силу, то в СССР в это же время спортивные чиновники перечеркнули его будущее на следующие 20 лет. Тогда в Союзе ввели свой запрет, продержавшийся до конца перестройки.
В России первые клубы возникли еще до революции. Например, в Москве базировались команды «Пушкино», «Петровско-Разумовская лига», а также коллектив Коммерческого училища. В июле 1911 г. прошел первый матч с участием женщин: «Пушкино» разгромило «Петровско-Разумовскую лигу» со счетом 5:1. Вскоре женские футбольные общества возникли на Пресне и Семеновской Заставе. Правда, до полноценного городского чемпионата дело тогда не дошло, а позже команды распались. Известно разве что о матчах 1923 г., когда на Северо-Кавказской железной дороге появился клуб железнодорожниц. Но играть ему приходилось с мужчинами, потому что других женских коллективов в округе не было.
До начала застоя все инициативы по продвижению футбола среди советских женщин не имели успехов на общесоюзном уровне. И лишь летом 1972 г. прошел первый большой турнир с участием женских команд из разных концов СССР. В Днепропетровск съехались футболистки из Москвы, Харькова, Киева, Ужгорода, Донецка и Риги. Они боролись за Кубок Валентины Терешковой, совершившей первый полет в космос девятью годами ранее.
Это событие могло стать неплохим стартом для женского футбола в Советском Союзе, но к концу года Госкомспорт составил перечень дисциплин, которыми могут заниматься только мужчины. В него попали бокс, борьба, тяжелая атлетика и внезапно футбол. Женщинам разрешалось гонять мяч по газону и тягать штангу только на уровне физкультуры. Запрет обосновали физиологическими причинами. Глава Федерации спортивной медицины СССР Нина Граевская заявила, что культивировать женский футбол нецелесообразно, потому что «у женщины сердце меньше мужского» и для ее нервной системы «характерна большая возбудимость и реактивность». В качестве противопоказаний советские специалисты приводили меньший размер костей и слишком высокую подвижность позвоночника.
Эти заявления явно противоречили мировым тенденциям. В 1970 г. в Италии впервые прошел Кубок мира по футболу среди женщин. Его проводила еще не ФИФА, но это было первое международное соревнование топ-уровня. На турнир помимо хозяев позвали сборные Англии, ФРГ, ГДР, Дании, Австрии, Швейцарии и Мексики. Сильнейшими стали датчанки, а через год они защитили титул. В 1980-х вместо Кубка мира проводили так называемый Мундиалито, где успеха по два раза добивались Италия и Англия. А в 1991 г. в Китае прошел первый в истории чемпионат мира, к организации которого была причастна ФИФА.
К тому моменту своя сборная была уже и у СССР. Бессмысленный запрет Госкомспорта отменили в конце 1980-х, тогда же возникли первые женские футбольные клубы, а в 1990 г. прошел чемпионат страны, где в двух дивизионах выступали 24 команды.
Американский женский футбол
Хотя чемпионат Европы среди женщин — статусное соревнование, лучшая команда планеты в нем не участвует. Сборная США — лидер по числу побед на чемпионатах мира: выиграла в 1991 г. и с тех пор четыре раза брала титул, в том числе и на последнем турнире во Франции три года назад.
Успех американской команды вновь отсылает к 1970-м, когда в США приняли федеральный закон о запрете половой дискриминации во всех сферах, в том числе в спорте. С тех пор женские спортивные организации могли рассчитывать на финансирование из государственного бюджета в той же мере, что и мужские. Законодательная инициатива сработала. Если в 1972 г. в американских школах футболом занимались меньше 1000 девочек, то через 20 лет их было около 120 000. Стремительный рост популярности этого вида спорта заложил основу для будущих побед.
В 1999 г. США принимали женский чемпионат мира по футболу, и он оказал, возможно, даже большее влияние, чем мужской Кубок мира-1994, тоже проходивший в Штатах. Американки выиграли, по пенальти одолев китаянок в финале. А уже в 2000 г. возникла Женская объединенная футбольная ассоциация — чемпионат страны для профессиональных команд. Позже лиги умирали и создавались вновь, а сегодня топ-матчи собирают под 30 000 зрителей. В мужской футбольной лиге (MLS) над такими показателями, скорее всего, посмеются, зато у мужской сборной США нет таких успехов на международной арене. Отчасти это связано с тем, что за американских мальчиков соккер конкурирует с баскетболом, бейсболом, хоккеем и другими видами спорта, активно развивающимися в учебных заведениях. У девочек столь широкого выбора пока нет, поэтому в США соккером занимается уже под 400 000 школьниц.
А состоявшиеся игроки продолжают борьбу за гендерное равенство в футболе, в том числе и в финансовых вопросах. К примеру, 36-летняя Меган Рапино, выступающая за национальную команду с 2006 г., активно высказывается на эту тему. До пандемии даже лучшие игроки женской лиги в США не могли рассчитывать на доход выше $350 000 в год, тогда как в MLS зарплаты звезд могут исчисляться миллионами. Например, в 2019 г. Бастиан Швайнштайгер получал в «Чикаго Файер» $5,6 млн. Многие футболистки уезжали в Англию, где предлагали больше денег. Так, например, поступила австралийка Сэм Керр, которая в том же 2019 году покинула «Чикаго Ред Старз» ради контракта с «Челси», где ей платят $600 000.
Ограничения по выплатам были связаны с потолком зарплат в американской лиге, который, впрочем, постепенно увеличивается. Что же касается сборной, то тут у Федерации футбола США нашелся козырь: призовой фонд ЧМ-2019 составил $30 млн, а победитель получил только $4 млн. На турнире среди мужчин в 2018 г. ФИФА распределила между участниками $400 млн, из которых добившейся успеха Франции досталось $38 млн. Эта разница отразилась и на бонусах футболисток и футболистов. Дело дошло до суда, но весной 2022 г. женская команда добилась своего: обе сборные США будут получать одинаково, а заодно за победу в 2019 г. девушкам выплатят компенсацию в $22 млн.