Деньги Керимова, военная форма и песня про Учкудук: золотая эпоха в истории «Анжи»
А теперь клуб из Махачкалы остался без лицензии3 июня «Анжи» объявил об утрате профессионального статуса. Махачкалинский клуб не получил лицензию для выступлений в третьем по силам российском дивизионе (ФНЛ-2), где оказался в 2019 г. после вылета из Российской премьер-лиги (РПЛ). 5 июня у 45 работников «Анжи», включая футболистов, закончились контракты. Клуб официально закрылся и прекратил существование.
Основанный в 1991 г., «Анжи» за 31 год существования выиграл бронзу чемпионата России (сезон 2012/13), дважды играл в финале Кубка (2001/02, 2012/13) и еще два раза выходил в 1/8 финала Лиги Европы (2012/13, 2013/14).
Самой яркой в истории «Анжи» стала эпоха 2011 – 2013 гг., когда российский бизнесмен Сулейман Керимов, сосредоточивший в своих руках 100% акций клуба, вложил 234,2 млн евро на покупку новых игроков. Тогда же на деньги Керимова в Каспийске был построен стадион «Анжи-Арена» на 30 000 зрителей. «Ведомости. Спорт» делится главными воспоминаниями о золотых временах «Анжи».
Роберто Карлос и «Три колодца»
Чемпион мира 2002 г. переехал в Россию в возрасте 37 лет. Бразилец был одним из первых приобретений «Анжи» Керимова. Вместе с ним в зимнее трансферное окно 2011 г. в клуб перешли его соотечественники Жусилей и Диего Тарделли, марокканец Мбарк Буссуфа и воспитанник дагестанского футбола Шамиль Лахиялов.
Роберто Карлос играл за «Анжи» чуть больше полугода (с марта по сентябрь 2011-го). Даже за это время он успел отметиться фирменным голом со штрафного (правда, всего одним), но его роль заключалась еще и в передаче опыта команде, коммуникации с Керимовым и работе на имидж клуба.
«Когда Роналду и Месси не будут связаны контрактами со своими клубами, «Анжи», естественно, попытается приобрести их», — ретранслировал Роберто Карлос планы руководства.
Несмотря на скандальный инцидент в июне 2011 г. в Самаре, когда местный болельщик бросил в Роберто Карлоса банан, «Анжи», благодаря бразильцу, открывался миру через человеческие истории. Например, Роберто Карлос выучил слово «Учкудук» по песне «Три колодца» и обращался так ко всем в команде. Еще одной забавной историей поделился бывший гендиректор «Анжи» Герман Чистяков: «Играли с «Волгой» в Нижнем, прямо во время встречи на поле выскочил фанат и попросил Роберто расписаться на чем-то. Он это сделал, радостный зритель убежал, но забыл ручку. Так Карлос метнулся на трибуну и вернул ручку парню».
Роскошные условия
Защитник Арсений Логашов, игравший в РПЛ, помимо «Анжи», за «Локомотив» и «Ростов», говорил, что именно в махачкалинском клубе проводил самые роскошные в жизни сборы. «В Турции сняли большой и очень классный отель. В нем жила только команда, больше никаких посторонних. В Дубае хорошие сборы — там все поселились по одному, а мы с Шатом [Олегом Шатовым] вдвоем попросили. Дали огромный номер с террасой на 60-70 квадратов — после тренировок все приходили к нам играть в карты».
Подарок для Жиркова
В переговорах с Юрием Жирковым, увлеченным военными артефактами, одним из решающих аргументов стала форма офицера СС с паспортом за 40 000 евро. Жирков при этом грезил покупкой танка. По воспоминаниям бывшего форварда «Анжи» Шамиля Лахиялова, именно в Махачкале мечта новичка из «Челси» была ближе всего к осуществлению.
«Как-то захожу к Жиркову, вижу — под телевизором сумка лежит. Чуть подтолкнул ее ногой — а она ни с места. Будто кирпичами набита. Она приоткрыта была, заглянул — а в ней во-о-т такой толщины энциклопедии! Каталоги! Достаю одну, открываю — какие-то немцы, формы... Мы еще шутили над ним. Если ехать из Махачкалы в Хасавюрт, на кольце посреди дороги танк стоит. Указываем Жиркову: «Э-э, танк есть! Говори адрес — пригоним».
Это’О и кола
Олимпийский чемпион и трехкратный победитель Лиги чемпионов Это’О оказался в «Анжи» в 30 лет, а после ухода из дагестанского клуба еще играл за «Челси». Камерунец не переходил в «Анжи» на последний контракт в карьере, хотя и получил самую большую зарплату за все время своих выступлений — 20 млн евро в год. В России камерунец забил 25 мячей в 53 матчах и быстро стал лидером раздевалки. Он решал через Сулеймана Керимова вопросы с выплатой премиальных и дарил игрокам часы, но жестко спрашивал за опоздания и давал установки вместо тренера.
Еще одной прочной ассоциацией с «Анжи» тех времен стала кола, которую пил на тренировках камерунский нападающий. «Это было его пожелание, которое выполнялось. Массажисты обычно выносят в клетках воду, и существовала отдельная клетка с колой только для Это’О. Иногда он и во время тренировки ее пил. Это был маленький каприз», — делился воспоминаниями бывший пресс-атташе «Анжи» Сергей Расулов.
Увольнение Красножана без единого официального матча
К зимним сборам 2012 г. гендиректор «Анжи» Герман Чистяков был повышен до вице-президента, а его прежнюю должность занял Алан Созиев. Параллельно Герман Ткаченко, входивший в совет директоров клуба, вел переговоры о назначении главным тренером «Анжи» Гуса Хиддинка. В свою очередь новый гендир внезапно пролоббировал перед Керимовым кандидатуру Юрия Красножана — своего бывшего знакомого по нальчикскому «Спартаку».
Красножан был уволен уже на втором сборе. Самюэль Это'О отказался выполнять предложенные тренером упражнения со штангой, а легионеры команды вслед за своим авторитетом начали тренироваться отдельно от общей группы. По словам бывшего нападающего «Анжи» Шамиля Лахиялова, звездные игроки оказались не готовы еще и к тому, что при Красножане команда по полчаса будет отрабатывать ввод мяча из аута. Последним же штрихом стала неудачная попытка Красножана и его переводчика упомянуть высокие зарплаты футболистов.
«Красножан нагружал команду на сборе, а Карлос и Это’О безразлично слонялись. Вечером на собрании Юра [Красножан] сказал, что звезды должны работать наравне с остальными, но переводчик зачем-то добавил что-то про зарплату звезд. Это’О вскочил: «Кто вы такой, чтобы говорить о деньгах?». Через два дня Красножана уволили», — вспоминал бывший вице-президент Зайдин Джамбулатов.
Место Красножана занял Гус Хиддинк, с которым «Анжи» в сезоне 2012/13 выиграл бронзу. На старте сезона 2013/14 команду вместо Хиддинка возглавил его голландский ассистент Рене Меленстен, после чего тренерскую должность занял Гаджи Гаджиев — он работал с «Анжи», когда Керимов только пришел в команду.
Переход Кокорина
«Это я повлиял на трансфер Кокорина, — говорил Самюэль Это’О. — Мне понадобилась всего одна минута, чтобы убедить Сулеймана Керимова его купить. Когда я увидел Сашу, был удивлен его действиями. Сказал Керимову: «Этот парень должен быть у нас».
Кокорин перешел в «Анжи» из «Динамо» летом 2013 г. за 19 млн евро. К тому моменту ему было 22 года, он играл за сборную России при самом Фабио Капелло и считался одним из самых перспективных нападающих страны. В Дагестане Кокорин получил зарплату 5 млн евро в год, но провел в клубе всего месяц и не сыграл ни одного матча (из-за травмы ахилла).
Когда команда начала сезон 2013/14, завоевав только два очка в четырех матчах, Керимов свернул проект, объявив о смене курса. Кокорин вместе с Жирковым, Игорем Денисовым и Владимиром Габуловым лично услышал от владельца клуба указание переходить в «Динамо». Игроки сохранили зарплаты, а Керимов отбил инвестиции в их трансферы.
Интересно, что заманить Кокорина в «Анжи» удалось благодаря его любви к спорткарам. Игроку пообещали автомобиль «Бугатти», но так и не вручили его из-за досрочного расставания. «В «Анжи» дарили такие машины, да. Я был очень близок к ней, — рассказывал Кокорин в интервью Нобелю Арустамяну. — У меня остался большой контракт из-за того, что я вернулся обратно в «Динамо». Я был благодарен и Сулейману, и всему руководству, поэтому не стал наглеть и просить. Но такая история была».
Смена курса и уход Керимова
Крах «Анжи» эксперты связывали с обрушением стоимости акций компании «Уралкалий» после разрыва отношений с белорусскими партнерами. Керимов напрямую владел 17,2% акций компании и за один июльский день 2013 г. потерял $570 млн, а Белоруссия даже объявила владельца «Анжи» в международный розыск. С 2011 по 2016 гг. Керимов опустился в рейтинге богатейших бизнесменов России по версии Forbes с 19-го места ($7,8 млрд) на 45-е ($1,6 млрд).
За лето и осень 2013 г. «Анжи» распродал футболистов на 136,4 млн евро. В сезоне 2013/14 команда даже с ослабевшим составом второй раз подряд дошла до 1/8 финала Лиги Европы, но вылетела из РПЛ.
С декабря 2016 г. «Анжи» находился в собственности у Османа Кадиева, но до осени 2019-го структуры Керимова финансировали клубную академию. Из-за конфликта Кадиева с бизнес-партнером Керимова и владельцем «Анжи-Арены» Хизри Абакаровым команда лишилась возможности играть в Каспийске и тренироваться на базе.
К моменту закрытия клуба общая сумма долгов, накопленных еще со времен выступления в РПЛ, была больше 300 млн руб.