Титульного партнера нет, на беттинг-категорию три новых претендента. РПЛ в поиске спонсоров

    Доходы сезона 2022/23 под вопросом
    РПЛ планировала заработать больше 4,5 млрд руб. благодаря беттинг-спонсору и титульному партнеру из банковской сферы
    РПЛ планировала заработать больше 4,5 млрд руб. благодаря беттинг-спонсору и титульному партнеру из банковской сферы /Гавриил Григоров / ТАСС

    Банки не проявили интереса

    На финальном отрезке сезона 2021/22 Российской премьер-лиги (РПЛ) финансовое будущее организации выглядело перспективно: лига подписала новый телеконтракт с «Матч ТВ» на улучшенных условиях, согласовала во много раз более выгодный договор с «Лигой ставок» в беттинг-категории и готовилась к тендеру за статус титульного партнера, где ждали конкуренции ведущих российских банков. 

    Предполагалось, что благодаря трем этим контрактам с сезона 2022/23 клубы РПЛ будут получать по несколько сотен миллионов рублей, что повысит финансовую стабильность участников лиги. Снизит зависимость от региональных бюджетов для тех, кто живет целиком или почти полностью на эти средства, и сократит риск банкротства по ходу чемпионата, что едва не случилось с «Тамбовом» в сезоне 2020/21.

    На первой неделе межсезонья определенности со структурой доходов РПЛ намного меньше. По-прежнему актуален только новый вещательный контракт, по которому лига получит 6,6 млрд руб. в ближайшие два сезона, далее — дважды по 7,7 млрд. С букмекером и титульным спонсором ясности нет.

    Контракт банка «Тинькофф» действовал полтора сезона и завершился одновременно с двумя другими, весной лига анонсировала открытый тендер (который так и не провели для определения ТВ-партнера, воспользовавшись привлекательным предложением «Матча»). Президент РПЛ Ашот Хачатурянц в марте называл основным претендентом на победу Совкомбанк, но заявлял и о потенциальном участии Сбербанка и ВТБ.

    По окончании сезона глава лиги рассказал, что ожидаемого интереса на рынке не возникло.

    «У нас заканчивается контракт с «Тинькофф», а никаких предложений о продлении от новых собственников не поступало», — рассказал Хачатурянц журналистам, указывая на то, что после перехода банка в структуру группы компаний «Интеррос» Владимира Потанина рассчитывал на связь с ее представителями.

    Конкурс за титульное спонсорство лиги дважды анонсировали и откладывали, но в итоге так и не провели.

    «К сожалению, Сбербанк и ВТБ не проявили интереса и мои личные переговоры с руководством не увенчались успехом, — отметил президент РПЛ. — Мы продолжим искать спонсора, решим этот вопрос в течение июня».

    Вероятно, Хачатурянц рассчитывал разогреть интерес банков в том числе за счет собственных контактов: до перехода в российский футбол (сначала куратором судейства в Российском футбольном союзе, затем в РПЛ) 54-летний функционер был директором компании «Сбербанк капитал», дочерней структуры Сбербанка, которая занималась проблемными активами. В новых обстоятельствах стратегия Хачатурянца, очевидно, не сработала.

    Три миллиардных варианта

    Продление ключевого спонсора-букмекера было на более продвинутой стадии: компания «Лига ставок», сотрудничавшая с РПЛ с 2010 г., воспользовалась заранее предусмотренной опцией приоритетного права продления. Тендер между букмекерскими компаниями дошел до второго раунда, его провели 28 февраля: стартовая цена «лота» составляла 13 млрд за четыре сезона. 

    В начале марта «Лига ставок» объявила о своей победе и продлении соглашения: конкретную сумму не назвали, но уточнили, что условия улучшились для лиги «более чем в шесть раз» — значит, цифра приблизилась к 15 млрд руб., поскольку по предыдущему контракту букмекер платил 2,4 млрд за четыре сезона.

    Тем не менее подписание контракта затянулось, а в середине мая стало известно о желании «Лиги ставок» аннулировать договоренность. «В условиях санкций и неопределенности оценить экономическую целесообразность на четыре года не представляется возможным. Стоимость контракта, в шесть раз превышающая бюджет прошлых сезонов, в контексте сегодняшних событий выглядит переоцененной», — мотивировали свой отказ в компании. 

    Ашот Хачатурянц высказался о разрыве отношений жестко. «Это крайне неприятная ситуация. Более двух месяцев мы вели переговоры, а в день, когда я пригласил руководителя на общее собрание клубов, где он должен был подтвердить все, я получил sms о том, что они не готовы подписать контракт, — заявил на пресс-конференции президент лиги. — Предлагается какая-то компенсация, к которой мы вернемся, но такой формат общения, через sms, — я привык к другой корпоративной культуре».

    На фоне полной неопределенности с титульным спонсором положение РПЛ в поисках беттинг-партнера выглядит более привлекательно. Известно минимум о трех претендентах на этот статус, активизировавшихся после отказа «Лиги ставок».

    В РПЛ заявили, что в первую очередь продолжат переговоры с компанией «Фонбет», которая предлагала вторую сумму на тендере. Как следует из письма генерального директора компании Сергея Анохина на имя Ашота Хачатурянца, сейчас букмекер предлагает контракт на 9 млрд руб. за четыре года, но вместе с титульным спонсорством. Еще 1,1 млрд РПЛ предлагают получить в качестве штрафа от «Лиги ставок» (возможно, это и имел в виду Хачатурянц, говоря о компенсации).

    Среди дополнительных опций, озвученных «Фонбетом», — право нейминга одного из клубов РПЛ. Появление букмекерского бренда в названии одного из участников обсуждается несколько сезонов: такая идея официально звучала относительно «Тамбова» в 2020 г. («Париматч» предлагал за это 300 млн руб. в сезон), этим летом на уровне слухов — про «Нижний Новгород».

    Единственный реализованный нейминг-проект букмекера в российском футболе — спонсорское название стадиона «Уфы»: в 2021 г. «Нефтяник» переименовали в «BetBoom арену». Уфимская команда вылетела из РПЛ, в следующем сезоне этот стадион будет принимать игры Футбольной национальной лиги (ФНЛ) — а компания BetBoom и сохраняет партнерство с клубом, и предлагает спонсорство РПЛ в целом.

    «Мы не отказываемся от обещаний и от клуба после первых неудач. Были готовы к различным вариантам развития событий, поэтому в договоре учтены возможности как вылета клуба в ФНЛ, так и выхода в еврокубки», — отметил руководитель отдела спонсорства BetBoom Павел Краснов.

    Компания предлагает лиге в целом 7,2 млрд руб. за четыре года с прогрессивной разбивкой: 1,2 млрд в ближайшем сезоне, затем — увеличение с шагом в 200 млн от 1,8 млрд до 2,2 млрд, следует из письма на имя Хачатурянца, опубликованного «РБ бизнесом». В этом случае речь идет только о спонсорстве в букмекерской категории, из дополнительных условий — запрет на нейминг клубов букмекерами.

    Третий вариант, которым может воспользоваться лига, — 10,5 млрд руб. от букмекера «Мелбет» (на рынке с 2012 г., но в крупных спонсорских проектах не участвовал). Прочие детали предложения пока не известны. 

    Новый сезон РПЛ начнется 17 или 24 июля, на ключевое решение по букмекерскому вопросу у Премьер-лиги около месяца.