«Турнир стал по-настоящему народным». Как реформы и новый партнер изменили Кубок России

    152,8 млн руб. призовых, шанс для клубов ФНЛ и билетный ажиотаж на финале — резюме кубкового сезона 2021/22
    Финал между московскими «Динамо» и «Спартаком» пройдет в «Лужниках»
    Финал между московскими «Динамо» и «Спартаком» пройдет в «Лужниках» /Максим Стулов / Ведомости

    Эксперимент с форматом

    Заполучив в 2020 г. нового титульного партнера, Кубок России стал территорией эксперимента. Второй сезон его проводят в новом формате. Пока ретроградные взгляды руководителей многих клубов Российской премьер-лиги (РПЛ) мешают изменить привычную двухкруговую схему розыгрыша чемпионата России, в Кубке страны вместо устоявшейся системы с одноматчевыми раундами плей-офф ввели более сложную.

    Теперь классические игры навылет – это начало и конец кубкового пути, а в середине, после 1/64 финала, когда в борьбу вступают клубы РПЛ, проводят необычный групповой раунд. Участников делят на группы по три команды – каждая представляет свой уровень: одна – из РПЛ, другая – из Футбольной национальной лиги (ФНЛ), третья – из ФНЛ-2 или любительского квалификационного турнира. Каждый клуб проводит по два матча, причем преимущество своего поля всегда у того, кто играет в низшем дивизионе, т. е. клуб РПЛ дважды играет в гостях, а участник с низшего уровня – оба раза дома.

    Перед финальным матчем главный приз турнира путешествовал по Москве
    Перед финальным матчем главный приз турнира путешествовал по Москве /РФС

    На этом этапе даже схему начисления очков сделали необычной: в случае ничьей сразу серия пенальти (без дополнительного времени, как на других стадиях), ее победитель получает один бонусный балл. 

    Система с 10 группами в первом и 11 во втором сезонах органично вписывалась в плотный международный календарь: от группового этапа освобождали участников еврокубков – в первом случае шесть, во втором – пять команд. Клубы, квалифицировавшиеся в Европу, стартовали с 1/8 финала уже после Нового года, присоединяясь к победителям групп.

    В Российском футбольном союзе (РФС) не скрывали, что таким образом хотят поднять престиж и коммерческую привлекательность турнира, потому как осенью участники еврокубков чаще всего выставляли на ранние стадии не основные составы и вылетали, разгружая себе график.

    Минусы формата тоже проявились сразу: среди них – риск турнирно бессмысленных матчей последнего тура группового этапа, когда участник 1/8 финала уже ясен (в текущем розыгрыше такой оказалась игра «Торпедо» с «Ростовом», потому что обе команды до этого проиграли «Чайке» из ФНЛ-2). Кроме того, новый формат сократил вероятность приезда участников еврокубков в небольшие города, к клубам из низших лиг, при старой схеме минимум одна такая игра в 1/16 финала была гарантирована.

    В сезоне 2022/23 г. из-за отстранения российских клубов от европейских турниров систему придется пересмотреть, но в двух состоявшихся розыгрышах Кубок получил финалистов, добравшихся до главного матча разными путями: «Локомотив» год назад и «Спартак» сейчас – по сокращенному маршруту, «Крылья Советов», в сезоне 2020/21 г. игравшие в ФНЛ, и «Динамо» – через групповой этап.

    Билетный ажиотаж

    Московское дерби в финале вызвало ажиотаж, с которым в турнире не сталкивались давно. Местом проведения выбрали «Лужники» – самый большой стадион страны, вмещающий 81 000 зрителей, который после чемпионата мира – 2018 нечасто принимает большие спортивные события.

    Спрос на билеты зафиксировал повышенный интерес публики: за первый час продали более 11 000, за первые четыре – 20 000 с лишним, за первые сутки – около 50 000. 

    Причем в свободном доступе оказалось больше билетов, чем могло бы: свою квоту не стал выкупать «Спартак» – его фанаты весной отказались от активной поддержки в знак протеста против ввода системы обязательной идентификации (Fan ID) для посетителей спортивных мероприятий. Даже ради финала Кубка, куда «Спартак» попал впервые с 2006 г., прерывать бойкот фанаты красно-белых не стали, поэтому места за воротами, предназначенные для них, поступили в свободную продажу.

    РФС, предупреждая болельщиков о покупке только в официальных источниках из-за активности спекулянтов, охарактеризовал ажиотаж как беспрецедентный в истории Кубка России.

    Сервис Kassir.ru, партнер РФС по продаже билетов, сравнил спрос с продажами билетов на концерт группы «Металлика», который «Лужники» принимали в 2019 г., и рассказал, что только в первые дни на страницу мероприятия зашли более 1,5 млн раз.

    Президент РФС Александр Дюков на пресс-конференции за пять дней до финала сообщил, что организация получила более 200 000 заявок на билеты.

    «В начале мая прочитал много критики: зачем, мол, «Лужники», это неправильное место, надо проводить финал в регионе, – рассказал Дюков. – Время показало, что решение правильное. Покривлю душой, если скажу, что мы предполагали такой спрос. Изначально надеялись продать 50 000–60 000 билетов. 

    Безусловно, спрос привлек внимание спекулянтов: мы с билетным оператором мониторим каждый случай перепродажи, к профессиональным перекупщикам попало меньше 2% билетов».

    Призовой рост

    Масштабное обновление Кубка России совпало с приходом нового титульного спонсора. Перед розыгрышем 2020/21 одна беттинг-компания сменила другую: место «Олимпа» заняла БЕТСИТИ, а официальное название трансформировалось в БЕТСИТИ Кубок России. Тогда же провели ребрендинг турнира – появился дизайн, в основе которого расходящиеся круги, символизирующие резонанс.

    За счет контракта с РФС компания БЕТСИТИ расширила присутствие в российском футболе – с 2020 г. компания является спонсором ФК «Ростов».

    «Сотрудничество с клубом носит региональный характер, а титульное партнерство с самым масштабным турниром страны охватывает всю Россию, – говорит в интервью «Ведомости. Спорту» CEO БК БЕТСИТИ Юрий Нестеров. – Это один из лучших инструментов продвижения бренда. Нейминг турнира позволяет нам присутствовать на всех без исключения платформах, а эксклюзив в категории «беттинг» делает наши интеграции более эффективными».

    Нестеров обращает внимание, что на старте сотрудничества компания ставила перед собой цель не только повысить узнаваемость бренда, но и поднять интерес к российскому футболу в целом – топ-менеджер уверен, что движение в этом направлении идет. 

    «Мы обмениваемся мнениями с РФС и во многом инициируем те или иные совместные активации, – продолжает Нестеров. – Сейчас основная цель для нас – проникновение БЕТСИТИ Кубка России в регионы. В этом сезоне число участников возросло до 99 – добавились любительские клубы, турнир стал по-настоящему народным. Клубы из ФНЛ оба сезона играли в полуфиналах – это успех для популяризации футбола».

    Среди особых опций, которые получил букмекер, – полный эксклюзив в своей спонсорской категории: участники турнира не могут размещать рекламу собственных беттинг-партнеров на стадионе или форме во время матчей Кубка.

    С приходом нового титульного спонсора значительно увеличился и призовой фонд: ранее разыгрывали 9 млн руб., их делили между собой финалисты – 6 млн доставалось победителю. В сезоне 2020/21 г. сумма бонусов выросла до 73,8 млн, в нынешнем розыгрыше распределяют уже 152,8 млн.

    Обладатель трофея заработает 40 млн руб., финалисту гарантировано 10 млн, участники более ранних стадий получают по 2 млн и меньше. Половина суммы призовых – целевые выплаты: эти деньги можно потратить только на развитие детско-юношеского футбола, например на реконструкцию или строительство инфраструктуры, покупку оборудования и т. п. По задумке такая бонусная схема должна дополнительно мотивировать клубы воспринимать турнир как важный, а не второстепенный.

    Бонус в виде прямого попадания в групповой этап Лиги Европы действовал в прошлом сезоне, а в нынешнем потерял актуальность по ходу розыгрыша из-за бана УЕФА. Но клубы – финалисты сезона 2021/22 г. достаточно заряжены и без евроконтекста: для «Спартака» это последний шанс спасти сезон 100-летия клуба после рекордно низкого 10-го места в РПЛ, для «Динамо» – возможность выиграть первый за 27 лет трофей, предыдущим был как раз Кубок России – 1995.

    Угрозой для турнира в сезоне 2022/23 г. может стать новый Кубок РПЛ, за счет которого в российском футболе планируют заполнить паузы, возникшие из-за отстранения от еврокубков и турниров сборных. До 15 июля клубы-инициаторы, среди которых «Динамо» играет ведущую роль, должны провести предварительную работу с потенциальными партнерами, тогда и будет принято окончательное решение. 

    Нестеров считает, что БЕТСИТИ опасаться нечего. В РФС такой проблемы тоже не видят. «Не считаю, что произойдет каннибализация, – отреагировал на вопрос по этой теме Дюков. – Кубок России – второй по значимости турнир в стране, мы не считаем, что ему что-либо угрожает».