«Рейнджерс» — в финале Лиги Европы спустя 14 лет. За это время клуб пережил банкротство и падение в четвертый дивизион
Шотландцы попались на махинациях с налогами и меняли юридическое лицоПо количеству чемпионских титулов, 55, «Рейнджерс» — один из двух самых успешных европейских клубов. Только «Линфилд» из Северной Ирландии чаще выигрывал национальный чемпионат (56 раз), но не был успешен в международных турнирах. Для «Рейнджерс» сегодняшний матч против «Айнтрахта» — шестой еврокубковый финал. В предыдущий раз клуб из Глазго бился за европейский трофей в 2008 г., уступив в решающем матче за Кубок УЕФА «Зениту» (0:2). За эти 14 лет шотландцы побывали на грани исчезновения из профессионального футбола, но преодолели кризис.
Эпоха Адвоката и долги перед налоговой
Крахом для «Рейнджерс» завершилась едва ли не самая благополучная эпоха в истории клуба. С 1988 по 2011 гг. владельцем «Рейнджерс» был магнат Дэвид Мюррей, сделавший состояние на металлургии. Прежде чем стать миллионером, Мюррей пережил страшную автокатастрофу, в которой потерял обе ноги: «Вы вправе говорить, что та авария сконцентрировала всю мою энергию на бизнесе», — говорил владелец «Рейнджерс». В 2005 — 2006 гг. его металлургический концерн Murray International оценивался в 350 млн фунтов и совершал торговый оборот в 550 млн фунтов.
Мюррей пригласил в «Рейнджерс» Дика Адвоката — первого иностранного тренера в истории клуба — и с 1998 по 2002 гг. потратил более 100 млн евро только на трансферы. При этом покупка норвежского форварда Туре-Андре Флу из «Челси» за 18 млн евро в 2000 г. до сих пор остается самой дорогой в истории клуба.
В разных источниках приводятся разные данные об убытках «Рейнджерс», но считается, что именно та эпоха загнала клуб в долги. По некоторым данным, уже в 2003 г., через год после ухода Адвоката, задолженность составляла 52 млн фунтов. При этом сам голландец, впоследствии тренировавший «Зенит» и сборную России, не видел своей вины: «Моя команда стала чемпионом. Поэтому затраты клуба на игроков были оправданными. Последующая продажа футболистов, которых мы приобрели, дала бы большую прибыль», — цитировал тренера BBC.
В мае 2008 г. клуб из Глазго в финале Кубка УЕФА проиграл «Зениту» Адвоката. В 2009-м выяснилось, что Мюррей должен около 25 млн фунтов банку Lloyds (одному из крупнейших в Британии), а еще 50 млн — Министерству финансов Великобритании. Клуб обвинили в уклонении от уплаты налогов, а также использовании пенсионных фондов и офшорных трастов для выплаты зарплат игрокам и сотрудникам.
Согласно схеме Мюррея, значительная часть зарплат в клубе не начислялась напрямую, а переводилась в специально созданные «трастовые фонды выплат» (employee benefit trusts, EBT). Сама по себе эта схема законна. При пенсионном страховании работодатель перечисляет деньги в фонд, откуда сотруднику по запросу выдаются не облагаемые подоходным налогом ссуды. В «Рейнджерс» с 2000 г. более 60 игроков и ста сотрудников получали зарплаты через ссуды, а клуб уходил от налогов. Но как только налоговики смогли доказать, что платежи через EBT привязаны к контрактам, перед Мюрреем возникла угроза суда, и он покинул клуб.
6 мая 2011 г. Мюррей продал контрольный пакет акций клуба бизнесмену Крейгу Уайту за символическую сумму — один фунт. Принадлежавшая Уайту компания Liberty Capital специализировалась на скупке убыточных предприятий и их перепродаже, но привести в порядок дела «Рейнджерс» не получилось. К февралю 2012 г. Уайт ушел, а клуб был передан во внешнее управление. К апрелю 2012 г. долги клуба превысили 100 млн фунтов, из них 93 млн составляла задолженность перед налоговой службой Великобритании. Только при Уайте «Рейнджерс» за год накопил 9 млн долгов, а сам владелец отметился в скандале с махинациями — для погашения кредита Lloyds Уайт заложил будущую выручку от клубных абонементов «Рейнджерс» на четыре следующих сезона лондонской компании Ticketus.
В июле 2012 г. по итогам заседания Шотландской футбольной лиги «Рейнджерс» опустился в четвертый по силам дивизион страны — низший на профессиональном уровне. За это решение проголосовали 10 из 11 клубов высшего дивизиона (воздержался «Хайберниан»). Клуб не лишился профессионального статуса и сохранил титулы, но 31 октября 2012 г. был ликвидирован как юридическое лицо. Это была низшая точка падения.
«Вы можете себе представить, что в Испании проголосуют за понижение «Реала» или «Барселоны» в Сегунду B или C?» — задавался риторическим вопросом английский тренер Марк Уорбертон, при котором «Рейнджерс» вернулся в элитный дивизион в 2016-м.
Троллинг от «Селтика», чемпионский дебют Джеррарда и возвращение мощи
В «Рейнджерс» остались главный тренер Алли Маккойст, капитан Ли Маккалох и вице-капитан Ли Уоллас. За два года команда преодолела два дивизиона. Лигу 1 (третий по силам шотландский дивизион) «Рейнджерс» выиграл без единого поражения, а также с 39 очками отрыва от ближайшего преследователя.
Понижение позволило «Рейнджерс» стать единственным шотландским клубом, выигравшим все возможные трофеи внутри страны. О еще одном возможном рекорде рассказал глава клуба болельщиков «Рейнджерс» Джим Боуман: «Думаю, теперь я побывал на каждом стадионе в стране».
Путь из Чемпионшипа — последнего барьера к возвращению в шотландскую Премьер-лигу — растянулся на два сезона. При этом весной 2016 г., еще в статусе представителя Чемпионшипа, «Рейнджерс» удалось дойти до финала Кубка Шотландии. В полуфинале команда прошла в серии пенальти чемпиона и своего самого принципиального соперника — «Селтик».
Жизнь в низших лигах оздоровила «Рейнджерс». К декабрю 2012 г. клуб получил 22 млн фунтов в результате продажи акций на AIM — альтернативной площадке Лондонской фондовой биржи. В сезоне 2012/13 «Рейнджерс» продал 37 890 сезонных абонементов — лишь три клуба по всей Великобритании продали больше.
В то же время экономику шотландской премьер-лиги падение «Рейнджерс» пошатнуло. Средняя посещаемость матчей снизилась с 14 000 (сезон 2011/12) до 9700 (сезон 2014/15), даже «Селтик» стал собирать дома в среднем 45 000 зрителей вместо 51 000.
Несмотря на это, фанаты «Селтика» продолжали троллить принципиального соперника. С этими целями в январе 2015 г. перед очным матчем в Кубке лиги они выкупили страницу в местной газете и в ироничном анонсе предстоящей игры припомнили «Рейнджерс» смену юрлица в 2012-м. Они настаивали на том, что встреча станет первой в истории противостояния двух команд: «Мы с сожалением констатируем, что определение «Старая фирма», применявшееся по отношению к матчам нашего клуба с «Рейнджерс» с 1872 г., изжило себя, — написали фанаты «Селтика». — Через неделю мы будем поддерживать команду в обычном матче против нового клуба, который был основан в 2012 г.».
На пути «Рейнджерс» даже после возвращения в элиту еще были репутационные провалы вроде вылета из квалификации Лиги Европы от люксембургской команды «Прогрес» в 2017 г. Для соперника «Рейнджерс» это была первая в истории победа в еврокубках. Тем не менее, в 2021-м клуб взял первый титул за десять лет. К этому моменту в Глазго работал Стивен Джеррард — в его тренерской карьере это был первый крупный успех. Сезон 2020/21 проходил с ковидными ограничениями, но это не помешало болельщикам массово отметить трофей. В день мартовской игры с «Сент-Мирреном», когда исход чемпионской гонки с «Селтиком» был предрешен, полиция совершила 28 задержаний.
О том, что клуб вернул себе не только титулы, но и влияние в шотландском футболе, говорит история нынешнего президента Дугласа Парка, который начинал с того, что в 2015 г. вместе со своими партнерами приобрел 19,5% акций клуба. Парку принадлежит автомобильный бизнес Parks of Hamilton, и в нынешнем сезоне это привело к конфликту клуба с автокомпанией Cinch — титульным спонсором шотландской Премьер-лиги. В «Рейнджерс» отказались выходить на матчи с нашивкой Cinch на рукавах, предоставлять футболистов для вручения приза лучшему игроку матча (спонсорская активация) и размещать логотип компании на рекламных щитах стадиона. Свое право клуб отстоял через суд.
Самый прибыльный матч в истории
Сегодня «Рейнджерс» сыграет в финале Лиги Европы против «Айнтрахта». «Победа в Севилье станет самым прибыльным матчем в истории клуба», — сказал Киран Магуайр, академик Ливерпульского университета и автор книги «Цена футбола», отметив, что доходы «Селтика» в 2018 г., когда принципиальные соперники «Рейнджерс» в последний раз добирались до группового этапа, превысили 101 млн фунтов.
За победу в Лиге Европы «Рейнджерс» может заработать более 40 млн евро призовых от Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА). Сейчас команда уже заработала 22,6 млн евро. Победа в финале оценивается в 4 млн евро, но еще 3,5 млн принесет участие в матче за Суперкубок УЕФА против победителя Лиги чемпионов (победа принесет дополнительный миллион).
Кроме того, победитель Лиги Европы проведет следующий сезон в Лиге чемпионов, и это еще одна прибавка в клубный бюджет: только за участие в групповом турнире можно получить 15,6 млн евро, а каждая победа принесет дополнительно по 2,8 млн евро. Еще часть бонусов «Рейнджерс» получит из доли в рыночном пуле УЕФА: в этом сезоне фонд вещания для участников Лиги Европы составляет около 139,5 млн евро и будет распределен среди всех участников турнира. Для сравнения, рыночный пул Лиги чемпионов, где шотландцы могут сыграть в следующем сезоне, оценивается более чем в 300 млн евро.
Нынешний главный тренер «Рейнджерс» Джованни ван Бронкхорст был подписан клубом из Глазго за 7,5 млн евро у «Фейеноорда» и играл за команду из Глазго при Адвокате — именно в те времена, когда денег на игроков не жалели (справедливости ради, на трансфере ван Бронкхорста удалось заработать за счет продажи в «Арсенал» за 13,5 млн евро). Еще два игрока нынешнего состава, вратарь Аллан Макгрегор и полузащитник Стивен Дэвис, застали сезон 2007/08, причем Дэвис играл в том самом финале Кубка УЕФА с «Зенитом» и даже создал голевой момент.
Даже самый прибыльный матч вряд ли позволит «Рейнджерс» покрыть все прошлые долги, но будет символично, если хотя бы часть эмоций болельщикам вернут те, кто застал самую неприглядную эпоху в летописи клуба.