Как Унаи Эмери работал в «Спартаке» — хороший контракт, конфликт с Карпиным и увольнение под аплодисменты
Футболисты вспоминают о нем с благодарностьюУнаи Эмери является одним из главных героев текущего розыгрыша Лиги чемпионов. Вместе с «Вильярреалом» испанский специалист выбил в 1/8 финала «Ювентус», а в 1/4 финала — «Баварию». В полуфинале команда из пригорода Валенсии встретится с «Ливерпулем». Тренер английского клуба Юрген Клопп не скрывает своего восхищения Эмери, недавно он назвал его «кубковым королем». Такое звание абсолютно оправдано — на счету Эмери четыре победы в Лиги Европы (три — с «Севильей» и одна — с «Вильярреалом»), он является самым титулованным тренером в истории турнира.
Сейчас уже верится с трудом, но до работы с испанскими топ-клубами, до приглашения в ПСЖ и лондонский «Арсенал» Эмери полгода (июнь-ноябрь 2012 г.) возглавлял московский «Спартак». До сих этот период карьеры является одним из самых неудачных для Унаи. «Ведомости. Спорт» вспоминает, почему у талантливого тренера не получилось в Москве.
«Могу получить позитивный опыт в России»
Приглашение Эмери в «Спартак» было амбициозной задачей. После работы со скромными «Лоркой Депортиво» и «Альмерией» Унаи создал крепкую «Валенсию» — она была первой в чемпионате после недосягаемых «Барселоны» и «Реала». Валенсийцы прекрасно чувствовали себя в финансовом плане — продажи Давида Вильи, Давида Сильвы и Хуана Маты укрепили бюджет. «Спартак» же перед назначением Унаи выдал крайне нестабильный сезон — после пяти первых туров команда шла последней в таблице, в Лиге Европы разгромила «Аякс», но затем крупно уступила «Порту», в Кубке России прошла «Зенит», но вылетела от «Волги». В итоге «Спартак» все-таки смог занять второе место и попасть в квалификацию Лиги чемпионов, однако Валерий Карпин решил уйти с поста главного тренера и сосредоточиться на административной деятельности в клубе.
Кандидатуру Эмери предложил спортивный директор «Спартака» Дмитрий Попов, игравший вместе с ним в испанском «Толедо». Карпин был знаком с Эмери по совместным выступлениям за «Реал Сосьедад», он поддержал этот выбор, связался с агентом Унаи, и уже в конце весны 2012 г. стороны пришли к соглашению.
«Предложение из России было самым интересным, хотя были варианты из Турции, Греции и Португалии. В профессиональном плане я могу получить очень позитивный опыт, — отмечал Эмери после назначения. — В России уже работал один испанский тренер — Хуанде Рамос в 2009 г. в московском ЦСКА. К тому же, в тренерском штабе «Спартака» есть Карпин и Попов, которых я знаю по выступлениям в Испании». По данным As, зарплата Эмери после переезда в Россию выросла в два раза и составила около 2,4 млн евро в год.
Из Испании Эмери привез своего помощника Хуана Хосе Виллу и двух аналитиков — Микеля Хауреги и Хуана Карседо. Все они поселились на базе. «Семья осталась в Испании, а на базе есть все, чтобы чувствовать себя комфортно. Считаю Тарасовку своим домом, — объяснял испанец. — Думаю, поселившись в Москве, пришлось бы ежедневно тратить три-четыре часа, чтобы сквозь пробки добраться сюда и потом вернуться обратно». Впоследствии именно затворнический образ жизни и недостаток общения с русскими назовут одной из причин провала Эмери в «Спартаке».
Уже в межсезонье футболисты начали отмечать нестандартный подход нового наставника к тренировкам, небывалую интенсивность занятий под его руководством. Особенно ярко откликался Артем Дзюба, который в итоге произнесет в адрес Эмери знаменитое «тренеришка». «Потрясающее настроение, — восхищался Дзюба. — Нам тренер говорит, чтобы всегда был позитив. Я это приветствую, как и многие ребята, поэтому очень доволен, что все на позитиве. Предсезонная подготовка от Эмери очень отличается. Это человек, который очень много внимания уделяет всему — и стандартам, и аутам. Очень интересно. Все у него расписано прям до деталей».
Увольнение под аплодисменты
Первые результаты при Эмери также соответствовали высоким ожиданиям. В трех стартовых турах чемпионата «красно-белые» обыграли «Аланию» (2:1), «Волгу» (2:1), разгромили «Динамо» (4:0), а в квалификации Лиги чемпионов разобрались с турецким «Фенербахче» (2:1 дома и 1:1 в гостях) и вышли в групповой раунд. Как отмечал помощник Эмери в «Спартаке» Микель Хауреги, в России Эмери подтвердил свою репутацию футбольного гика — он в обязательном порядке просматривал шесть или семь последних матчей будущего соперника, вместе с тренерским штабом отдельно разбирал особенности игры соперника в атаке, обороне и в центре поля, а также монтировал видео про самых опасных футболистов противника.
На этом фоне даже разгромное поражение от «Зенита» (0:5) в четвертом туре не казалось большой проблемой, тем более уже в следующем матче коллектив Эмери победил «Рубин» (2:1). На групповом этапе Лиги чемпионов «Спартаку» попалась непростая группа с «Барселоной», «Бенфикой» и «Селтиком». Надежда финишировать на второй строчке растаяла после поражений в первых двух матчах, в итоге набрать очки удалось лишь в одной встрече — в третьем туре была повержена «Бенфика» (2:1). Показательны два матча с «Барселоной». Если в первой игре в сентябре, «Спартак» выглядел заряженным и даже в какой-то момент вел 2:1 на «Камп Ноу» (игра завершилась 2:3), то в ответном ноябрьском матче в Москве «красно-белые» смотрелись пассивно и элементарно не могли отобрать мяч у каталонцев — 0:3.
В чемпионате России первый круг команда закончила четвертой, отставая от лидирующего ЦСКА на восемь очков, а от «Зенита» — на шесть. «Первым кругом в принципе доволен, хотя не хватает одной-двух побед. Но мы движемся в верном направлении», — отмечал Эмери 11 ноября, пока не догадываясь, что через две недели будет уволен. Эти две недели и решили будущее испанца в «Спартаке» — безвольная игра с «Барселоной», неожиданная ничья с «Волгой» (1:1) и разгромное домашнее поражение от «Динамо» (1:5) подвели черту.
В 2020 г. запасной вратарь «красно-белых» Сергей Чернышук в открытом письме на Sports.ru так описал атмосферу в раздевалке после проигранного дерби. «Эмери стоял очень бледный, пришли Карпин с [бывшим гендиректором «Спартака» Романом] Асхабадзе и довольно буднично объявили: «Результаты команды не устраивают. Руководство приняло решение сместить главного тренера. Спасибо за работу». Эмери стоял, понурив голову, и не знал, куда деть взгляд. Когда услышал решение руководства, покачал головой (типа «окей, согласен») и быстро вышел».
На пресс-конференции Эмери так и не появился, вместо с него к журналистам пришел Карпин, который под аплодисменты рассказал об увольнении и о том, что до конца сезона будет сам тренировать команду. Тот сезон «красно-белые» завершили четвертыми.
«В «Спартаке» он работал неуклюже»
Зимой 2017 г. вместе с испанским журналистом Романом Молиной тренер выпустил автобиографию «Унаи Эмери: Маэстро», в которой 7 из 192 страниц посвящены работе в «Спартаке». Двумя основными претензиями к руководству Эмери назвал отсутствие обещанных трансферов и отсутствие поддержки.
«Я начал чувствовать себя в полном одиночестве. Карпин не оказывал мне ни малейшей помощи. Однажды он устроил собрание и начал нападать на мой штаб. Я вступился за помощников и спросил его, зачем он это делает. С тех пор у нас пошел серьезный разлад. С одной стороны был Карпин, делавший все, чтобы сделать мою жизнь невыносимой. С другой — Дзюба, настраивавший против меня игроков и журналистов, как только он начинал получать меньше игрового времени. Я оказался один и не имел возможности что-либо предпринять», — написал Эмери.
«Он даже в этом случае не может признать, что претензии были именно к нему, а не к тренерскому штабу в целом, — ответил Карпин в интервью «Спорт-Экспрессу». — И это даже не конфликт, и не атака, как он выражается. Унаи заявил на этом совещании, что питание на базе в Тарасовке не такое, как в Испании. В частности, даже нет такого хлеба, как в Испании. На это в ответ от меня, если переводить с испанского на русский, он услышал: «Ты что, офигел?» Это дословная цитата. Вот и вся атака. Еще раз — на каждое замечание или претензию Эмери у меня есть аргументированный, на сто процентов правдивый ответ. Когда-нибудь я все-таки напишу книгу».
В подготовке главы о «Спартаке» поучаствовал Дмитрий Попов, который объяснил неудачу своего испанского товарища в России чрезмерной интеллигентностью: «В «Спартаке» он работал неуклюже, но, уверен, научился на собственных ошибках. Думаю, он один из лучших во всем, что касается тренировочного процесса, методики работы, тактических вещей. Но он потерял контроль над раздевалкой, и я указывал ему на это несколько раз». Попов вспомнил, что однажды двух иностранных футболистов заметили рано утром у гостиницы в компании девушек. Эмери настоял, чтобы с игроками просто поговорили, а не наказывали их. «Если ты позволяешь игрокам подобное, они начинают вести себя иначе», — пояснил Попов.
Помощник Эмери в «Спартаке» Микель Хауреги согласен, что важной причиной провала в России стали различия в менталитете. «Мы должны были привыкнуть к особенностям футбола в России, к методам здешней работы, — рассказывал специалист. — Для этого нам было необходимо выучить русский язык. Мы пытались, но это было очень сложно. Мы сильно ошиблись в том, что не стали приспосабливаться к культурной разнице, к местному способу делать какие-то вещи. Мы привыкли, например, прибегать к помощи видео и работать в одно время суток, а у них не так. Мы должны были переходить к нашим способам работы мелкими шажками».
Экс-хавбек «Спартак» Эмин Махмудов в разговоре со Sport24 рассказал, что Эмери пытался перестроить игру «Спартаке» с оборонительной на атакующую тактику, но для этого ему не хватало авторитета в команде. «В какой-то момент ему нужно было быть пожестче. Все европейцы в первую очередь полагаются на профессионализм игрока. А у нас на постсоветском пространстве такое не прокатит — нужно постоянно следить, не давать расслабляться. Эмери прощал почти все штрафы — за опоздания, за лишний вес. А удары по карману для футболиста, как правило, самые запоминающиеся», — отметил футболист.
Кроме Дзюбы, ни один игрок «Спартака», работавший с Эмери, впоследствии не вспоминал о нем плохим словом. Евгений Макеев, например, рассказывал, что при Унаи футболисты впервые в своей жизни начали нормально наигрывать выход из обороны. Дмитрий Комбаров с восторгом делился мотивационными методами испанца — в частности, перед каждым матчем он настраивал подопечных, что они уже победили в предстоящей встрече, такое практиковалось даже перед играми с «Барселоной». В «Спартаке» тоже на Эмери не в обиде — SMM-специалисты поздравляли тренера с каждой победой в Лиге Европы.
Даже интересно, чего бы достиг Эмери в России, если бы ему дали время освоиться и поработать подольше?