Разделение ЦСКА и перенос игр в Сочи. Как прошел последний чемпионат России с 18 командами

    Премьер-лигу хотят расширить спустя 25 лет
    «Спартак» после чемпионского матча с «Ротором» 9 ноября 1997 г.
    «Спартак» после чемпионского матча с «Ротором» 9 ноября 1997 г. /Дмитрий Рогулин / ТАСС

    Клубы Российской премьер-лиги (РПЛ) на рабочем собрании 28 февраля подняли вопрос о расширении чемпионата с 16 до 18 команд со следующего сезона. Идею поддержал Валерий Карпин. Главный тренер сборной России выразил опасение, что на фоне возможного отстранения российских клубов от еврокубков 30 туров может оказаться недостаточно для поддержания соревновательной практики.

    Чемпионат России с 18 участниками проводился трижды — в 1993-м, 1996-м и 1997-м гг. Турнир тогда носил название Высшая лига. «Ведомости. Спорт» вспоминает подробности последнего на данный момент «широкоформатного» сезона — чемпионата 1997 г.

    История вопроса

    Формат чемпионата России менялся от года к году: 20 команд в 1992-м, 18 – в 1993-м, 16 – в 1994-м и 1995-м, снова 18 – в 1996-м и 1997-м.

    Расширение в середине 90-х продавили региональные клубы, собравшие большинство (против пяти представителей Москвы) на совете Профессиональной футбольной лиги (ПФЛ). Эта организация, которой руководил президент «Динамо» Николай Толстых, отвечала за проведение чемпионата и в 1994 – 1995 гг. анонсировала введение обязательного лицензирования перед сезоном 1997 г. Клубы использовали это решение как аргумент для расширения чемпионата, чтобы оставаться в Высшей лиге и привлекать таким образом внимание спонсоров.

    Вслед за советом ПФЛ решение утвердил исполком РФС. Николаю Толстых удалось лишь отсрочить расширение на год: в регламенте на сезон-1995 уже было 16 команд, поэтому Высшая лига вновь подросла только к сезону-1996. Элитный дивизион покинуло «Динамо-Газовик», а из первой лиги поднялись «Лада», «Балтика» и «Зенит».

    Титульный спонсор

    Турнир проходил под официальным названием Stimorol чемпионат России. Контракт с производителем жевательной резинки действовал с 1995-го по 1997-й гг. По условиям договора, титульный спонсор получал изображение торговой марки на официальном логотипе чемпионата, наибольшее количество рекламных щитов на всех матчах турнира и льготы при телерекламе в матчах. Издание «Коммерсантъ» писало, что для Stimorol это была самая крупная рекламная акция в России — она обошлась в $9 млн. К сезону-1998 титульным спонсором чемпионата России стала компания Pepsi.

    В названии Кубка России фигурировали торговые марки Magna и Mobil1. Точных цифр контрактов нет. Портал «Чемпионат» оценивал сделки того времени о титульном спонсорстве в $1,5-2 млн в год.

    Легионеры

    Если не считать футболистов из бывших союзных республик, в заявках 18 команд на сезон суммарно набралось 11 легионеров — из Бразилии, Нигерии, Македонии, Болгарии, Иордании и Сирии. Российский гегемон 90-х «Спартак» выиграл предыдущий чемпионат на 100% отечественным составом и только после этого позволил себе подписание единственного легионера — бразильца Робсона.

    Больше всего футболистов из дальнего зарубежья, пять, оказалось в составе «Торпедо» — ими были бразильцы Леонидас, Самарони и Карлос, македонец Фикрет Аломерович и нигериец Августин Эгуавон. В 1998-м г. Эгуавон стал единственным представителем российского первенства, который принял участие в чемпионате мира.

    Разделение ЦСКА

    Главным тренером и президентом футбольного ЦСКА был Александр Тарханов, а в Министерстве обороны команду курировал полковник Александр Барановский. В январе 1997 г. документы на лицензирование в ПФЛ поступили как от Тарханова, так и от Барановского: оба хотели заявить на сезон команды под названием ЦСКА.

    Конфликт произошел из-за армейских спортивных сооружений — стадиона на Песчаной улице и манежа: «Я всегда настаивал, чтобы они принадлежали футболу, а не каким-то коммерческим структурам. Поняв, что от своего я не отступлюсь, Барановский решил от меня просто избавиться, доложив в министерство обороны, будто Тарханов собирается присвоить себе эти сооружения, хотя самим Барановским они уже давно либо проданы, либо сданы в аренду», — говорил Тарханов.

    В итоге ЦСКА возглавил Павел Садырин, а Тарханов ушел в «Торпедо-Лужники» и увел за собой Дениса Машкарина, Андрея Гашкина, Августина Эгуавона, Эдгараса Янкаускаса, Самарони, а также Дмитрия Хохлова, у которых не оказалось действующих контрактов с ЦСКА. Обе команды провалили сезон: «Торпедо-Лужники» оказалось на 11-м месте, армейцы заняли 12-е.

    Главный тренер ЦСКА Павел Садырин наблюдает за игрой ЦСКА (Москва) — «Жемчужина» (Сочи) 5 апреля 1997 г.
    Главный тренер ЦСКА Павел Садырин наблюдает за игрой ЦСКА (Москва) — «Жемчужина» (Сочи) 5 апреля 1997 г. /Игорь Уткин / ТАСС

    Игры в Сочи

    Регламент ПФЛ обязывал команды оборудовать поля системами подогрева. К первому туру сезона-1997 требования не успели выполнить сразу три участника Высшей лиги. В итоге сразу четыре из девяти стартовых матчей сезона состоялись в Сочи. Все началось с по-настоящему домашнего матча местной «Жемчужины» против «Спартака». Южане уступили действующему чемпиону со счетом 0:1 при равной игре, что дало повод их главному тренеру Арсену Найденову назвать «Спартак» «средненькой командой».

    После этого на сочинской арене состоялись три матча за день. Ни в одном из них номинальные хозяева не смогли справиться с гостями. «Ротор» сыграл вничью 1:1 с «Черноморцем», «Тюмень» со счетом 0:1 уступила «Ростсельмашу», а «Факел» — «Зениту». К последнему матчу стадион превратился из футбольного в водный. Встреча прошла на газоне, который был не только разбит, но и затоплен. Воронежцы и петербуржцы играли под тропическим ливнем, а мяч постоянно застревал в лужах.

    Передача свистка Валерию Газзаеву

    31 мая, в концовке матча между «Аланией» и «Ротором» во Владикавказе, арбитр Сергей Хусаинов в ответ на постоянные претензии Валерия Газзаева подошел к главному тренеру хозяев и протянул ему свисток. Казалось, что Хусаинов предлагал Газзаеву отработать арбитром самому, а тренер опешил и признал правоту судьи. В 2020-м Хусаинов рассказывал, что на самом деле совершил этот поступок, чтобы затянуть время и помочь «Алании» довести игру до победы. Хозяева выиграли со счетом 3:2.

    «Надо было помочь «Алании» в той игре. Так вот, даю свисток и слышу от Газзаева: «Серега, ну что такое? Дай поиграть». А мне же надо продлить паузу, чтобы «Алания» доиграла до победы. И иду медленно к Газзаеву, снимаю свисток и шепотом ему говорю: «Валерий Георгиевич, пока мяч поставят, пока его пробьют — время уже заканчивается». Отвечает: «Серега, я все понял», — рассказывал Хусаинов в интервью ТНВ.

    Главный тренер «Алании» Валерий Газаев в мае 1997 г.
    Главный тренер «Алании» Валерий Газаев в мае 1997 г. /Игорь Уткин / ТАСС

    «Золотой матч» в последнем туре

    К заключительному, 34-му, туру «Спартак» — на тот момент победитель четырех из пяти чемпионатов России — лидировал в таблице с 70-ю очками. У идущего вторым «Ротора» было 68 баллов. Волгоградский клуб был одним из самых крепких в 90-е — проходил «Манчестер Юнайтед» в Кубке УЕФА осенью 1995 г. и располагал бомбардиром Олегом Веретенниковым. В матче 25-го тура с «Локомотивом» он первым пробил отметку в 100 мячей в Высшей лиге, а его рекорд по общему количеству мячей в российских чемпионатах (143) держался с 2002-го по 2021-й гг. и был побит Артемом Дзюбой только прошлой осенью.

    Календарь свел команды в последнем туре в Волгограде. Победа принесла бы «Ротору» первый в истории чемпионский титул. Песня We are the champions звучала на стадионе перед игрой, и это оказалось плохой приметой. Хозяева создали несколько опасных моментов в первом тайме, но так и не смогли забить. В итоге «Спартак» победил со счетом 2:0 благодаря голам Валерия Кечинова на 72-й минуте и Александра Ширко на 78-й.

    «Спартак» регулярно играл в Лиге чемпионов, но при этом из-за низкого положения России в таблице коэффициентов УЕФА регулярно отбирался в этот турнир через стадию квалификации. В 1997-м красно-белые не прошли словацкий «Кошице» и поэтому вместо Лиги чемпионов выступали в Кубке УЕФА, где весной 1998-го дошли до полуфинала. До сегодняшнего дня это главное достижение «Спартака» в еврокубках.

    Открытие «Лужников» и два «Торпедо»

    Из одного московского клуба все же образовалось два. В 1997 г. «Торпедо-Лужники» переехало на стадион «Лужники», перестроенный к 850-летнему юбилею Москвы. В матче открытия арены, приуроченном к столетию отечественного футбола, сборная России со счетом 0:2 уступила сборной мира. За команду, состав которой набирала ФИФА, во втором тайме забили француз Юри Джоркаефф и испанец Юлен Герреро.

    На стадионе на Восточной улице, где «Торпедо» выступало раньше, стала играть новообразованная команда «Торпедо-ЗиЛ». Этот клуб был создан при заводе имени Лихачева после передачи прежнего «Торпедо» «Лужникам» и впоследствии дошел до Премьер-лиги, где выступал уже как «Торпедо-Металлург» и ФК «Москва». Под этим названием клуб завершил существование в начале 2010 г.

    Фанаты против ОМОНа

    Фанатские побоища были печальным, но неотъемлемым атрибутом эпохи 90-х в российском футболе. Главные столкновения в 1997-м произошли с участием активной группы поддержки «Спартака». В августе красно-белые пошли стенка на стенку с фанатами «Зенита» на Щелковском шоссе в Москве.

    Самое масштабное столкновение произошло в октябре в Нижнем Новгороде. Спровоцированные местными болельщиками спартаковцы попытались ответить и были жестоко избиты омоновцами. Погасить конфликт удалось лишь после того, как к трибуне отправился главный тренер «Спартака» Олег Романцев. Уголовное дело по факту неправомерных действий ОМОНа не получило развития. При этом волжский город получил в фанатской среде прозвище «Омоновск-сити».

    Еще одна история, передающая дух эпохи, произошла с тремя фанатами «Ростсельмаша» и попала в эфир телепередачи «Футбольный клуб». Болельщики донского клуба преодолели 918 км до Тулы на кубковый матч против «Арсенала» на электричках и грузовых поездах, но оказались не готовы к тому, что на стадионе их отправят в кассу за билетами. Гостевых фанатов обычно пропускали на стадион бесплатно, иногда за счет содействия их любимых команд. Но в этот раз трех фанатов не подпустили к представителям «Ростсельмаша», чтобы решить вопрос.

    Вылет аутсайдеров: снятие шести очков с «КАМАЗа-Чаллы»

    1997-й стал последним в Высшей лиге для «КАМАЗа-Чаллы» — под таким названием клуб из Набережных Челнов выступал с 1995-го по 2000-й гг. Высшей точкой развития для этой команды стал предыдущий сезон. В 1996-м они едва не пробились в финал Кубка Интертото, где обыграли дома французский «Генгам» со счетом 2:0, но крупно уступили на выезде. На этот раз ПФЛ по ходу второго круга сняла с «КАМАЗа-Чаллы» шесть очков за несвоевременные расчеты с «Балтикой» по переходу белорусского футболиста Юрия Шуканова. В итоге челнинцы первыми вылетели из Высшей лиги в сезоне-1997.

    В первый дивизион отправились также воронежский «Факел» и нижегородский «Локомотив», которые впоследствии еще возвращались в элиту. Вылет воронежцев удивил, поскольку команда стала неофициальным чемпионом «предсезонки», выиграв все матчи на сборах. Главный тренер «Локомотива» Валерий Овчинников в свойственном себе экстравагантном стиле подошел к выбору состава на последний, уже ничего не решавший матч против «Зенита». «В раздевалке перед игрой он подкинул к потолку 11 маек и сказал: «Кто поймает, тот в составе», — вспоминал вратарь Дмитрий Гончаров.

    P.S. Места трех вылетевших команд занял один коллектив — элистинский «Уралан», победивший в первой лиге. К новому сезону для команд Высшего дивизиона, в который была переименована Высшая лига, установили финансовое требование. В бюджете на сезон необходимо было заложить минимальную сумму в размере $3 млн. Вылетевший нижегородский «Локомотив» перед сезоном-1998 набрал $1,5 млн. «Факелу» с «КАМАЗом-Чаллы», как и другим участникам первой лиги, также не хватило средств для участия в элитном дивизионе. Таким образом, вопрос о проведении турнира с 18 командами отпал сам собой. После дефолта 1998 г. он тем более не поднимался.