Новый партнер «Спартака» работает со всеми топ-лигами. С его помощью болельщики могут влиять на клубы
Платформа Socios.com, основанная на блокчейне, быстро становится источником выручкиКриптовалютный бум добрался и до спортивной индустрии. Один из самых заметных игроков – компания Socios.com. Она работает на базе собственной криптовалюты Chillz и активно сотрудничает с мировыми топ-клубами. Обладатели фан-токенов могут участвовать в голосованиях и влиять на происходящее с командой и вокруг нее.
Socios.com еще в 2020-м разделили $30 млн прибыли и все время растут
Лист партнеров Socios.com впечатляет: «Барселона», «Ювентус», «ПСЖ», «Милан», «Рома», «Атлетико», «Манчестер Сити» и другие – уже больше 30 футбольных клубов. Последнее громкое пополнение – «Спартак»: первый, кто выпустил фан-токены в РПЛ. Кроме того, Socios.com уже вовлечены в киберспорт (сотрудничают в том числе с одной из самых успешных команд NAVI), единоборства (работают с крупнейшим промоушеном UFC, чьи токены появятся в продаже в июне 2021 г), автоспорт (в деле — британская гоночная команда «Астон Мартин»).
Под слоганом «Будь больше, чем просто фанатом» Socios.com предлагает пользователю влиять на происходящее в клубе или организации, чьи фан-токены он покупает. В приложении нужно сначала приобрести внутреннюю валюту Chillz ($CHZ), а затем уже со своего счета расплатиться за токены. Весной 2021 г. цена $CHZ заметно выросла и колебалась в районе 38 руб. Сейчас показатели несколько скромнее — около 20 руб, но курс постоянно меняется.
Криптовалюта стала востребованной после размещения фан-токенов Socios.com на Binance, одной из крупнейших бирж этой отрасли. Binance – стратегический партнер Chiliz, уточнил директор сервиса в России Глеб Костарев для «Ведомости. Спорта»: «Binance поддерживает проект как ранний инвестор, а в конце 2020 г. мы усилили сотрудничество за счет дополнительных инвестиций в область финтеха и спорта. Ведь традиционные виды спорта находят очень большой отклик в криптосфере».
В начале марта 2021 г. руководитель Socios.com Александр Дрейфус заявил, что компания планирует вложить $50 млн в развитие на американском рынке, а в мае он анонсировал скорое открытие офиса в Мадриде и $20-30 млн инвестиций в испанскую экспансию.
Старт в европейском футболе позволил проекту выйти на самоокупаемость. Платформу компания создала на средства, привлеченные благодаря раннему раунду инвестиций (как раз тогда в создании поучаствовал и Binance), дальше проект развивается благодаря реинвестированию прибыли. Продажа токенов генерирует существенную прибыль: например, реализация токенов итальянского «Милана» принесла более $6 млн за первый день.
Детали разделения прибыли между компанией и клубами-партнерами не раскрывают, но представители сервиса подчеркивают, что это направление может стать новым заметным источником выручки для спортивных организаций. Дрейфус приводил в пример переговоры с топ-клубами из одной страны: один из них отказался начинать сотрудничество, так как хотел стартового лицензионного платежа в $500 тысяч, а сервис предлагал $300 тысяч. В итоге на своих условиях Socios.com договорились с конкурентом и уже после первичной продажи токенов выплатили новому партнеру более $2,5 млн как его долю.
Руководитель проекта говорил, что в 2020 г. компания разделила с партнерами более $30 млн долларов.
Один из первых киберпартнеров сервиса, команда NAVI, подписал двухлетний контракт с автопродлением еще на год, если обе стороны будут довольны сотрудничеством. «Мы получили токен $NAVI на платформе Socios, а наши фанаты – инструмент влияния на жизнь клуба, – говорил директор по маркетингу NAVI Александр Павленко в интервью «Ведомости. Спорту». – 300 тысяч токенов при размещении полностью распродали за две недели. Мы получили значительную долю после первичной продажи, а далее получаем от Socios.com ежеквартальные платежи в зависимости от объема торгов наших токенов».
Искать партнеров помогает россиянин – бывший сотрудник «Зенита». Активнее всех экспериментируют в Турции
Влияние на происходящее в клубах, которое продает Socios.com – это важные, но все же не чисто спортивные вопросы. Например, «Ювентус» голосованием среди владельцев фан-токенов выбирал, какую музыку включать на своем стадионе после забитого мяча и каким будет дизайн нового автобуса, «Барселона» и «Милан» определили девиз для командной раздевалки, а «Рома» с помощью Socios переименовала тренировочное поле в честь легенды клуба.
Самый яркий пример чисто футбольного решения – в октябре 2020 г. кипрский «Аполлон» дал владельцам фан-токенов право выбрать состав на товарищеский матч, команда выиграла его у «Ариса» из второго по силе дивизиона со счетом 6:0.
Искать новых партнеров Socios.com помогает россиянин Олег Деричев – он с семьей переехал на Мальту, когда проект еще находился на стадии стартапа без запущенного продукта. До того Олег почти семь лет работал в спонсорском отделе футбольного клуба «Зенит» – в конце 2018 г. он сам предложил свои услуги Socios.com, а в феврале 2019 г. присоединился к недавно запустившейся компании.
«Первое время общаться с клубами было сложнее, потому что у нас не было самой платформы и опыта продажи фан-токенов, – рассказывал Деричев «Ведомости. Спорту». – Нам было сложно предсказать, каким спросом это будет пользоваться, конверсия была невысокой. С тех пор наша позиция изменилась: на старте было важно заключить первые соглашения, чтобы набраться боевого опыта, а сейчас мы четче определяем стратегически приоритетные рынки».
Деричев подчеркивает главное отличие Socios.com от традиционных спонсоров футбольного клуба: у компании нет бизнеса, который нужно было бы продвинуть с помощью другого бренда. Фан-токены и есть то, с помощью чего обе стороны извлекают выгоду: платформа зарабатывает на новых пользователях, а клуб дополнительно вовлекает свою аудиторию.
По словам Деричева, каждое заметное событие – например, партнерство с топ-клубом или появление токенов на сторонних криптобиржах – заметно облегчает дальнейшие переговоры с другими организациями: появляются опыт и данные, растет база пользователей. А с увеличением аудитории растет и доверие к проекту на рынке.
«Партнерство с новым клубом теперь само по себе становится инфоповодом, даже если речь не о команде из топ-лиги, – объяснял Деричев. – Обратной связи чуть ли не больше, чем когда мы начинали работать с мадридским «Атлетико» или «Ромой». В соглашениях сразу прописаны обязательства обеих сторон, в том числе клуба по продвижению сотрудничества и клубных фан-токенов».
В плане отзывчивости и готовности экспериментировать с блокчейн-технологиями руководитель Socios.com Александр Дрейфус особенно выделял Турцию. В числе первых свои фан-токены выпустили четыре ведущих клуба: «Галатасарай», «Истанбул Башакшехир», «Трабзонспор» и «Гезтепе». С точки зрения платформы турецкий рынок идеален, потому что там аудитория открыта к новым технологиям, хорошо осведомлена о работе крипто-сервисов и активно вовлечена в футбол.
Для большинства партнеров сервиса фан-токены – следующий шаг после того, как охвачены традиционные площадки для взаимодействия с аудиторией: клубное приложение, программа лояльности и т.д. Хотя это и не обязательные условия, стартовать на Socios.com можно в любой момент.
В сервисе подчеркивают, что их цель – помочь спортивным организациям с превращением пассивных фанатов (например, из других городов) в активных пользователем. У клубов появляется дополнительный инструмент для монетизации удаленной аудитории.
Для многих футбольных команд запуск токенов – часть глобальной стратегии по привлечению новых болельщиков, считает российский директор Binance, где в том числе размещена криповалюта Chillz.
На рынке есть и другие компании, работающие в этой сфере: например, в начале весны 2021 г. турецкая компания Bitci.com договорилась о создании фан-токенов для испанского «Бетиса», сборной Испании и команды «Макларен» в «Формуле-1». Директор по маркетингу NAVI уточнил для «Ведомости. Спорта», что организация получала и другие предложения из этой сферы, но после переговоров остановилась на Socios.com, так как только у этого сервиса был подтвержденный опыт.
Socios признают: они пока младенцы. Дальше – захват Америки
В интервью «Ведомости. Спорту» Дрейфус признавался, что компания пока находится на младенческой стадии развития: «Мы пока реализовали лишь несколько процентов своего потенциала. Только начали работать в единоборствах и киберспорте, а ведь там как раз очень вовлеченная аудитория, которая изначально заточена под диджитал-активности – идеально для нашего предложения».
Дрейфус подчеркивал, что в ближайших планах компании развитие партнерства с английскими клубами, а также продвижение на американском рынке.
«Наша цель – запуск в НБА, НХЛ, а также МЛБ, НФЛ и МЛС, сейчас идут переговоры и с лигами в целом, и с отдельными франшизами в их составе, – говорил руководитель Socios.com. – Крое того, нам интересны Латинская Америка, и Япония с Кореей – пользователи там уже очень активны. Плюс Россия – страна, где любят спорт, где точно есть большая потенциальная аудитория».
В конце апреля 2021 г. у платформы появился первый хоккейный партнер – клуб НХЛ «Нью-Джерси Девилз». Сейчас среди партнеров компании уже 14 хоккейных клубов. Есть определенные успехи и в других лигах. Так, в НБА у Socios есть контракт с «Лос-Анджелес Лейкерс». Всего же с платформой сотрудничают 26 баскетбольных клубов. А в октябре прошлого года компания вышла на теннисный рынок — запустила фан-токены финала Кубка Дэвиса.
В компании довольны вовлеченностью пользователей – по словам Дрейфуса, в среднем 100 тысяч человек в день совершают какие-то действия на платформе.
«Фан-токены спортивных клубов востребованы среди наших пользователей, мы планируем развивать сотрудничество с Chiliz, – рассказывал представитель криптобиржи Binance Глеб Костарев. – Для нас такое партнерство – еще и инструмент, который помогает влиять на принятие криптовалют многомиллионной аудиторией фанатов спортивных клубов во всем мире».