Триумф Черчесова и военное прошлое. История «Легии», от которой зависит будущее «Спартака» в еврокубках
Решающий матч уже завтра«Легия» – это польский ЦСКА. Команда всегда считалась армейской, а появилась по ходу Первой мировой войны. Летом 1915 г. Варшава, которая больше 100 лет была частью Российской империи, перешла в руки немцев. Еще через год фронт отодвинулся дальше на восток, а из поляков, проживавших на территории Австро-Венгрии, стали формировать части, готовые воевать с Россией. Так появились польские легионы, командиром которых стал Юзеф Пилсудский. Еще до войны он не отличался симпатиями к России и видел в Германии временного союзника. Пилсудский мечтал о независимости Польши – страна получила ее в 1918 г., а Пилсудский был избран первым президентом молодой республики.
Но пока шла Первая мировая, польские легионы оставались лояльными Германии и Австро-Венгрии, поэтому их отправляли на ответственные участки фронта. В одной из таких частей в 1916 г. появилась футбольная команда. Ее основателем считается прапорщик Зигмунт Вассераб, бывший игрок «Погони» из города Стрый в Галиции. Команду назвали «Дружина», но позже за ней закрепилось имя «Легия». В качестве эмблемы использовалась буква L – ею же маркировали обмундирование польских частей.
Поначалу «Легия» играла на территории нынешней Украины: во время войны все встречи были товарищескими, и в основном полякам противостояли немцы, австрийцы и венгры – команды других союзных частей.
В 1916 г. началось масштабное наступление русской армии на Юго-Западном фронте. Прорыв, который позже назвали Брусиловским, выбил австро-венгерскую армию из Галиции. Но польские части сражались отважно: так, в боях у деревни Костюхновка легионеры ценой 2000 жизней смогли задержать продвижение противника, численно превосходившего их в четыре раза.
После Брусиловского прорыва в Вене и Берлине посчитали, что на поляков можно положиться и среди них нужно расширить призыв. Для этого было провозглашено марионеточное государство на оккупированной территории: Королевство Польское просуществовало два года – до ноября 1918 г., но так и не обзавелось монархом (государством управлял регентский совет, хотя фактически – немецкая администрация). Еще до завершения Первой мировой легионы были переведены в Варшаву, что означало переезд в столицу и футбольного клуба.
Уже весной 1917 г. «Легия» сыграла с «Полонией» – командой, которая была сформирована еще до войны. Так появилось Варшавское дерби – самое ожесточенное противостояние в польском футболе. Встреча прошла там же, где «Легия» будет принимать «Спартак». Матч в 1917 г. организовали на поле в парке Агриколы, а 10 лет спустя на этом месте возвели стадион Войска Польского. Его много раз перестраивали, а сейчас он носит имя Юзефа Пилсудского.
Со скамейки в сейм
С «Легией» связан один из главных скандалов в истории польского футбола. В начале 1990-х многие восточноевропейские клубы переживали непростые времена. Перевод экономики на капиталистические рельсы затронул и спорт. На этом фоне главная армейская команда Польши чуть не вылетела из высшего дивизиона. Но уже осенью 1992 г. «Легия» договорилась с заводом легковых автомобилей FSO. Деньги тут же вывели команду в лидеры чемпионата: в варшавский клуб переехало несколько сильных футболистов, а тренером назначили Януша Вуйчика, выигравшего с олимпийской сборной Польши серебро Игр-1992 в Барселоне.
В конце сезона 1992/93 в таблице лидировали «Легия» и ЛКС из Лодзи, перед последним туром варшавский клуб опережал конкурента только благодаря лучшей разнице мячей. Появление спонсора, усиление состава и успешный тренер – в этих обстоятельствах от «Легии» ждали только победы с выходом в Лигу чемпионов (туда команда не попадала с 1972 г.). К тому же путевка в еврокубки помогла бы отбить часть затрат.
Все должно было решиться в матчах «Висла» – «Легия» и ЛКС – «Олимпия». Встречи в Кракове и Лодзи проходили одновременно, чтобы ни у кого не было преимущества.
Претенденты на золото играли с командами, для которых с турнирной точки зрения сезон уже завершился, и оба матча закончились разгромными победами лидеров чемпионата, благодаря чему 34-й тур чемпионата Польши вошел в историю как «Воскресенье чудес».
Прямо во время игры против «Вислы» главному тренеру «Легии» Вуйчику звонили по допотопному мобильному телефону, чтобы рассказать о событиях матча в Кракове. Как только ЛКС забивал в ворота «Олимпии», мяч влетал и в ворота «Вислы». И в том, и в другом случае защитники не оказывали серьезного сопротивления. В итоге «Легия» победила со счетом 6:0, а ЛКС – 7:1. Шести забитых мячей столичному клубу хватило, чтобы выиграть золотые медали чемпионата Польши – первые за 13 лет.
Болельщики на трибунах сразу догадались, что за клоунаду они наблюдают. Фанаты «Вислы» освистывали свою команду еще по ходу встречи, требуя не позорить клуб и уйти с поля. Позже они обратились в прокуратуру, чтобы игроков привлекли к ответственности за договорной матч. При этом доказать факт сговора оказалось невозможно, хотя СМИ тиражировали заголовки «Вся Польша это видела», а Tempo написала о подкупе футболистов «Вислы» за 800 млн злотых.
Тренер «Легии» Вуйчик после матча спокойно заметил, что игра могла показаться инсценировкой, но это не так. Однако даже в отсутствие доказательств Польская футбольная ассоциация аннулировала результаты матчей «Легии» и ЛКС. В итоге чемпионом стал «Лех» из Познани, который к 34-му туру шел третьим и в последнем матче с трудом сыграл вничью. Он же вышел в Лигу чемпионов. А вот в Кубок УЕФА вообще никого не пустили – таким было наказание со стороны европейского футбольного союза. В следующем сезоне «Легия», ЛКС и «Висла» стартовали со штрафом в три очка.
Вуйчик проработал еще полгода, после чего уехал тренировать молодежную сборную ОАЭ – серьезные клубы его больше не приглашали. В 2000 г. он снялся в эпизодической роли в польской комедии, после чего ушел в политику и даже избрался в сейм. Попутно Вуйчика ловили за вождение в пьяном виде, а затем он еще несколько раз становился фигурантом дел о коррупции в польском футболе.
«Пять минут» Черчесова
Наибольших успехов «Легия» добилась уже в XXI в. С 2012 г. клуб семь раз выигрывал чемпионат и трижды выходил в 1/16 финала Лиги Европы. Часть этих побед связана с именем Станислава Черчесова, который проработал в «Легии» меньше года, но успел понравиться поклонникам варшавского клуба.
Осенью 2015 г. команда находилась в кризисе. Бывший защитник «Манчестер Юнайтед» и «Блэкберна» норвежец Хеннинг Берг явно не справлялся с обязанностями тренера: в предыдущем сезоне «Легия» стала лишь второй, а в начале следующего опустилась до четвертой. Выправлять положение позвали российского специалиста с опытом работы в «Спартаке», «Амкаре» и московском «Динамо».
Перед Черчесовым стояла амбициозная задача – выиграть золото в год столетия клуба вопреки неудачам на старте. К слову, такая же цель заявлена и у «Спартака», который отметит юбилей в апреле, но пока далек от чемпионского графика.
Черчесов не только привел «Легию» к первому месту, но и взял кубок. Приглашение российского тренера фанаты поначалу восприняли с юмором – шутили, что команду повезут на сборы в Новосибирск. Но результаты и, как ни странно, открытость Черчесова разрушили стереотипы. На фото тренер появлялся с жестом в виде буквы L, разрешил проводить регулярные встречи фанатов с игроками и не отказывал себе раскрепощенно отвечать на вопросы журналистов.
Например, после победы над «Гурником» корреспондент расспрашивал, почему «Легия» потеряла концентрацию в последние пять минут. Черчесов напомнил, что все остальное время его команда провела достойно, и призвал не зацикливаться на негативе: «Что ты все про «пять минут»? Знаешь, в России есть такая песня: «Пять минут, пять минут». Давай про футбол говорить! Что у вас за привычка?»
Успехами в «Легии» Черчесов обратил на себя внимание РФС и получил пост в сборной России, а варшавской команде после победного сезона снова пришлось искать тренера. Но у болельщиков «Легии» остались самые теплые воспоминания о российском специалисте. О нем вспомнили и совсем недавно: клуб проводит провальный сезон и рискует покинуть высший дивизион, поэтому в конце октября во время матча с «Погонью» фанаты «Легии» скандировали имя Станислава Черчесова. Вероятно, намекали руководству на то, кто может быстро исправить положение.