Документальное кино о жизни клубов – новый тренд в футболе. Это хороший инструмент для привлечения инвесторов
Клубы РПЛ тоже в теме25 ноября на платформе Amazon Prime вышел новый сериал из цикла All or Nothing. В центре внимания – «Ювентус». «Ведомости.Спорт» узнал, зачем клубам документальные фильмы о себе.
Провальный сезон в кадре
Amazon заказывает кино для спортивного цикла All or Nothing разным продюсерским командам. Сезон «Ювентуса» снимала англо-американская компания Fulwell 73, известная в индустрии по двум сезонам документалки Sunderland Till I Die для Netflix, фильмам о легкоатлетах Усэйне Болте и Мо Фара, а также «Классу 92» – про успешное поколение «Манчестер Юнайтед».
«Как это обычно и бывает в больших документальных проектах, мы работали с «Ювентусом» не как с клиентом – на время съемок мы стали частью клуба, – говорит в интервью «Ведомости. Спорту» руководитель направления «Спорт и музыка» Fulwell 73 Ричард Томпсон. – Только так изнутри можно понять, что действительно важно показать зрителю. В то же время приходится искать компромиссы между тем, что мы хотели бы включить в сериал и что клуб хотел бы в нем видеть – мы делаем так, чтобы документалка была честной, но не вредила команде».
На примерах «Сандерленда» и «Ювентуса» Томпсон поясняет, что одной из главных задач в процессе съемок было получить нужный доступ к футболистам. В английском клубе проблем с этим не возникло, в итальянском сложнее всего пришлось с Криштиану Роналду. Представитель компании не назвал его имени, но формулировки не оставляют сомнений.
«Мы смогли добиться лишь пятиминутного интервью, потому что в этом случае оказалось недостаточно контракта с клубом на реализацию проекта, – рассказывает Томпсон. – Наверняка вы догадываетесь, о каком игроке я говорю. За это время, конечно, можно успеть очень мало содержательного. Поэтому одного из лидеров команды в фильме совсем мало».
По словам продюсеров, ключевое отличие в работе с Netflix и Amazon – разная степень свободы действий. Серия All or Nothing придумана как коллаборация сервиса и футбольной организации, поэтому исполнитель действует по сценарному шаблону, а самостоятельный проект с Netflix согласовывали только на уровне основной идеи.
Если речь идет об отдельном сериале или документальном фильме, сначала продюсеры стараются получить одобрение идеи от героев, затем договариваются о стартовом финансировании со стриминговым сервисом: после пилотной части согласовывают общий бюджет и график производства. Бывает и так, что сами платформы приходят с готовой идеей и бюджетом, а кинокомпании остается только детальнее проработать концепцию и объяснить, что она готова снять за предложенные деньги.
Если у руководства клуба возникают сомнения по поводу влияния съемок на результат, главным аргументом кинопродюсеров становится дата релиза. Кино выходит по ходу следующего сезона и получается ретроспективным, а не раскрывающим детали происходящего прямо сейчас.
Это совпадение, но сезон 2020/21, когда шли съемки All or Nothing: Juventus, оказался неудачным для туринцев. Команда впервые за девять лет не выиграла чемпионат Италии, финишировав на третьем месте (золото взял миланский «Интер»), второй раз подряд вылетела из Лиги чемпионов на стадии 1/8 финала от португальского «Порту». В итоге главного тренера Андреа Пирло, нанятого перед сезоном, уволили, а Роналду сам попросил о трансфере и ушел в «Манчестер Юнайтед».
Как правило, чисто футбольные съемки – это 5–10 минут одной серии, остальное – внеигровые эпизоды. В основе концепции любого документального спортпроекта Fulwell 73 видит максимально правдивую историю, рассказанную отстраненно. Это ключевой аспект, по которому можно провести черту между маркетинговым видео, направленным на лояльную базу зрителей-болельщиков, и кино для широкой аудитории платформ уровня Amazon и Netflix.
40 дней на серию
По словам Томпсона, документальный сериал может помочь и в решении других глобальных задач: например, он вспоминает, что руководители «Сандерленда» согласились запустить съемки для Netflix в том числе для того, чтобы сериал на популярной платформе ускорил продажу клуба за счет увеличения его узнаваемости.
Несмотря на то, что документалка зафиксировала не возвращение команды в Английскую премьер-лигу сразу после вылета, как планировалось, а падение в третий по силе дивизион, эту задачу решили. Новым собственником в феврале 2021 г. стал 23-летний бизнесмен с русскими корнями Кирилл Луи-Дрейфус.
Основатель документального фестиваля BeatFilm Festival Кирилл Сорокин напоминает обстоятельства выхода All or Nothing о лондонском «Тоттенхэме»: его руководителю Дэниэлу Леви было важно привлечь дополнительное внимание к клубу на американском рынке и представить широкой аудитории новый стадион (он построен как многофункциональный объект с возможностью принимать матчи НФЛ – главной лиги американского футбола).
Вместе с этим в контракте главного тренера Жозе Моуринью было отдельно прописано, что он согласен участвовать в съемках и показать в сериале особенности своей работы.
Известно также, что главный тренер «Ливерпуля» Юрген Клопп настоял на том, чтобы клуб отклонил предложение Amazon – оно поступило перед чемпионским сезоном. На эту тему немец высказывался осенью 2019 г., когда вирусным стало видео из раздевалки ливерпульского стадиона «Энфилд»: в перерыве свою команду мотивировал американский тренер австрийского «Зальцбурга». Комментируя ролик, Клопп заявил, что тут же ушел бы по собственному желанию, если бы опубликовали подобный ролик с ним в главной роли.
Съемки и постпродакшен, если речь идет о показе целого сезона жизни клуба, занимают около полутора лет. Чаще всего монтаж первых эпизодов начинают уже по ходу завершающего этапа съемок – чтобы выпустить сериал вскоре после окончания сезона. «Ювентус» сыграл последний матч в мае 2021 г., релиз проекта на Amazon случился через полгода.
На пресс-конференции, посвященной выходу сериала, представитель Amazon Данте Соллаццо уточнил, что съемки длились больше 40 недель, а итоговые восемь серий монтировали из 7000 часов видео. В среднем на создание одной серии уходило около 40 дней.
Точка инвестиций
В Fulwell 73 считают, что рынок спортивных документальных фильмов уже очень хорошо развит, но все еще перспективен: запрос на истории растет и у тех, кто уже реализовывал подобные проекты (в этом ряду и ESPN с самой обсуждаемой документалкой 2020 г. The Last Dance о последнем сезоне Майкла Джордана в «Чикаго Буллз», и HBO, и другие мировые OTT-гиганты), и у новых игроков на рынке, в том числе локальных сервисов.
Один из первых примеров документального кино о российском клубе – шоу «Ростов-на-кону», вышедшее в 2021 г. в сервисе Premier. Его снимали при участии сотрудников телеканала «Матч ТВ» (входит в семью проектов «Газпром-медиа» вместе с Premier). В том же жанре недавно экспериментировал ФК «Краснодар» – клуб Сергея Галицкого выпустил полуторачасовой фильм о своем первом в истории сезоне Лиги чемпионов.
Кирилл Сорокин оценивает затраты на производство максимум в 6 млн руб. Если бы такой проект переформатировали в мини-сериал из шести-семи эпизодов, бюджет, по его мнению, мог бы вырасти примерно до 20 млн руб. Когда речь идет только о съемках в реальном времени, траты могут быть намного ниже по сравнению с кино, которому требуются архивные материалы, добавляет Сорокин: например, только на оцифровку записей, использованных в The Last Dance, ушло более $1 млн.
Эксперт полагает, что в течение пяти лет производство документального видео станет новой точкой для инвестиций российских клубов – такой же, как сейчас Instagram и TikTok. В том числе потому, что это удобный и эффективный формат для работы со спонсорами.