Фареры, Босния и даже Монголия: куда уезжают российские игроки, чтобы спасти карьеру
Уроки футбольной географииНизкий спрос на российских футболистов в Европе обычно объясняют высокими зарплатами в РПЛ и неготовностью к переменам самих игроков. Но есть и исключительные примеры, когда ради карьеры россияне путешествовали по экзотическим чемпионатам.
Карьера в кредит
В 1990-х переход в скандинавский клуб был для футболиста из России возможностью заработать – тогда там платили больше или, по крайней мере, стабильнее. Сегодня в топ-лигах Норвегии и Швеции выступают лишь голкиперы Никита Хайкин (он даже получил вызов в сборную России из «Буде-Глимт», недавно забравшего четыре очка у «Ромы» в Лиге конференций УЕФА) и Александр Васютин (арендован «Юргорденом» у «Зенита»).
Больше 10 лет назад вратарь Марк Рютин пытался устроить карьеру в Скандинавии, но безуспешно. Российские профессиональные клубы им не заинтересовались, и в 20 лет парень отправился за границу по маршруту Германия – Израиль – Молдавия – Дания – Фареры.
«В Германию я приехал в 2009 г., – рассказывает Марк в интервью «Ведомости. Спорту». – Агента у меня не было, поэтому я сам ездил по клубам и предлагал себя тренерам. Так я оказался в одной из команд – «Санкт-Паули» из Гамбурга. Правда, я не сильно погружался в тему лимита на легионеров в Европейском союзе: меня готовы были взять в дубль (это четвертая по силе лига), но получить рабочую визу я не мог из-за ограничений на иностранцев».
Не закрепившись в немецком футболе, Рютин поехал в Израиль, но оказалось, что и там легионеры не могут играть в низших лигах. Следующей остановкой стала Молдавия – вариант с «Олимпией» из города Бельцы устроил знакомый агент. Но в 2012 г. у клуба возникли финансовые проблемы, и Рютину снова пришлось искать новое место.
Марк так хотел играть в футбол, что был готов к любым переездам. Чтобы осуществить мечту, пришлось взять кредит и попросить денег у родителей. Транзитом через Германию Рютин оказался в Дании.
«Никаких писем я уже не писал, – объясняет экс-футболист свою тактику. – На собственном опыте убедился, что это бесполезно, – профессиональные клубы получают сотни подобных сообщений и не отвечают на них. Я смотрел заявки датских команд, где нет третьего вратаря. Ездил между городами, жил в хостелах». Несколько клубов Рютину отказали, а в «Ольборге» тренер вратарей, посмотрев резюме и видео, разрешил прийти на тренировку – и в итоге Марка взяли в дубль.
Российскому вратарю платили 3000 крон в месяц (по курсу 2013 г. – 16 000 руб.) – для Дании это катастрофически мало. «Меня спасал знакомый агент-ганец, у него можно было остановиться, – вспоминает Рютин. – А так цены там запредельные, зарплаты ни на что не хватало. Футболисты постарше обычно где-то подрабатывали».
Зато в Дании Рютин познакомился с агентом, который работал с клубами с Фарерских островов. В 2014 г. в местную высшую лигу вернулся клуб «Скала» из одноименной деревни на 600 человек. Туда и перешел Рютин. «Мне было без разницы куда, главное – заниматься любимым делом, – объясняет он. – Прилетел на Фареры поздно вечером, утром проснулся, а вокруг – фантастические виды: фьорды, заливы, водопады. Всем рекомендую съездить. В бытовом плане не было никаких проблем, деревня маленькая, но уровень жизни очень высокий».
От футбола ничего не отвлекало, вспоминает Рютин. В пяти минутах от дома – великолепное искусственное поле, хорошие раздевалки, тренажерный зал и прочая инфраструктура. Платили Рютину около 1000 евро в месяц, но клуб бесплатно предоставлял дом. «Для меня это было неплохо», – резюмирует Марк.
Он играл за основную команду «Скалы», но уровень местного футбола довольно низкий. По словам Рютина, лучшие фарерские клубы можно сравнить с ФНЛ-2. В его команде в основном играла молодежь, поэтому бороться за место в элите было сложно и с задачей «Скала» не справилась. После вылета из высшего дивизиона Марк разорвал контракт и снова отправился в Данию – в клуб «Веннсюссель», а в 2016 г. вернулся в Россию. К решению подтолкнуло желание нормально зарабатывать – правда, уже не как футболист. Сейчас Марку 33 года, и он дистрибутор международного бренда вратарских перчаток Elite Sport.
Вслед за тренером
Иван Енин завершать спортивную карьеру пока не собирается. Ему 27 лет, с лета-2021 он выступает за московское «Торпедо», а до этого больше двух лет представлял команды из Боснии. Туда полузащитника занесло транзитом через Латвию: в «Ригу» Иван поехал по приглашению главного тренера Дмитрия Хомухи, который в 2013 г. выигрывал со сборной России Евро U17.
Правда, в прибалтийском клубе специалист задержался ненадолго. В январе 2018 г. команду возглавил Гоце Седлоски, в прошлом легендарный защитник сборной Македонии. Как и Хомуха, балканец проработал в Латвии меньше года, но за это время он разглядел в Енине потенциал. Следующим клубом Гоце стал боснийский «Широки-Бриег» из одноименного города, и македонец позвал Ивана с собой.
«Седлоски когда-то играл в загребском «Динамо», а «Широки-Бриег» – это клуб хорватской диаспоры, – объясняет Енин в беседе с «Ведомости. Спортом». – У меня были варианты в ФНЛ, Казахстане и Белоруссии, но я долго не думал и уехал в Боснию. Там были неплохие условия – платили больше, чем в «Риге» и во многих клубах ФНЛ».
В «Широки-Бриеге» иностранцев почти не было, костяк команды состоял из воспитанников, многие из которых имели двойное гражданство – боснийское и хорватское. Среди легионеров – только Енин и бразилец Элиомар Сильва, ранее выступавший в белградском «Партизане».
«Стадион у команды небольшой, примерно на 8000, – вспоминает Енин. – Зато он заполнялся почти всегда. По крайней мере, в тех случаях, когда нас не наказывали матчами без зрителей за поведение фанатов. Это происходило постоянно – раз в одну-две игры дисквалифицировали либо одну из трибун, либо весь стадион целиком».
По словам Енина, болельщики приняли его не сразу. В числе популярных интернет-комментариев на его трансфер было: «Зачем подписываем не пойми кого?» и «Русские не умеют играть в футбол». В итоге Ивана полюбили, но, когда он перешел в клуб «Зриньски» из соседнего города Мостар, отношения с фанатами прежней команды снова испортились.
«Называли предателем, – рассказывает Енин. – «Зриньски» – один из лидеров боснийского чемпионата, он выступает в еврокубках. Фанаты очень требовательные: помню, как после неудачной игры болельщики подошли к нам на парковке перед стадионом пообщаться на повышенных тонах – человек 200–250. Требовали сосредоточиться на футболе и в свободное время никуда не выходить. Мостар – городок небольшой, и однажды фанаты увидели в ресторане моих партнеров по команде. Дали им тогда лещей».
Енин не жалеет, что провел несколько сезонов в Боснии. Уровень местного футбола, по его словам, приличный, а от размеренной жизни в Широки-Бриеге и Мостаре он получал удовольствие. Енин мог остаться (в «Зриньски» полузащитник выходил в основе), но ждал вариантов из других стран Европы. В итоге поступили предложения только из России. Одно из них – от «Торпедо», и его Иван принял. По словам игрока, его заинтересовала возможность поработать под руководством Александра Бородюка.
Из Монголии через забор
Заграничная поездка Дениса Книги получилась более драматичной. Бывшему вратарю «Луча» и «Тосно» 29 лет – отличный возраст для этого амплуа. Но почти три года назад его занесло в футбольный клуб «Дэрэн» из Улан-Батора. В столицу Монголии голкипер приехал после того, как поиграл в «Колхети», где им даже заинтересовалась другая, более сильная грузинская команда, но трансфер сорвался.
«Я связался с агентом, который работает с азиатскими клубами, – рассказывает «Ведомости. Спорту» Денис Книга. – Через два дня он сообщил, что единственный вариант – Монголия. Мог перейти в нашу вторую лигу, но я не хотел там играть. Но оказалось, что «Дэрэн» – это даже хуже ФНЛ-2».
Денис присоединился к команде на сборе в Китае, а оттуда отправился в Монголию. Первый шок – это шестичасовая поездка в Улан-Батор на маршрутке. Но и чтобы покинуть «Дэрэн», Книге тоже пришлось через многое пройти.
«В Монголии я мог находиться 90 дней, но каждые 30 был обязан выезжать, чтобы получить штамп на таможне, – вспоминает футболист. – И вот в последний день меня отвезли на границу с Россией. Автобус задержался, мне выписали штраф и еще продержали на КПП до утра. В клубе на мои звонки не отвечали, а у меня в кармане – около 5000 руб. Пришлось брать попутку назад до Улан-Батора».
С рабочей визой для россиянина тоже возникли проблемы – Книга ее так и не получил. «Пытался объяснить в клубе, что мне нужны документы, чтобы съездить в Россию, но мне ответили: «Никуда не поедешь», – рассказывает Денис. – В итоге я просто взял билет на 89-й день – как раз наступила пауза на матчи сборных. В шесть утра выезжал с закрытой базы. Пришлось вылезать из окна, перекидывать чемодан через двухметровый забор, брать такси и ехать в аэропорт».
Из клуба даже не позвонили, чтобы узнать, вернется ли игрок и когда. В «Дэрэне» у Книги остались все футбольные документы, т. е. контракт действовал – зарплата уже не приходила (должны были платить 1000 евро в месяц – большие деньги по монгольским меркам), но поменять клуб было нельзя.
«Целый год я не мог уйти ни в какую команду, – добавляет Книга. – Звонил президенту клуба (он говорит по-русски), просил поступить по-человечески и открепить меня. Он ни в какую. Проблема в том, что у меня не было агента, который мог бы договориться с клубом. Думаю, с ним вопрос решился бы быстро». Сегодня Книга – играющий тренер петербургского любительского клуба «Ядро», а скоротечный монгольский этап карьеры он воспринимает как жизненный урок.