Климат-контроль: организаторы ЧМ-2022 нашли способ победить жару. Помогут современные технологии
«Ведомости. Спорт» - из КатараЗа год до чемпионата мира по футболу в Катаре готова почти вся спортивная инфраструктура. На семи из восьми арен турнира будет функционировать инновационная система охлаждения воздуха – «Ведомости. Спорт» ее протестировал.
Катар получил право на проведение чемпионата мира в декабре 2010 г. – в тот же день Россия стала хозяйкой ЧМ-2018. Решение ФИФА впервые отправить турнир на Ближний Восток, в страну, где футбол не является частью культуры, тогда многих удивило, а впоследствии вызвало немало вопросов: жаркий климат, ограничения по продаже алкоголя и тяжелые условия труда мигрантов за 11 лет обсуждали не раз.
Катарская погода заставила первый раз в истории сместить сроки проведения чемпионата мира: еще в сентябре 2014 г. утвердили, что турнир пройдет не летом, а с 21 ноября по 18 декабря. Принимая решение, учитывали и опыт ЧМ-2014: в июле – августе в Бразилии было очень жарко и влажно, тяжело пришлось и футболистам, и зрителям. В Катаре летом до +50 °C, не рекомендуется даже выходить на улицу. В ноябре – декабре температура в среднем почти в два раза ниже: в последний осенний месяц +28 °C, в первый зимний около +23 °C.
И все же это усредненные показатели, а не гарантия комфорта для футболистов и зрителей, поэтому в Катаре разработали инновационную для стадионов такого масштаба систему охлаждения – даже если на улице будет палить солнце, в чаше создадут приятные +21 °C. Корреспондент «Ведомости. Спорта» побывала на аренах ЧМ-2022 и лично в этом убедилась.
Радиатор на стадионе
«С того момента, как Катар выиграл право на чемпионат мира, мы начали разрабатывать системы охлаждения на стадионах, – рассказывает доктор Сауд Абдул-Гани, инженер-механик, автор инновационной технологии. – Нам нужно было создать комфортные условия для трех важнейших составляющих каждого матча: зрителей, игроков и газона. При разработке мы использовали тепловой индекс – соотношение температуры воздуха и влажности, которое позволяет оценить ощущения человека в жаркую погоду. Снаружи стадиона установлена система контроля, она замеряет эти показатели, а также уровень солнечной радиации».
Детальное устройство системы охлаждения журналистам не показали, но объяснили принцип действия: холодная вода из баков, размещенных в технических помещениях стадиона, подается в разветвленную систему труб под трибунами – это помогает снизить температуру воздуха, а мощные вентиляционные установки отвечают за его рециркуляцию внутри арены.
«Это чем-то напоминает радиатор в машине, – пояснил АбдулГани. – Кроме того, мы фильтруем воздух, поэтому внутри чаши стадиона нет пыли и легко дышать. Например, людям, страдающим аллергией, на наших аренах будет очень комфортно». Вентиляционные отверстия, через которые воздух будет поступать на трибуны, располагаются под каждым креслом, но ноги не мерзнут: потоки прохладного воздуха неощутимо окутывают и будто создают вокруг невидимый пузырь. При работающей системе находиться в чаше стадиона действительно приятно, хотя на улице +36 °C: внутри легче дышится, а спустя 40 минут даже хочется накинуть куртку.
На верхних ярусах, которые после чемпионата мира на большинстве стадионов будут демонтированы (вместимость сократится в среднем на 50%), система тоже установлена, но функционирует чуть иначе. Основное отличие – отсутствие вентиляционных решеток под каждым креслом.
Сотни сенсоров, расположенных по всему периметру стадиона, подключены к единой системе, управлять которой можно даже с телефона. Тот, кому она доступна, получает возможность контролировать температурный режим на каждой трибуне в отдельности.
«Мой самый заклятый враг – воздух, который поступает извне, и открытая крыша, – объясняет Абдул-Гани. – Мне нужно от этого защищаться! Если вы посмотрите наверх, увидите экраны, которые блокируют горячий воздух. Это была тяжелая инженерная разработка, которая сейчас позволяет нам контролировать верхние зоны, где находятся зрители».
Научный подход
Все разработки сначала проверялись на компьютере: инженеры минута в минуту имитировали в программе погоду, чтобы понять, как настроить системы. Только на процесс моделирования ушло больше года.
Профильные сотрудники провели большую исследовательскую работу: изучили, как люди разного пола, возраста и национальности реагируют на жару и холод. Использовали в том числе данные с чемпионата мира в России: в фан-зонах задавали тысячам болельщиков из разных стран вопросы о погоде, которую те считают самой комфортной для просмотра матчей.
Выяснилось, что гости из холодных регионов предпочитают тепло, а приехавшие из жарких стран – холод. Так организаторы пришли к необходимости найти идеальную температуру, которая устроила бы и тех и других, – посчитали, что при +21–22 °C комфортно должно быть всем.
Используя специальный термометр, похожий на профессиональный фотоаппарат, Абдул-Гани показывает журналистам, что у поля температура установилась как раз на этом уровне. «Для нас важно обеспечить людям со всего мира тепловой комфорт во время игр», – добавляет он.
По словам Абдул-Гани, затраты на системы охлаждения составляют в среднем 15–20% от общей стоимости стадиона, но без них строительство арен бессмысленно в долгосрочной перспективе: планы Катара по наследию подразумевают их использование круглый год для различных целей. Например, арена «Лусаил», где пройдет финал чемпионата мира, будет переделана под офисы, больницы, отель и общественные пространства. «Большинство стран обычно презентовали свои стадионы как дизайнерскую идею. Мы же сделали акцент на технологиях», – резюмирует Абдул-Гани.