«Локомотив» хочет жить за счет трансферов: уже вложили 30 млн евро, чтобы заработать на перепродажах

    Стратегию внедряет немец Ральф Рангник, который построил успешную систему для Red Bull
    Ральф Рангник
    Ральф Рангник /Getty Images

    В ночь с 7 на 8 сентября в Российской премьер-лиге (РПЛ) закрылось трансферное окно. Самым активным на рынке оказался московский «Локомотив»: клуб потратил больше 30 млн евро на восьмерых футболистов, старшему из которых 25 лет. Непривычную для «Локо» тактику во многом объясняют недавние перестановки в менеджменте. В декабре 2020 г. генеральным директором клуба стал Владимир Леонченко, а председателем совета директоров – заместитель гендиректора РЖД, 38-летний Александр Плутник.

    В декабре 2020 г. генеральным директором клуба стал Владимир Леонченко, а председателем совета директоров – заместитель гендиректора РЖД, 38-летний Александр Плутник. В июле 2021 г. руководителем по спорту и развитию назначили немецкого тренера и функционера Ральфа Рангника. Иностранный специалист в руководстве российского футбольного клуба – редкий случай. В «Зените» в конце 2010-х спортивным директором работал испанец Хавьер Рибалта, но 63-летний Рангник – фигура другого уровня.

    В последние годы его имя четко отождествляется со словом «система». Рангник не решает конкретные задачи типа «омолодить состав» или «выиграть чемпионат», а занимается развитием проекта в целом. «Главный вопрос любого потенциального места работы, куда я собираюсь: могу ли я быть тем, кто влияет на развитие всего клуба? – рассказывал специалист в интервью Breakinglines.com. – Если нет, то вы получите только половину того, на что я способен. Если да, то шансов на успех будет больше».

    Управление активами

    Представление о «системе Рангника» сформировала в первую очередь его работа в «Ред Булл Зальцбург» (два чемпионства, два Кубка Австрии), а затем взлет «РБ Лейпциг». В 2012 г. клуб играл в четвертой лиге, а теперь регулярно претендует на топ-3 в Бундеслиге и шумит в Лиге чемпионов, сохраняя положительный трансферный баланс. Заработали даже на тренере: летом 2021 г. за рекордные 25 млн евро отправили в «Баварию» Юлиана Нагельсмана.

    Но история Рангника началась еще в середине 1980-х, когда, рано завершив карьеру игрока, он помогал тренеру Хельмуту Гроссу разрабатывать тренерские пособия. Вместе они шокировали немецкий футбол, отказавшись в своих идеях от позиции «либеро».

    После провала сборной Германии на Евро-2000 (последнее место в группе) стало ясно, что тактические реформы необходимы – и отношение к разработкам Рангника/Гросса изменилось. И теперь их считают едва ли не главными идеологами перемен в немецком футболе, результатом которых стали и трофеи (ЧМ-2014), и плеяда молодых тренеров (к примеру, Томас Тухель начинал у Гросса), и успехи на молодежном уровне (команда до 2021 г. – действующий чемпион Европы).

    При этом Гросс всю жизнь работал в основном с любителями, а самый крупный клуб в тренерской карьере Рангника – «Шальке» из Гельзенкирхена. Имидж эффективного управленца Ральф заработал, став в 2012 г. частью футбольной империи «Ред Булл». Сначала в качестве спортивного директора «РБ Зальцбург» и куратора «РБ Лейпциг», а с лета 2019 г. Рангник отвечал за развитие всего футбольного направления компании, в том числе «Нью-Йорк Ред Буллз» и бразильского «Ред Булл Брагантино». «Мы обсуждали и матчи, и тренировочные планы, и развитие конкретных игроков. Он был в курсе всего, что происходит», – рассказывал о Рангнике в интервью Sports.ru руководитель «Брагантино» Тьяго Скуро.

    После ухода из «Ред Булл» летом-2020 Рангник фигурировал в инсайдах европейских СМИ как потенциальный тренер больших клубов – от «Милана» до «Манчестер Юнайтед», хотя уже десять лет (не считая коротких возвращений в профессию) не тренировал. Возможно, по этой причине переговоры не увенчались успехом: Рангнику требовалось контролировать больше, чем могли позволить боссы топ-клубов.

    Свои люди

    Формат сотрудничества Рангника с «Локомотивом» до сих пор не до конца понятен. На официальном сайте клуб объявил о назначении немца руководителем по спорту и развитию с контрактом на три года. Его годовую зарплату источник «Чемпионата» оценил в 4,5 млн евро (плюс 1 млн евро помощникам).

    Но сам Ральф в интервью Süddeutsche Zeitung заявил, что создает консалтинговую компанию, а «Локо» стал ее первым клиентом: «Изначально «Локомотиву» требовались мои взгляды на планирование команды, но после это превратилось в полноценное сотрудничество. Также мы планируем работать и с другими клубами, ведем переговоры еще минимум с двумя».

    Экс-исполнительный директор «Локомотива» Алексей Киричек считает, что формальная позиция Рангника не имеет значения. «Числится он в штате или нет – несущественно для оценки его взаимодействия с клубом, – добавляет Киричек в разговоре с «Ведомости. Спортом». – То, что делается в спортивном блоке, очевидно происходит с участием Рангника».

    Немецкий специалист до сих пор не сделал ни одного заявления, позволяющего ассоциировать его только с «Локомотивом». При этом на менеджерские позиции клуба назначены сразу несколько человек из его команды. Хорхе Иван Мартинес Рентериа получил должность директора по развитию игроков, медицине и инновациям, а Томас Цорн занял место технического директора. Плюс Кристиан Меркель – скаут, много лет работающий с Рангником.

    Кому принадлежит инициатива пригласить Рангника, неизвестно. Неясна и роль Цорна. Экс-гендиректор «Спартака» родился и вырос в Германии, где активно занимался агентским бизнесом, а после назначения Рангника в «Локо» Цорн получил должность в клубе – возможно, он и был в числе инициаторов сотрудничества с топ-менеджером из Германии.

    Но экс-игрок сборной России Владимир Бут, знакомый с Рангником по работе в «Ганновере», утверждает, что контакты в России у немецкого специалиста были еще до назначения в «Локо». «Его заметили на одном из матчей «Спартака» в РПЛ, – рассказывает «Ведомости. Спорту» Бут. – И я написал ему с вопросом, неужели он едет тренировать красно-белых. Ральф в ответ посмеялся и ответил, что у него был частный визит по приглашению друзей, а на матч [«Спартак» – «Локомотив»] вообще случайно попал».

    Фестиваль молодежи

    Официально объявив о назначении Рангника, «Локомотив» больше никак сотрудничество с немецким специалистом не афишировал. Цорн на запрос «Ведомости. Спорта» ответил: «Мы не даем комментариев». Скрытность стимулирует слухи. К примеру, летом источники «Чемпионата» утверждали, что новый менеджмент не заинтересован в долгосрочном сотрудничестве с нынешним тренером «Локо» Марко Николичем. Но пока гораздо четче стратегия Рангника просматривается в трансферной активности «Локомотива».

    За лето-2021 клуб потратил на новичков больше 30 млн евро, чуть-чуть не дотянув до собственного рекорда сезона 2013/14, когда закупка обошлась в 32 млн евро. Кроме того, «Локо» расстался с несколькими ключевыми игроками прошлых лет: полузащитник Владислав Игнатьев ушел свободным агентом в «Рубин», защитник Ведран Чорлука завершил карьеру, польского опорника Гжегожа Крыховяка спешно продали в «Краснодар». В приобретениях можно разглядеть «систему Рангника»: у всех новых игроков есть потенциал для развития и дальнейшей перепродажи за более крупную сумму.

    Константин Марадишвили и Наир Тикнизян (7 млн и 5 млн евро соответственно) из ЦСКА – молодые россияне, купленные на проблемные позиции. Алексис Бека-Бека (6 млн евро) – 20-летний талант из второго французского дивизиона, которым интересовались несколько клубов чемпионата Франции (Лига 1).

    Тино Анджорин (аренда у «Челси» с зимним правом выкупа за 20 млн евро и опцией обратной покупки лондонцами за 40 млн) – звезда юношеских команд «Челси», который не поднялся в основу только из-за высочайшей конкуренции. Тин Едвай (4 млн евро) – относительно молодой и дешевый игрок на замену Чорлуке. Гирано Керк (6 млн евро) – звезда голландского «Утрехта», к которому регулярно проявляли интерес местные гранды.

    При этом Рангник еще ни разу не высказался о системе подготовки молодежи в «Локомотиве». Киричек не считает это случайностью и напоминает, что при Рангнике «РБ Лейпциг» и «Ред Булл Зальцбург» в основном зарабатывали на перепродаже игроков, а не на трансферах своих воспитанников.

    «Для Рангника важно находить таланты, покупать их и продавать, чтобы купить новых. Это его стиль, – объясняет Киричек. – Вопрос – насколько это подходит «Локомотиву», который очень много вкладывает в собственную академию. «Лейпциг» при Рангнике практически не продавал воспитанников. Вернер, Конате, Упамекано – главные трансферные успехи клуба – приезжали в систему «Ред Булл» молодыми игроками, но далеко не детьми. В связи с этим интересно не только то, за какую сумму продадут Бека-Бека, но и как будет прогрессировать собственная молодежь «Локо» в новых реалиях».

    Рискованные инвестиции

    Только гарантиями Рангника окупить вложения в обозримом будущем можно объяснить щедрые траты «Локо». Ведь еще летом 2019 г. тогдашний руководитель команды Василий Кикнадзе заявлял, что клуб не может потратить на новичков больше 7 млн евро. А перед Рангником официально поставлена задача сократить зависимость «Локомотива» от денег головного акционера – РЖД.

    Киричек уточняет, что сейчас правильнее говорить не о потраченных клубом 30 млн евро, а о «взятых обязательствах» на эту сумму. «Локо», скорее всего, не израсходовал этим летом таких денег, – объяснил Киричек в своем Telegram-канале. – Потратил процентов 25–30%... Остальное клуб будет выплачивать в течение нескольких лет и не факт, что теми, кто сделал трансферы футболистов».

    Несмотря на повышенную трансферную активность, этим летом «Локо», по сообщениям инсайдеров, был готов и на более масштабную чистку состава, чтобы заработать на имеющихся активах и омолодить команду. СМИ сообщали о переговорах по продаже Антона Миранчука, Дмитрия Баринова и Пабло. При этом большинство новичков «Локо» подписал в последние дни трансферного окна.

    В разговоре с «Ведомости. Спортом» Киричек обращает внимание, что массовые закупки и продажи были характерны для клубов системы «Ред Булл» при Рангнике. «Думаю, когда немца звали в «Локомотив», понимали, что и здесь он продолжит работать в своем стиле, – добавляет Киричек. – И сам Рангник наверняка уточнял, что ему нужен карт-бланш на приглашение новых игроков и расставание со старыми. Болельщикам «Локомотива» нужно готовиться жить в новой парадигме большого количества трансферов».

    Доверившись Рангнику, «Локомотив» рискует больше, чем немецкий специалист. Его репутация вряд ли пострадает в случае неудачи – продавать и покупать игроков в Европе проще, чем в РПЛ. А «Локомотив» сейчас мощно вкладывается в систему развития игроков, которая еще никогда в российском чемпионате не работала на постоянной основе. Зато если сотрудничество получится успешным, Россия станет новой страной, которая покорилась системе Рангника.