У блогеров растут футбольные клубы: «Красава» уже в профи, «Сахалинец» стремится
Евгений Савин – президент с зарплатой 15 000 руб., Михаил Литвин тратит 15 млн руб.Дотации из бюджета и опека госкорпораций – типичные истории для российского футбола. Но в последние годы стали появляться смелые частные проекты. В низших лигах играют молодые команды, созданные популярными блогерами.
Теперь он тренер
Никита Ковальчук работает тренером в юношеской команде рижской футбольной школы «Метта» и Латвийского университета, но десять лет назад его знали в другом амплуа. Никита был звездой первой волны русскоязычного YouTube. Его блог «Картавый футбол» с разговорами о тактике, трансферах и голах был запущен в 2011 г., быстро завоевал солидную аудиторию, а позже получил телевизионную версию на «России-2».
В 2017 г. Ковальчук объявил о запуске проекта «Я тренер». Под этим названием Никита создал команду, заявил ее в чемпионат Петербурга 8 x 8 и заручился поддержкой питерского «Динамо» – клуб тогда выступал в Футбольной национальной лиге (ФНЛ). Договоренности были устными и касались лучших футболистов проекта – их могли привлекать к тренировкам «Динамо». Будни команды «Я тренер» стали темой новых видео Ковальчука. Вскоре он переименовал клуб в КФ (аббревиатура от «Картавого футбола»), а затем перевел в первенство города 11 x 11.
Самым медийным событием в истории команды стала игра против «Шеффилда» из восьмого по силе дивизиона Англии. В 2019 г. старейший клуб мира приехал в Россию, чтобы провести несколько товарищеских матчей. Встреча с КФ прошла в Раменском на стадионе «Сатурн» и собрала несколько тысяч зрителей. Перед игрой команда Ковальчука усилилась экс-нападающим сборной России Дмитрием Сычёвым, и именно он забил победный гол – 2:1. Его партнером на поле был полузащитник Роман Баранцев, который позже вошел в тренерский штаб КФ. По его словам, игроки отлично понимали, ради чего создан клуб.
«Было интересно понаблюдать за Никитой – человеком без футбольного прошлого, – рассказывает Баранцев, который успел поиграть за петербургское «Динамо» и вторую команду «Тосно». – Он создал команду, чтобы стать профессиональным тренером. Некоторые вещи удивляли: например, не самый грамотный подход к тренировкам, проблемы субординации или слишком эмоциональная реакция на происходящее на поле. Но отношение к делу и требования у Ковальчука оставались самыми высокими».
По словам Баранцева, футболисты КФ были любителями и зарплату не получали, но при необходимости Ковальчук всегда помогал. Однажды он оплатил костыли и лечение сломавшему ногу Баранцеву. Сумма небольшая – около 7000 руб., но для футболиста-любителя деньги существенные.
Сегодня Ковальчук практически не имеет отношения к команде. В начале 2020 г. КФ объединился с футбольной школой «Титаны» – та должна была стать академией при клубе за счет спонсора. К тому моменту Ковальчук уже получил должность ассистента тренера молодежной команды «Сочи», но продолжал руководить петербургским проектом. Более серьезным ударом по амбициям КФ стал даже не отъезд Никиты, а пандемия.
«Ушел основной спонсор – букмекерская компания, – объясняет «Ведомости. Спорту» Иван Митяшов, руководитель KF-Titans. – Финансирование сократилось в десять раз, а летом Никиту пригласили в юрмальский «Спартак». Расходы пришлось переложить на родителей юных футболистов, а Ковальчук должен был помочь с информационной поддержкой в соцсетях. «Но его аудитории это не очень интересно», – резюмирует Митяшов.
По словам Митяшова, в KF-Titans уже не осталось тех, кто работал с Ковальчуком. Теперь это просто детская футбольная школа, которую мало что связывает с клубом КФ. Он так и не стал профессиональным, как когда-то мечтал Никита. Да и Ковальчук так и не стал настоящим тренером, по крайней мере в России. Он не получил тренерскую лицензию, ее не выдают без профильного образования. Поэтому сейчас он работает в Латвии, где на тренерские курсы допускают без диплома.
Каждый матч — миллион
В год, когда Ковальчук записывал первые видео для «Картавого футбола», нападающий Евгений Савин прозябал в «Томи». О всероссийской известности он тогда мог только мечтать. Завершив карьеру футболиста, Савин прошел путь от ведущего программы «Культ тура» на «Матч ТВ» до самого популярного в России футбольного YouTube-блогера c 1+ млн подписчиков и доходом около $700 000, по данным Forbes. У его сюжетов с Александром Головиным из «Монако» и Александром Зинченко из «Манчестер Сити» по 3 млн просмотров.
Но особенно фактурными у Евгения получаются видео, где он препарирует истории банкротства российских клубов. Ролики про «Тосно», «Аланию», «Кубань», а также умирающие команды Дальнего Востока еще раз напомнили о реальном положении дел в российском футболе, где царят хаос и коррупция. С конца 2020 г. Савин сам руководит профессиональным клубом: летом 2021 г. он заявил «Красаву» в ФНЛ-2 (третью по значимости лигу страны).
«Если бы я знал, что управлять частным и честным клубом в России такой геморрой, я бы крепко задумался, стоит ли делать такие громкие и поспешные заявления, – признается Савин «Ведомости. Спорту». – Это очень сложно и энергозатратно, но я смотрю на пацанов, и это дикий кайф. К тому же я отвечаю за судьбы игроков, потому что многие пришли в команду, чтобы делать карьеру».
По словам Савина, изначально он планировал сформировать команду где-нибудь в провинции (например, в поселке Красава в Ленобласти) и пригласить туда только молодых футболистов. От переезда из Москвы Евгений отказался из-за семьи, а нужного количества перспективных игроков не нашлось.
В итоге 20-летние выступают вместе с ветеранами. Например, основному вратарю «Красавы» Дмитрию Яшину в октябре исполнится 40 лет. В клубе он не только выходит на поле, но и тренирует голкиперов. 35-летний Андрей Пазин играл в РПЛ в первом сезоне «Краснодара», а 36-летний Александр Крючков пересекался с Савиным еще в «Арсенале». Теперь оба – играющие тренеры «Красавы».
В первой официальной игре клуб «Красава» пробился в 1/128 финала Кубка России, а позже прошел еще одну стадию. В чемпионате самым большим успехом команды стал разгром «Зенита-2» со счетом 6:0. Медийные достижения измеряются не голами, а количеством просмотров: трансляцию первого домашнего матча посмотрели 700 000 человек, ролики о жизни клуба набирают до миллиона. Впрочем, внушительным выглядит не только интерес болельщиков, но и траты. Там тоже много нулей.
«Это Москва, и у нас нет привилегий, как у многих других клубов, – говорит Савин. – Мы все берем в аренду. Матчи проходят в «Лужниках», и каждая игра обходится нам в миллион рублей. Это значит, что до зимы мы потратим 12–13 млн только на стадион. А ведь еще есть зарплата, проживание, питание, налоги. В сентябре мы подсчитаем бюджет, но приблизительно это 75–80 млн».
Основной источник финансирования – букмекерская компания. По словам Савина, его зарплата в клубе – 15 000 руб., потому что «Красава» – это не бизнес-проект, а воплощение мечты. Сейчас приоритетная задача – результат, чтобы за командой начали следить не только из-за медийности ее создателя.
В два раза больше «Зенита»
У 21-летнего блогера Михаила Литвина спортивная карьера получилась еще скромнее, чем у Савина. В юношестве он занимался футболом в родном Южно-Сахалинске и ездил на просмотр в «Краснодар». Перебравшись после школы в Москву, он выступал за клуб ФШМ (Футбольная школа молодежи) и тогда же стал блогером.
Контент Михаила совсем не о футболе: самые популярные ролики Литвина – сожжение Mercedes AMG (26 млн просмотров), видео на песню Макса Коржа (11 млн) и разнообразные челленджи (до 10 млн). По данным SocialBlade, только по партнерской программе YouTube Литвин зарабатывает минимум $5000 в месяц.
YouTube принес деньги и славу – то, что можно было конвертировать в новый проект. Так появился «Сахалинец» – московская любительская команда, выступающая в четвертой по силе лиге страны. От идеи до первого матча прошло четыре-пять месяцев. Большинство игроков команды – воспитанники ФШМ либо футболисты, поигравшие в первой и второй лигах. Иногда на поле выходит и сам Литвин, если, конечно, его ставит в состав главный тренер Юрий Дроздов.
Чемпион России 2002 г. в составе «Локомотива» – пожалуй, самая большая звезда клуба наравне с блогером-основателем. «Мы сразу же подошли к делу профессионально и подготовили план развития клуба, – рассказывает «Ведомости. Спорту» Сергей Гореликов, управляющий делами «Сахалинца». – Все, кто у нас сейчас работает, имеют опыт в РПЛ: от главного тренера до массажиста. Михаил Литвин создавал клуб, чтобы он продвигался вверх по дивизионам, причем обязательно по спортивному принципу».
По итогам первого сезона «Сахалинец» стал четвертым. В нынешнем идет в числе лидеров. И, по словам Гореликова, клуб уже сейчас соответствует критериям ФНЛ-2 – лиге на уровень выше. Команда тренируется в «Лужниках», все игроки проходят медосмотр, а в штате даже есть тренер по физподготовке.
«Каждый футболист команды получает 15 000 руб. в месяц плюс бонусы, – комментирует Гореликов. – Это одна из самых больших зарплат в нашей лиге и одна из главных статей расходов. Кроме того, деньги уходят на аренду стадиона для тренировок и домашних матчей. В связи с ограничениями из-за пандемии одна игра обходится в 50 000–60 000 руб. За год на аренду, зарплаты и прочие расходы клуб нашего уровня тратит около 15 млн».
Поначалу Литвин вкладывал в клуб собственные средства, но недавно у «Сахалинца» появился спонсор в лице букмекерской компании. Но главный актив клуба – это огромная аудитория в интернете. Уже сейчас на инстаграм команды подписано 1,4 млн человек – в два раза больше, чем у «Зенита». Гореликов уверен, что, если бы не антиковидные требования, матчи «Сахалинца» собирали бы много болельщиков. По этой причине клуб откладывает товарищескую игру с «Красавой», чтобы ее могло посетить больше зрителей.
«Я думаю, ради матча против команды Евгения Савина на трибунах собралось бы по меньшей мере 10 000. А в целом мы планируем проводить на домашних встречах полноценный match day – с шоу-программой и концертами», – добавляет Гореликов. Впрочем, пока «Сахалинец» еще не все воспринимают всерьез.
Возможно, это отчасти связано с репутацией Литвина, который приучил аудиторию к трэш-контенту. Но, по словам Гореликова, блогер изначально позиционирует клуб не как развлекательный проект – это настоящая профессиональная футбольная команда. И хотя в соцсетях «Сахалинца» – миллионы, а команда работает над популяризацией футбола в России, вести переговоры с потенциальными спонсорами и футбольными федерациями довольно сложно.