Грандиозный спор о реформах РПЛ: обещают большие деньги, но в них не все верят
Топ-клубы готовы к смене формата, а аутсайдеры сомневаются, что им станет лучшеОтложенное решение
31 августа клубы Российской премьер-лиги (РПЛ) могли утвердить новую схему чемпионата России, которая будет действовать с сезона 2022/23, но не стали этого делать. «Участники собрания отметили, что формат «Юпитер-16» нуждается в дополнительной проработке в ряде принципиальных вопросов, касающихся оценки роста стоимости медиаправ, принципов спортивной справедливости и составления календаря», – заявили в лиге по итогам.
Концепция «Юпитер-16», которая сейчас в центре внимания, предполагает модернизацию нынешнего гладкого чемпионата из 30 туров в двухэтапный турнир: 24 игры на первом, затем разделение на топ-6 и нижнюю десятку с уменьшением очков вдвое – и решающий раунд из девяти–десяти матчей.
Принцип составления календаря, обозначенный как пространство для доработки, – это в первую очередь сомнения клубов из потенциально нижней десятки. Они беспокоятся, что будут реже играть с топ-клубами и недополучат выручки от статусных домашних матчей.
Такая вероятность действительно есть, потому что на первом этапе каждая команда встретится с шестью соперниками из 15 по одному разу вместо двух, с тремя из них – только на выезде. Но разработчик нового формата Питер Ньювенхейс, руководитель голландской компании Hypercube, предлагает сфокусироваться на другом.
«Даже команды из нижней четверки будут играть с топ-клубами чаще, в том числе дома, – отметил он на пресс-конференции по итогам обсуждений с клубами. – Прирост обеспечит вторая часть чемпионата. Топ-клубы регулярно будут оказываться в нижней десятке, даже «Зенит». Не бывает такого, чтобы одни и те же шесть клубов играли в топ-6, не пуская остальные. Мы провели 10 000 симуляций турнира с учетом всех возможных обстоятельств и убедились в этом. А если команда, которая традиционно финиширует ниже, удивит и попадет в золотую группу, она вообще дополнительно сыграет со всеми топами и дома, и в гостях».
По словам Ньювенхейса, игр между равными командами будет на 30% больше – по результатам их исследования, как раз такие матчи стимулируют болельщиков идти на стадион. В Hypercube ждут 15%-ного роста посещаемости – плюс 2000 зрителей в среднем на игре и 1,1 млн болельщиков суммарно (до 4,8 млн) с учетом увеличенного количества матчей.
Телевизионные эффекты
Еще смелее прогноз по росту стоимости телеконтракта, который должен стать ключевым драйвером экономического развития российского футбола.
В Hypercube уверены, что выручка от продажи прав вырастет многократно. Сейчас по контракту, подписанному в 2018 г. и истекающему по завершении сезона 2021/22, лига получает от «Матч ТВ» 1,7 млрд руб. в год. При этом независимое исследование Nielsen показало, что рыночная цена прав сейчас – 6 млрд руб. за сезон, а обновление формата, по мнению нидерландской компании, позволит зарабатывать более 10 млрд руб.
Ньювенхейс обращает внимание и на новую схему распределения теледохода, который предполагается внедрить. Во-первых, 2,1 млрд руб. сразу отдадут Футбольной национальной лиге (ФНЛ), чтобы стимулировать развитие клубов, регулярно пополняющих РПЛ. Во-вторых, уменьшат разницу между суммами для чемпиона и команды с последнего места – сейчас вознаграждение отличается в два раза (а в целом команды получают тем больше, чем выше финишировали), а будет отличаться в полтора.
По расчетам Hypercube, победитель РПЛ сможет заработать около 770 млн руб., последний клуб – около 500 млн, тогда как в нынешней системе, если отталкиваться от рыночной оценки Nielsen, по новому контракту лидеру полагается 520 млн руб., а аутсайдеру – 248 млн.
«Маленькие клубы получат более значительную долю пирога, который к тому же и суммарно увеличится, – подчеркивает Ньювенхейс. – Новый принцип распределения поможет небольшим клубам развиваться интенсивнее, чем топ-командам, потому что одна и та же сумма даст середнякам больший эффект, чем лидерам».
Игроки телерынка пока относятся к прогнозу Hypercube осторожно. «Матч ТВ» объявил, что воспользовался правом первоочередного предложения о новом контракте. По данным «РБ Спорт», лиге готовы платить 4 млрд рублей в год за ТВ- и коммерческие права. Президент РПЛ Сергей Прядкин заявил журналистам, что при предложении в 10–12 млрд лига подпишет контракт сразу же, а в ином случае проведет тендер.
Одним из его участников планирует стать консорциум онлайн-кинотеатра Start и компании «Мегафон». Разработкой этой заявки занимается бывший руководитель проекта «Лига ТВ» и экс-гендиректор московского «Локомотива» Илья Геркус. Он тоже осторожен в оценке будущего влияния изменений формата на стоимость контракта.
«Посчитать, как увеличение количества матчей повлияет на ценность контракта для зрителей, сейчас невозможно, – говорит Геркус «Ведомости. Спорту». – Мы считаем так: среднее количество зрителей, стоимость подписки и количество месяцев, на которое она оформляется. В месяцах это будет плюс-минус тот же чемпионат. Тот факт, что внутри месяца будет чуть больше матчей, не дает нам возможности достоверно посчитать потенциальный рост стоимости подписки. Поэтому сейчас мы считаем по старой цене и эффективному число месяцев, в которые проводится чемпионат. То есть с двумя паузами: летней и зимней».
Геркус приводит в пример хронометраж художественного фильма, который напрямую не сказывается на сборах.
«Выходит очередной фильм про Джеймса Бонда на 200 минут, кассовые сборы – миллиард рублей. А следующий фильм не 200, а 250 минут – значит ли это, что заработают не миллиард, а 1,25 млрд? Нет, – поясняет он свою позицию. – Или очередной сезон «Игры престолов» вышел бы не в десяти сериях, а в 12 – будет ли больше зрителей? Точно не сказать. Интерес может быть выше, но заранее это неизвестно. Поэтому мы исходим из сложившихся коэффициентов, сложившейся динамики и опыта предыдущих лет».
Запрос на обоснование
Поиск компромисса между авторами проекта и клубами, которые должны проголосовать за внедрение изменений, – задача на ближайший месяц. Следующее общее собрание запланировано на начало октября.
Позиция того или иного клуба по развитию РПЛ во многом зависит от экономической модели его функционирования, объясняет «Ведомости. Спорту» руководитель практики консультационных услуг для компаний спортивной индустрии PwC в России Вадим Храпун.
«Как показывает наш опыт взаимодействия с клубами, основной критерий при формировании их позиции в отношении предлагаемых инициатив – обоснование экономического эффекта от их реализации», – говорит Храпун.
Он обращает внимание, что с учетом ряда факторов, включая различия в структуре клубных доходов и коммерческом потенциале региональных рынков, далеко не всегда эффект от реализации предлагаемых реформ может превышать объем и стоимость необходимых для их осуществления ресурсов: не только прямых расходов, но и трудозатрат.
«Важно обеспечивать соответствующие стимулирующие меры для клубов с разным уровнем развития, – комментирует Храпун. – Кроме того, нужно оказывать максимальное содействие с организационной точки зрения, это будет способствовать снижению сопутствующих издержек со стороны клубов».